Возможности использования фактурных трикотажных полотен с текстильными материалами

Проектируя костюм, дизайнер выбирает те или иные подходящие для поставленной задачи виды сырья и цветовой гаммы. Но иногда этих средств бывает недостаточно. В этом случае уместно обращение к другим текстильным материалам: различным видам ткани, кожи, меха, пленочных материалов, фурнитуры и пр. Исчерпать возможности комбинирования подобных материалов с трикотажем невозможно (прил. 6).

В поиске выразительных комбинаторных сочетаний различных фак­турных поверхностей формы используют такие средства гармонизации как пластическая сопряженность частей формы, пропорциональность, ритми­ческая согласованность, масштабность, симметрия и асимметрия, цвет. Композиционная проработка фактурных форм и организация их в единую структуру костюма достигается посредством их сопряжения между собой по принципу:

• соединения материалов в одном изделии;

• взаимного пересечения материалов друг с другом в комплекте, состоящим из нескольких изделий.

Соединение материалов происходит с помощью наклеивания или на­шивания на трикотажное полотно контрастных по структуре материалов (метод аппликации). В качестве аппликативного материала традиционно используются: кожа, замша, мех, драп, щелк, кружево. Технологические приемы закрепления аппликации могут быть достаточно разнообразны: машинным, клеевым способом, вручную, в сочетании с вышивкой или пе­чатью (рис. 67, а - г).

Соединение различных по структуре материалов может происходить в процессе вязания, например, использование меховых лент в качестве до­полнительной нити при выработке уточного переплетения, вязание кожа­ной и бисерной нитью и пр. (рис. 67, д - и).

Принцип взаимного пересечения форм отражает многослойность в одежде. Композиционная проработка сопряжения форм в многослойном комплекте ведется в следующих направлениях:

Ø корректировка пропорциональных отношений частей формы;

Ø выявление главных и второстепенных декоративных характеристик материалов;

Ø организация цветовой и фактурной доминанты;

Ø уточнение соответствия пластических и декоративных характеристик материалов авторскому замыслу и назначению одежды.

Рис. 67. Способы соединения различных материалов в единую

структуру

При организации костюма с использованием различных фактурных материалов главным является закон соподчинения и пропорциональное соотношение как самой формы, так и материалов ее заполняющих. Для гармонизации формы в таком изделии необходимо обращать внимание на качественное и количественное соотношение фактур.

Под качественным сочетанием следует понимать совместимость используемых материалов. В зависимости от назначения проектируемого костюма, выбираются те или иные качества материала (табл. 2). Количественное соотношение материалов подразумевает пропорцио­нальное соотношение различных фактур, используемых в одном костюме.

 

Таблица 2

Комбинирование различных текстильных материалов с трикотажем,

сочетающихся в одном изделии

 

 

 

 

 

 

Сырьевой состав трикотажного полотна Материалы для комбинирования
мех кожа и замша группа тканей
Сырье, используемое для выработки трикотажного полотна нарядного ассортимента полушерсть, шелк полушерсть, мохер полушерсть, мохер
мононить, мохер, полу­шерсть лен, фасонная нить мононить, мохер, акрил
вискоза, ме- танить вискоза, полу­шерсть, мета-нить полушерсть, ме-танить
Сырье, используемое для выработки трикотажного полотна повседневного назначения полушерсть, мохер полушерсть, акрил полушерсть, мохер
лен, фасонная нить лен, шелк лен
вискоза вискоза, полу­шерсть вискоза, фасон­ная нить

Сочетание различных по фактуре материалов в одном изделии пре­следует различные цели:

• эстетические цели (художественный замысел);

• технологические цели (функциональность, методы обработки);

• повышение эксплуатационных качеств изделий и экономию дорого­
стоящих материалов.

Сочетание разных по качеству и состоянию материалов в одном кос­тюме позволяет создать образный, динамичный костюм и является мощ­ным композиционным средством в руках умелого дизайнера.

Выразительность и образное решение костюма во многом зависит от оригинальности сочетаемых материалов, поэтому при работе над трактовкой фактуры дизайнер обращается к творческим источникам. Ими могут быть: природные материалы, иллюстративный материал, живопись и т. д.


[*] Под материалом в данном случае подразумевается весь комплекс характеристик трикотажного полотна: структура, пряжа, физико-механические свойства и т.д.

[†] Гармония (от древнегреческого harmonia) - стройная согласованность частей целого.

[‡] Иррадиация (от лат. ]ггаЛо - сияю, испускаю лучи) - распространение, расширение.

[§] Иррадиация (от лат. ]ггаЛо - сияю, испускаю лучи) - распространение, расширение.

[**] Композиция (то лат. compositio) - составление, соединение

[††] Контрапункт -в музыке означает соединение в одно целое одновременно звучащих самостоятельных мелодий (полифония).