Проектирование фактурных рисунков и их применение в костюме

Принцип работы дизайнера, создающего трикотажное полотно, за­ключается в усилении и подчеркивании того ритма, который уже заложен в структуре переплетения. При создании новых фактурных эффектов ди­зайнер, прежде всего, должен проанализировать способ формообразования и назначение полотна.

Анализируя особенности строения рельефных рисунков на поверхно­сти трикотажных полотен, можно отметить следующее: рельеф поверхно­сти полотна представляет собой разнообразные комбинации гладких, вы­пуклых, углубленных форм, которые составляют неровные поверхности. Неровности образуют тени. Игра света и тени на неровной поверхности создает различные эмоциональные впечатления от полотна и делает его более выразительным и многомерным.

По степени заполнения полотна элементами фактурного рисунка (от­верстиями, углублениями и бугорками) различаются 4 группы:

ü полотна, равномерно заполненные рельефом определенного характера;

ü полотна, сочетающие одинаковое количество гладкой структуры и
рельефа;

ü полотна с преобладанием рельефа и небольшим количеством гладкой
структуры;

ü полотна с преобладанием гладкой структуры и небольшим количеством рельефа.

Для структуры трикотажного полотна характерны ритмические дви­жения ее элементов. Все многообразие ритмических движений фактурных рисунков, с точки зрения их художественного проектирования, можно раз­делить на 3 основные группы:

ü сетчатый ритмический строй;

ü поло сообразный ритмический строй;

ü клетчатый ритмический строй.

Сетчатый ритмический строй имеет две разновидности: простой сет­чатый и пучкообразный рисунок. В простом сетчатом рисунке мотивы располагаются равномерно по вертикальным и горизонтальным рядам (рис. 64, а). Пучкообразный сетчатый рисунок возникает тогда, когда в одном раппорте размещается несколько мотивов, которые концентриру­ются в центре раппорта или по его углам, создавая тем самым центричную симметричную композицию (рис. 64, б).

Полосообразный ритмический строй подразделяется на два основных вида: простой полосообразный и волнообразный рисунок. Полосообразный ритмический рисунок образуется при вытянутой прямоугольной форме

Рис. 64. Группирование фактурных рисунков по композиционной структуре

раппорта или при небольшом смещении второго мотива в раппорте по сравнению с первым (рис. 64, в).

Волнообразный рисунок представляет собой зигзагообразное движе­ние мотивов в раппорте (рис. 64, г).

Рис. 65. Контраст фактур в комплекте одежды

Клетчатый рисунок образуется при прямоугольной или квадратной форме раппорта, когда мотивы в раппорте концентрируются в зрительно прочитываемую клетку (рис. 64, д).

При проектировании костюма с применением фактурных рисунков в качестве композиционного средства взаимосвязи элементов формы и его внутреннего заполнения используют принцип контраста и подобия.

Контраст фактуры направлен на обострение восприятия костюма в целом. В данном случае контраст может быть использован в качестве:

• средства внутреннего выразительного заполнения при обобщенной
форме костюма;

• организации ярко выраженного композиционного центра костюма;

• усиления контраста составляющих частей формы;

• усиления ритмического и пластического строя костюма.

Контраст фактурных поверхностей полотен наиболее выразителен при соблюдении закона соподчинения: большие плоскости заполнены спо­койной фактурой, небольшие - активной фактурой, т. е. при необходимо­сти акцентирования определенной части формы костюма, ее выделяют по отношению к другим (рис. 65, 66). При этом учитывается распределение

Рис. 66. Контраст фактур в одном изделии

фактуры и цвета по модели. Принцип подобия считается соблюденным, ес­ли взятый за основу один фактурный элемент развивается и дополняется, повторяясь в различных вариациях.

В современном дизайне одежды значение подбора фактур и контраст­ных по структуре материалов занимает ведущее место. Это обусловлено упрощением формы костюма, его рациональностью, а так же развитием индустрии производства новых видов сырья, материалов и оборудования,

Новые технологии предлагают пряжи, в составе которых натуральные волокна смешены с высокотехнологичными. Эти химические волокна от­вечают самым высоким требованием, предъявляемым к трикотажу, делают его более комфортным в носке. Смешанные в пряжах с натуральными во­локнами, они одновременно повышают положительные характеристики последних и нивелируют их недостатки. Благодаря примеси волокон хай-тек хлопчатобумажный пуловер не теряет форму, но и не утрачивает сво­ей гигроскопичности. В смешанных составах могут участвовать и исклю­чительно натуральные волокна. Подбор материалов осуществляется по принципу - недостатки одного волокна должны компенсироваться за счет

достоинств другого. Например, матовость льна - блеском шелка, а неста­бильность шелка - жесткостью льна.