Тема 10. Конъюнктура мирового рынка. Мировой рынок товаров. Ценообразование в международной торговле

 

1. Мировой рынок и его конъюнктура.

2. Мировой рынок товаров.

3. Ценообразование в международной торговле.

 

Вопрос 1. Мировой рынок и его конъюнктура
НТП, МРТ усиливают взаимодействие национальных хозяйств, активизируют международную торговлю. Она стала мощным фактором экономического роста. В мировой экономике соединяются вместе трудовые, капитальные (и финансовые), природные, предпринимательские факторы производства. Для достижения эффективности процесса производства и распределения мобильные факторы, созданные товары и услуги перемещаются по всему миру, образуя мировой рынок на основе конкуренции, соотношения и взаимодействия спроса и предложения.
Мировой рынок можно представить как совокупность отдельных рынков
Структура мирового рынка представлена на рисунке 10-1.     Рис. 10-1
Все рынки взаимосвязаны и в определенной мере взаимозависимы. Например, экспорт товара в некоторую страну может быть заменен экспортом недостающих ресурсов для производства этого товара на месте потребления.

 

Конъюнктура – конкретное состояние (ситуация) на данном рынке в определенных временных, географических и иных рамках, складывающееся под воздействием совокупности целого ряда факторов (конъюнктуро-образующих факторов).
Конъюнктура мировых товарных рынков – конкретное состояние мирового рынка того или иного товара или группы товаров, определяемое соотношением спроса и предложения и влияющее на цену.

Выделяют текущую, кратко- и среднесрочную, долгосрочную конъюнктуру.

 

Конъюнктурообразующие факторы
· Уровень политической и экономической стабильности в мире и отдельных регионах; · изменение численности населения (и, соответственно, потребителей); · структурные изменения в производстве; · появление товаров-заменителей; · выход на рынок новых производителей; · динамика спроса в отраслях-производителях; · стихийные бедствия в странах-производителях; · изменение доходов; · степень свободы рынка; · общее состояние МЭ (фаза экономического цикла, на которой она находится) и др.

 

Показатели конъюнктуры
Данные о ценах Включают динамику оптовых цен как на внутренних рынках стран-производителей и потребителей, так и на мировом рынке. При этом учитывается воздействие на цены динамики производительности труда, уровня инфляции, изменения курсов валют, государственное и межгосударственное регулирование цен на отдельные товары, степень монополизации экономики
Данные о состоянии производства Динамика ВВП, промышленного производства, в том числе уровня загрузки производственных мощностей, капиталовложений, занятости, з/п
Данные о сфере обращения Состояние внутренней торговли отдельных стран и международной торговли, международного кредита, состояние финансово-кредитной сферы, движение курсов акций компаний, величина прибыли, дивидендов
Конъюнктура рынка оказывает влияние на все стороны МЭ, а в первую очередь, на объем международной торговли  
     

 

Вопрос 2. Мировой рынок товаров  
Традиционной и наиболее развитой формой МЭО является внешняя торговля товарами  
Основной понятийный аппарат  
Термин Характеристика  
Внешняя торговля Торговля одной страны с остальным миром  
Межгосударственная, взаимная, двухсторонняя торговля Торговля между двумя странами  
Международная или мировая торговля Торговля между всеми странами мира. Сфера международных товарно-денежных отношений, представляющая собой совокупность внешней торговли всех стран мира  
Товары торгуемые (tradable goods) В международной торговле – товары, реализуемые на зарубежных рынках  
Товары неторгуемые (nontradable goods) В международной торговле – товары, не реализуемые на зарубежных рынках  
Условия торговли (terms of trade, terms of sale) Показатель, характеризующий условия, которые складываются для внешней торговли страны или группы стран на мировом рынке, и представляющий собой соотношение индексов экспортных и импортных цен: IУТ = IX / IM × 100%. Определяет покупательную способность экспорта страны или группы стран, т.е. количество товаров, которое может быть импортировано на полученную ими экспортную выручку. Рост индекса условий торговли свидетельствует об улучшении ситуации для страны на мировом рынке, и, наоборот, его уменьшение свидетельствует об ее ухудшении  
Международная торговля состоит из двух встречных потоков:
Экспорт Продажа товара, предусматривающая его вывоз из страны
Импорт Покупка товара, предусматривающая его ввоз в страну
По принятым в мире стандартам статистики международной торговли ключевым моментом, для признания торговли международной (продажи товара – экспортом, покупки – импортом) является факт пересечения товаром таможенной границы государства. При этом меняет товар собственника или нет – не имеет значения. Например, если оборудование передается американской компанией своему российскому филиалу, то пересечение границы будет считаться экспортом для США и импортом для России, хотя собственником товара осталась американская компания.
Внешнеторговый оборот Характеризует участие отдельной страны в международной торговле и подсчитывается как сумма стоимостных объемов экспорта и импорта
Внешнеторговое сальдо Характеризует сбалансированность внешней торговли отдельной страны и подсчитывается как разность стоимостных объемов экспорта и импорта. Превышение объема экспорта товаров над объемом импорта обеспечивает стране активное торговое сальдо (положительное сальдо ТБ). Если объем импорта больше, чем объем экспорта, имеет место пассивный торговый баланс (отрицательное сальдо ТБ)
Объем мировой (международной) торговли Характеризует совокупный объем международной торговли всех стран мира. Подсчитывается как объем мирового экспорта (поскольку экспорт одной страны является импортом другой, то суммирование мирового объема экспорта и импорта привело бы к повторному счету)
Как правило, подсчитывается в ценах ФОБ в долларах
Объем международной торговли номинальный Стоимость международной торговли, выраженная в одной валюте (обычно в долларах США) в текущих ценах
Объем международной торговли реальный Номинальный объем международной торговли, пересчитанный в постоянные цены с помощью избранного дефлятора
       

