Гармоническая форма и принципы связи ее первичных элементов
Произведения дизайна характеризует органичность и целостность, пропорциональность и ритм, коммуникабельность, образность, пластичность, цвет. Степень соответствия этим принципам определяет гармоничность формы.
Гармония[†] выявляет общую логику развития, единства формы и содержания. Учение о гармонии насчитывает не одно тысячелетие. Различные поколения людей отбирали и канонизировали гармонические принципы в модульные системы. Эти системы диктовали гармонические нормы зодчим, скульпторам, художникам прикладного искусства. До нас дошли три канона: индо-тибетский, египетский, европейский. Художники и ученые пытались найти ключ к гармонии с помощью соотношений числовых и геометрических параметров, форм. Однако арифметическая сумма имеет дело только с количеством, художественное целое - с количеством и качеством.
Дизайнер всегда пытается подчинить элемента различных размеров определенным правилам и системам. Эти попытки обычно дают противоположные результаты в произведениях, созданных по чувству и интуиции, впоследствии обнаруживаются гармоничные числовые закономерности; в произведениях, созданных на базе вычислений, система пропорций превращается в сухие безликие формы и разрушает творческий процесс. Поэтому даже самая изощренная система отношений между числами не освобождает дизайнера от принятия решений о том, как сочетать отдельные элементы друг с другом.
Процесс создания гармоничной формы представляет собой объединение всех ее элементов единое целое, выражающее образное, идейно-художественное содержание данного произведения. И основной организующей категорией гармонии здесь следует считать органичность и целостность внешней формы. Слово «органичность» в данном случае надо понимать как создание целостной композиции, где ничего нельзя изменить, чтобы не разрушить. Именно в этом смысле завершенная композиция подобна естественному организму: целостна и сплетена во всех деталях.
Создавая органичную форму, дизайнер ищет взаимосвязь частей и целого. Между целым и частью существует прямая и обратная связь. Целое меняется в связи с сосредоточением внимания на одной детали и наоборот. Пропорции частей формы воспринимаются в связи с пропорциями целого, пропорции целого - в связи с пропорциями каждой детали.
Композиционными средствами связи и построения единства элементов формы служат: подобие, нюанс, контраст; статика и динамика формы; симметрия и асимметрия. Эти понятия распространяются на все свойства и элементы костюма, представляющей собой объемно-пространственную форму.
Единство и связь всех частей формы костюма основаны на выполнении следующих условий:
Ø гармоничные пропорции, т. е. удачно найденная соразмерность всех частей костюма между собой и фигурой человека;
Ø гармоничные масштабные и массовые соотношения частей одежды с использованием контрастного противопоставления одних частей другим или сходства всех частей между собой по каким-либо признакам;
Ø организация динамики формы в границах силуэта костюма на основе конструктивных линий или повторяемости элементов костюма с использованием ритма, метра и темпа;
Ø выявление главной и второстепенных частей формы с помощью масштаба и зрительного движения элементов к психологическому центру;
Ø организация цветовой гармонии.