Возможности использования фактурных трикотажных полотен с текстильными материалами
Проектируя костюм, дизайнер выбирает те или иные подходящие для поставленной задачи виды сырья и цветовой гаммы. Но иногда этих средств бывает недостаточно. В этом случае уместно обращение к другим текстильным материалам: различным видам ткани, кожи, меха, пленочных материалов, фурнитуры и пр. Исчерпать возможности комбинирования подобных материалов с трикотажем невозможно (прил. 6).
В поиске выразительных комбинаторных сочетаний различных фактурных поверхностей формы используют такие средства гармонизации как пластическая сопряженность частей формы, пропорциональность, ритмическая согласованность, масштабность, симметрия и асимметрия, цвет. Композиционная проработка фактурных форм и организация их в единую структуру костюма достигается посредством их сопряжения между собой по принципу:
• соединения материалов в одном изделии;
• взаимного пересечения материалов друг с другом в комплекте, состоящим из нескольких изделий.
Соединение материалов происходит с помощью наклеивания или нашивания на трикотажное полотно контрастных по структуре материалов (метод аппликации). В качестве аппликативного материала традиционно используются: кожа, замша, мех, драп, щелк, кружево. Технологические приемы закрепления аппликации могут быть достаточно разнообразны: машинным, клеевым способом, вручную, в сочетании с вышивкой или печатью (рис. 67, а - г).
Соединение различных по структуре материалов может происходить в процессе вязания, например, использование меховых лент в качестве дополнительной нити при выработке уточного переплетения, вязание кожаной и бисерной нитью и пр. (рис. 67, д - и).
Принцип взаимного пересечения форм отражает многослойность в одежде. Композиционная проработка сопряжения форм в многослойном комплекте ведется в следующих направлениях:
Ø корректировка пропорциональных отношений частей формы;
Ø выявление главных и второстепенных декоративных характеристик материалов;
Ø организация цветовой и фактурной доминанты;
Ø уточнение соответствия пластических и декоративных характеристик материалов авторскому замыслу и назначению одежды.
Рис. 67. Способы соединения различных материалов в единую
структуру
При организации костюма с использованием различных фактурных материалов главным является закон соподчинения и пропорциональное соотношение как самой формы, так и материалов ее заполняющих. Для гармонизации формы в таком изделии необходимо обращать внимание на качественное и количественное соотношение фактур.
Под качественным сочетанием следует понимать совместимость используемых материалов. В зависимости от назначения проектируемого костюма, выбираются те или иные качества материала (табл. 2). Количественное соотношение материалов подразумевает пропорциональное соотношение различных фактур, используемых в одном костюме.
Таблица 2
Комбинирование различных текстильных материалов с трикотажем,
сочетающихся в одном изделии
Сырьевой состав трикотажного полотна | Материалы для комбинирования | ||
мех | кожа и замша | группа тканей | |
Сырье, используемое для выработки трикотажного полотна нарядного ассортимента | полушерсть, шелк | полушерсть, мохер | полушерсть, мохер |
мононить, мохер, полушерсть | лен, фасонная нить | мононить, мохер, акрил | |
вискоза, ме- танить | вискоза, полушерсть, мета-нить | полушерсть, ме-танить | |
Сырье, используемое для выработки трикотажного полотна повседневного назначения | полушерсть, мохер | полушерсть, акрил | полушерсть, мохер |
лен, фасонная нить | лен, шелк | лен | |
вискоза | вискоза, полушерсть | вискоза, фасонная нить |
Сочетание различных по фактуре материалов в одном изделии преследует различные цели:
• эстетические цели (художественный замысел);
• технологические цели (функциональность, методы обработки);
• повышение эксплуатационных качеств изделий и экономию дорого
стоящих материалов.
Сочетание разных по качеству и состоянию материалов в одном костюме позволяет создать образный, динамичный костюм и является мощным композиционным средством в руках умелого дизайнера.
Выразительность и образное решение костюма во многом зависит от оригинальности сочетаемых материалов, поэтому при работе над трактовкой фактуры дизайнер обращается к творческим источникам. Ими могут быть: природные материалы, иллюстративный материал, живопись и т. д.
[*] Под материалом в данном случае подразумевается весь комплекс характеристик трикотажного полотна: структура, пряжа, физико-механические свойства и т.д.
[†] Гармония (от древнегреческого harmonia) - стройная согласованность частей целого.
[‡] Иррадиация (от лат. ]ггаЛо - сияю, испускаю лучи) - распространение, расширение.
[§] Иррадиация (от лат. ]ггаЛо - сияю, испускаю лучи) - распространение, расширение.
[**] Композиция (то лат. compositio) - составление, соединение
[††] Контрапункт -в музыке означает соединение в одно целое одновременно звучащих самостоятельных мелодий (полифония).