 

Основные тенденции в развитии мирового товарного обращения связаны с НТП.

НТП обусловливает:
1) Высокую динамику международной торговли, опережающую рост промышленного и с/х производства; 2) быстрое обновление товарной номенклатуры международной торговли, что находит проявление в большом числе принципиально новых товаров, преимущественно продукции наукоемких отраслей, сферы высоких технологий (лазерная техника, быстродействующие ЭВМ, оборудование для АЭС и т.д.); 3) резкое ускорение морального старения многих товаров, сжимает до предела «цикл жизни продукта», при этом «отмирание» определенных узлов и элементов зачастую идет в скрытой форме и подчас неожиданно приводит к гибели целых поколений машин и оборудования; 4) углубление МРТ, специализации производства, которая достигает особо широких масштабов в машиностроении. В результате резко возрастает обмен узлами, деталями, компонентами, часто изготовляемыми на предприятиях разных стран; 5) снижение энерго- и материалоемкости производства, внедрение прогрессивных методов обработки первичного сырья, ресурсосберегающих технологий; 6) изменение форм связи между продавцом и покупателем, широкое распространение заблаговременного долгосрочного согласования поставок между предприятиями.

 

Международные организации классифицируют, кодируют и систематизируют товары: – для учета и упрощения процедур пересечения таможенных границ стран; – для статистики международной торговли. В РФ действует Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД).
ТН ВЭД – единообразная классификация и кодирование товаров.
ТН ВЭД России основана на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров (ГС – Harmonized Commodity Description and Coding System, Harmonized System). ГС является признанной в мире системой классификации товаров, принятой в США, Европейском Союзе.
В ГС и ТН ВЭД все товары разбиты на 21 группу, некоторые из них приведены справа, а также на разделы, группы, подгруппы, позиции и субпозиции (всех несколько тысяч) I. Живые животные… II. Продукты растительного происхождения… III. Жиры и масла… … X. Бумажная масса… … XV. Черные и цветные металлы… XVI. Машины… … XXI. Произведения искусства…
Для целей международной статистики используется более укрупненная группировка товаров по Стандартной международной торговой классификации (СМТК) ООН (Standart Internation Trade Classification) или по Классификатору товаров по укрупненным экономическим группировкам (КУЭГ) ООН (Classification by Broad Economic Categories – BEC).
В классификаторе СМТКвсе товары разбиты на 10 групп 0. Продовольственные товары и живые животные. 1. Напитки и табак. 2. Сырье непродовольственное, кроме топлива. 3. Минеральное топливо… 4. Жиры… 5. Химические продукты. 6. Обработанные изделия… 7. Машины, оборудование и транспортные средства. 8. Разные готовые изделия. 9. Другие товары
В классификаторе КУЭГ все товары разбиты на 7 групп 1. Продовольственные товары, напитки (и сырьевые товары). 2. Промышленное сырье (непродовольственное). 3. Топливо и смазки. 4. Машины…(кроме средств транспорта). 5. Транспортные средства. 6. Потребительские товары. 7. Другие товары.
По КУЭГ сырьевые товары – это продукты с/х, лесного хозяйства, рыболовства и охоты или любые полезные ископаемые, стоимость которых лишь в незначительной степени зависит от обработки.
Характерная черта международного рынка товаров увеличение доли продукции обрабатывающей промышленности и, в первую очередь, машиностроения; сокращение доли сырьевых товаров, при росте доли топлива
Сравнение темпов роста реального ВМП и международной торговли товарами   за последние 10 лет ХХ в. за последние 5 лет ХХ в.
ВМП Мировая торговля товарами 3,25% 6,82% 3,86% 7,32%
То есть торговля товарами растет в 2 раза более высокими темпами, чем ВМП
           

 

