Проектирование фактурных рисунков и их применение в костюме
Принцип работы дизайнера, создающего трикотажное полотно, заключается в усилении и подчеркивании того ритма, который уже заложен в структуре переплетения. При создании новых фактурных эффектов дизайнер, прежде всего, должен проанализировать способ формообразования и назначение полотна.
Анализируя особенности строения рельефных рисунков на поверхности трикотажных полотен, можно отметить следующее: рельеф поверхности полотна представляет собой разнообразные комбинации гладких, выпуклых, углубленных форм, которые составляют неровные поверхности. Неровности образуют тени. Игра света и тени на неровной поверхности создает различные эмоциональные впечатления от полотна и делает его более выразительным и многомерным.
По степени заполнения полотна элементами фактурного рисунка (отверстиями, углублениями и бугорками) различаются 4 группы:
ü полотна, равномерно заполненные рельефом определенного характера;
ü полотна, сочетающие одинаковое количество гладкой структуры и
рельефа;
ü полотна с преобладанием рельефа и небольшим количеством гладкой
структуры;
ü полотна с преобладанием гладкой структуры и небольшим количеством рельефа.
Для структуры трикотажного полотна характерны ритмические движения ее элементов. Все многообразие ритмических движений фактурных рисунков, с точки зрения их художественного проектирования, можно разделить на 3 основные группы:
ü сетчатый ритмический строй;
ü поло сообразный ритмический строй;
ü клетчатый ритмический строй.
Сетчатый ритмический строй имеет две разновидности: простой сетчатый и пучкообразный рисунок. В простом сетчатом рисунке мотивы располагаются равномерно по вертикальным и горизонтальным рядам (рис. 64, а). Пучкообразный сетчатый рисунок возникает тогда, когда в одном раппорте размещается несколько мотивов, которые концентрируются в центре раппорта или по его углам, создавая тем самым центричную симметричную композицию (рис. 64, б).
Полосообразный ритмический строй подразделяется на два основных вида: простой полосообразный и волнообразный рисунок. Полосообразный ритмический рисунок образуется при вытянутой прямоугольной форме
Рис. 64. Группирование фактурных рисунков по композиционной структуре
раппорта или при небольшом смещении второго мотива в раппорте по сравнению с первым (рис. 64, в).
Волнообразный рисунок представляет собой зигзагообразное движение мотивов в раппорте (рис. 64, г).
Рис. 65. Контраст фактур в комплекте одежды
Клетчатый рисунок образуется при прямоугольной или квадратной форме раппорта, когда мотивы в раппорте концентрируются в зрительно прочитываемую клетку (рис. 64, д).
При проектировании костюма с применением фактурных рисунков в качестве композиционного средства взаимосвязи элементов формы и его внутреннего заполнения используют принцип контраста и подобия.
Контраст фактуры направлен на обострение восприятия костюма в целом. В данном случае контраст может быть использован в качестве:
• средства внутреннего выразительного заполнения при обобщенной
форме костюма;
• организации ярко выраженного композиционного центра костюма;
• усиления контраста составляющих частей формы;
• усиления ритмического и пластического строя костюма.
Контраст фактурных поверхностей полотен наиболее выразителен при соблюдении закона соподчинения: большие плоскости заполнены спокойной фактурой, небольшие - активной фактурой, т. е. при необходимости акцентирования определенной части формы костюма, ее выделяют по отношению к другим (рис. 65, 66). При этом учитывается распределение
Рис. 66. Контраст фактур в одном изделии
фактуры и цвета по модели. Принцип подобия считается соблюденным, если взятый за основу один фактурный элемент развивается и дополняется, повторяясь в различных вариациях.
В современном дизайне одежды значение подбора фактур и контрастных по структуре материалов занимает ведущее место. Это обусловлено упрощением формы костюма, его рациональностью, а так же развитием индустрии производства новых видов сырья, материалов и оборудования,
Новые технологии предлагают пряжи, в составе которых натуральные волокна смешены с высокотехнологичными. Эти химические волокна отвечают самым высоким требованием, предъявляемым к трикотажу, делают его более комфортным в носке. Смешанные в пряжах с натуральными волокнами, они одновременно повышают положительные характеристики последних и нивелируют их недостатки. Благодаря примеси волокон хай-тек хлопчатобумажный пуловер не теряет форму, но и не утрачивает своей гигроскопичности. В смешанных составах могут участвовать и исключительно натуральные волокна. Подбор материалов осуществляется по принципу - недостатки одного волокна должны компенсироваться за счет
достоинств другого. Например, матовость льна - блеском шелка, а нестабильность шелка - жесткостью льна.