Постановка новых целей

Рекомендации X. Ясухисо разработаны на основе опыта японских фирм и предназначены в основном для производителей товаров широкого спроса. Автор определяет несколько основных источников рождения новых идей потребительских товаров.

В качестве первого источника выступают претензии потребителей к уже выпускающимся товарам. Отмечается, что в настоящее время фирмы - производители относятся к претензиям потребителей не как к чему-то позорящему, а в основном как к источнику новых идей. Схема работы с претензиями имеет следующий вид:

а) претензии потребителя;

б) обработка претензий;

в) анализ информации о претензиях;

г) усовершенствование товаров. Разработка ассортимента новой продукции.

Вторым источником является учет того факта, что потребитель, покупая товары, стремится обрести надежность и устойчивость своей жизни. Источником новых идей поэтому может быть анализ тревожащих население сторон жизни. К важнейшим из них, по мнению автора, относятся: здоровье, воспитание и образование детей, опасность отравления пищевыми и лекарственными веществами, преступления, предупреждение преступлений, несчастные случаи на транспорте и в быту, землетрясения.

Беспокойство и тревога рождает новые потребности. Их надо анализировать и думать о предоставлении новых услуг.

Третьим источником информации является анализ причин отсутствия спроса на неходовые товары. В книге X. Ясухисо [14] приводится перечень возможных причин отсутствия сбыта товара, даются краткие рекомендации по устранению этих негативных явлений. В частности, в процессе анализа может появиться идея нового или значительно более усовершенствованного товара.

Четвертый источник - анализ изменения ценностей потребителей. Отмечается, что в основном ценности меняются весьма медленно, однако энергетический кризис 1973 г., эпидемии и другие подобные явления часто приводят к быстрому и существенному изменению ценностей.

Последний, пятый по счету источник информации - анализ образа жизни "странных" личностей. Обычный потребитель товаров живет стереотипами, формируемыми самими товарами. Выход на новые потребности у него встречается крайне редко и не в явно выраженной форме. Более ценным источником идей будет исследование людей, живущих по своим законам, нонконформистов, то есть людей, которые представляются окружающим странными.

Предлагаемые японским автором рекомендации не могут считаться связным методом, это скорее набор приемов. Однако ценность состоит в том, что в них затронут самый ранний этап работы - формирование цели разрабатываемого изделия.

-------

Закономерным этапом развития средств, увеличивающих разнообразие генерируемых идей, является осознание и использование психических механизмов генерации идей. Проводимые, в частности в ГДР, исследования позволяют заметить некоторое соответствие между основными логическими этапами работы по созданию новых решений и психологическими механизмами, реализуемыми в процессе творческой мыслительной деятельности [15].

Так, в работе группы исследователей ГДР предложена общая структура процесса изобретения: постановка проблемной задачи; исследование поставленной проблемы, ее уточнение; поиск идей, приводящих к решению, оценка идей и выбор наиболее приемлемой идеи (решение задачи). Эти же исследователи указывают, что процесс изобретения основывается на реализации решающим задачу следующих элементов: идентификация, уточнение, анализ, абстрагирование, генерирование (оно состоит, в свою очередь, из таких компонентов, как вариации, комбинации, аналогии, ассоциации), конкретизация, синтезирование, оценивание и решение. Работы, подобные исследованиям, проводимым в ГДР, не являются методами в чистом виде. Но они тем не менее играют определенную роль в процессе разработки основ методологии, поскольку в них осуществляется процесс подведения научной базы под эмпирически найденные приемы и методы. Выявленные механизмы используют для организации процесса творческого поиска профессионалами в области решения поисковых задач.