Равновесие на мировом рынке товаров
Мировой рынок любого товара может быть представлен как взаимодействие спроса и предложения субъектов двух и более стран, приводящее к равновесию. Упрощенный пример такого равновесия для двух стран А и В при отсутствии транспортных издержек и таможенных тарифов приведен на рисунке 2.2.
    Рис. 10-2 Равновесие на мировом рынке: P – цена; Q – количество (объем) товара; D – спрос; S – предложение; a, b – обозначение принадлежности к странам; i,w – обозначение мирового рынка. Скобками обозначены объемы экспорта, международной торговли, импорта  
Транспортные издержки (ТИ) и таможенный тариф (ТТ) изменяют объемы торговли (рис. 2.3). Парадокс Леонтьева В. В. Известный экономист В. Леонтьев, исследуя структуру экспорта и импорта США в 1947 г., обнаружил, что вопреки теории Хекшера–Олина в экспорте США преобладали относительно трудоемкие товары, а в импорте – относительно капиталоемкие. Дальнейшие исследования В. Леонтьева показали, что противоречие может быть устранено, если при анализе торговли учитывать не основные факторы (труд, земля, капитал, как в теории Хекшера–Олина), а их более сложную структуру. Это исследование, выполненное В. Леонтьевым в 1956 г., послужило основой для возникновения модели, учитывающей квалификацию рабочей силы или преимущества значимости квалифицированного труда. Отсюда США, в избытке наделенные высококвалифицированной рабочей силой (здесь проживает 50% всех ученых мира), экспортируют товары, в которых воплощен труд ученых и высококвалифицированной рабочей силы – наукоемкие товары. А поскольку 1 человеко-год американской рабочей силы равен трем человеко-годам иностранного труда, американские товары по структуре затрат (доля з/п) являются трудоизбыточными.
Итог: теория соотношения факторов производства занимает достойное место в теории международной торговли. Парадокс Леонтьева – серьезное предупреждение от прямолинейного использования теории.

 


 

4. Теорема выравнивания цен на факторы производства (Хекшера–Олина–Самуэльсона)
Международная торговля приводит к выравниванию абсолютных и относительных цен на гомогенные (одинаковой продуктивности) факторы производства в торгующих странах (рис. 11-3).
 
 


Рис. 11-3 P1 – цена первого, трудоемкого товара; P2 – цена второго,
капиталоемкого, товара; W – з/п; % – стоимость капитала

 

На рисунке 11-3 точка А соответствует 1-й трудонасыщенной стране до начала торговли (1-ая страна более трудонасыщена, поэтому отношение W/% и отношение P1/P2 в ней относительно низки по сравнению с соответствующими показателями другой страны), точка В соответствует
2-й капиталоизбыточной стране до начала торговли, точка С соответствует1-й и 2-й странам в результате торговли.

Выравнивание относительных цен на товары и на факторы производства показано на рисунке, а выравнивание абсолютных цен лишь упоминаем без доказательства.

 

5. Теория масштаба производства

 

(автор американец П. Кругман)
Разрешает еще одно противоречие теории Хекшера–Олина – возрастающий удельный вес встречных потоков сходных товаров (внутриотраслевая торговля). Объемы производства целого ряда товаров (самолеты, суда) вышли за пределы потребности отдельно взятой страны из-за эффекта масштаба производства. Поэтому в отсутствие торговли, при желании каждой из стран (например, США и Японии) производить самолеты и суда, им пришлось бы производить в неэффективных точках кривой производственных возможностей (B – для США, E – для Японии) (рис. 11-4).

 

 


 

 
 

 


Рис. 11-.4

 

Разные наклоны КПВ позволяют сделать вывод о сравнительных преимуществах США в производстве самолетов и Японии – в производстве судов. Специализация стран на производстве судов (Япония) и самолетов (США) позволяет, используя эффект масштаба производства, обеспечить более высокий уровень потребления для обеих стран и достичь минимизации издержек производства.

 

 

6. Теория «международной конкурентоспособности наций» М. Портера
Американский исследователь М. Портер предпринял попытку совместить элементы неоклассической теории и теории внешнеторговой деятельности фирм. В конце 80-х гг. ученый провел исследование в десяти крупнейших промышленных странах. Это исследование позволило выявить взаимосвязь следующих четырех главных параметров, от которых зависит конкурентоспособность страны на мировых рынках.
1. Факторные условия, численность которых увеличивается путем введения новых В отличие от неоклассиков, он считает, что эти факторы страной не наследуются, а создаются в процессе расширения производства. Так, нехватка земли в Японии стала основой для разработки компактных технологических производств, востребованных впоследствии на мировом рынке, а нехватка пространства вызвала необходимость создать методику жестко гарантированной поставки товаров в срок (снабжение «с колес»)
2. Условия спроса Представляют собой требования внутреннего рынка, определяющее развитие фирмы. Так, японцы, проживающие в небольших комнатах, ориентировали производителя на создание энергосберегающих кондиционеров, а американцы, которым всегда некогда, – на разработку американской системы быстрого приготовления пищи, завоевавших популярность во всем мире
3. Близкие и обслуживающие отрасли, формирующие наличие эффективного производственного окружения Наличие родственных и поддерживающих отраслей обеспечивает конкурентоспособность фирмы. Так, близкие контакты между производителями кожаных изделий и высокий уровень выделки кожи в Италии дают значительные преимущества итальянским производителям кожаной обуви, лидирующим на мировом рынке, а итальянские фирмы, производящие ювелирные изделия процветают потому, что Италия выступает мировым лидером по производству машин и оборудования для обработки драгоценных камней и металлов
4. Фирменная стратегия и организационная структура Нельзя выделять какую-либо единую и универсальную систему управления, которая была бы одинаково применима для всех. Для немецких фирм, специализирующихся в области производства оптики, точного машиностроения, типична жесткая система централизированного управления, а итальянским фирмам, лидирующим в производстве мебели, светотехнических устройств, упаковочных машин свойственны динамизм, отсутствие жестких форм управления, способность к быстрым изменениям
7. Концепция жизненного цикла продукта
Авторы Р. Верон, Ч. Киндельберген, Л. Уэлс. На основе этапов жизненного цикла продукта объясняются торговые связи. Продукт проходит 4– 5 этапов с момента появления его на рынке до ухода (рис. 11-5).
Этапы · разработка; · производство и сбыт в стране – лидере, экспорт (страна 1); · организация и развитие производства за рубежом, сначала производителями развитых странах (страна 2), затем – в развивающихся странах (страна 3); · конкуренция, снижение цен, еще большая стабилизация рынка, рост масштабов производства, импорт продукции из новых индустриальных стран (страна 3) в страну, разработавшую нововведение (страна 1); · упадок
  Рис. 11-5 На рисунке 11-5: t1страна-лидерначинает экспортировать произведенный новый продукт в другие развитые страны; t2продукт начинает импортироваться и развивающимися странами; t3другиеразвитые страны переходят от чистого импорта к чистому экспорту. В момент времени t4 страна 1 – лидер становится импортером ранее экспортируемого товара («сливки сняты») и направляет ресурсы на создание нового продукта; t5 развивающиеся страны переходят от чистого импорта к чистому экспорту.
8. Модель технологического разрыва
Основоположник – экономист Познер. Торговля между странами может быть вызвана технологическим превосходством – страна создала новый продукт и в течение определенного времени является монополистом в его производстве и экспорте или может производить традиционный товар с меньшими издержками.
9. Торговля в условиях возрастающих издержек замещения
Авторы – ирландец Ф. Эджуорт и австриец Г. Хеберлер. Ранее, в теории сравнительного преимущества, мы рассматривали ЛПВ – прямую линию, т.е. считали постоянными издержки замещения. Тогда полная специализация была лучшим решением в открытой экономике (что противоречило здравому смыслу, например, Белоруссия–Россия). При возрастающих издержках замещения, как показано на рисунке 11-6, специализация (движение по стрелке) происходит до момента выравнивания маржинальных (предельных) издержек замещения (одинаковый угол b для касательных в точках A B'). Фактически это стандартная модель.     Рис. 11-6
10. Теорема Рыбчинского (об изменении структуры факторов)
Английский экономист польского происхождения в 1955 г. доказал следующее: «Увеличивающееся предложение одного из факторов производства приводит к непропорционально большему процентному увеличению производства и доходов в той отрасли, в которой этот фактор используется относительно более интенсивно, и к сокращению производства и доходов в отрасли, в которой этот фактор используется относительно менее интенсивно». Оси координат (рис. 11-7) К и L – количество факторов капитал и труд в стране. Векторы на графике – увеличение производства, показывают наиболее эффективную технологию производства. Переход из точки G в G' – результат увеличения количества капитала в стране (например, за счет иностранных инвестиций). ЕЕ' > GG'. F'F – отрицательная величина.
Влияние экспортной пошлины на ситуацию на внутреннем рынке     Рис. 12-3   Введение экспортной пошлины увеличивает цену отечественного товара на мировом рынке; товар теряет свою конкурентоспособность и частично возвращается на внутренний рынок. Внутренняя цена становится ниже мировой.
До введения тарифа было Цена Pw, экспорт Q1, объем производствасоответствует точке F и равен QS, объем спроса QD
После введения тарифа Цена Рвн, экспорт Q2, объем производствасоответствует точке G и равен QS', объем спроса QD'
Результат Убытки изготовителя a + b + c + d + e, выигрыш: потребителей а + b, доход государства d. Общие чистые потери с + е