Порядок проведения аукциона
Порядок проведения аукциона включает подготовку, осмотр товара покупателями, непосредственно аукционный торг, оформление и исполнение аукционной сделки.
Для приема товаров на аукцион оформляется предложение по выдвижению товара, содержащее его полное наименование, краткое описание, характеристику потребительских свойств, сведения о количестве и качестве товара, предполагаемой цене, сведения о владельце. После экспертной оценки товара определяется стартовая цена. В некоторых случаях устанавливается резервная цена, ниже которой товар не может быть продан. Все условия аукционной продажи, а также порядок распределения аукционной выручки фиксируются в аукционном соглашении, которое подписывается продавцом и представителем организации, проводящей аукцион.
Принятые от продавцов товары сортируют в зависимости от качества по лотам. Лот это стандартная партия или единица товара, следовательно, он может состоять как из нескольких единиц товара, так и из одного изделия. Каждому лоту присваивается номер для продажи. Затем выпускается и рассылается возможным покупателям каталог с указанием номеров лотов. Одинаковые по качеству лоты следуют в каталоге один за другим и образуют ряды — стринги. В каталоге также публикуются правила проведения аукциона, оформления сделок и оплаты.
Заблаговременно, обычно за один-два месяца, в средствах массовой информации помещаются объявления о проведении аукциона с соответствующей информацией о количестве и ассортименте предлагаемых товаров, месте, времени и условиях проведения торга.
Обязательное условие аукциона — предоставление покупателям возможности заблаговременно ознакомиться с товарами, которые должны быть выставлены для осмотра. При этом от каждой партии товара представляется образец. Необходимость в предварительном осмотре связана с тем, что по правилам аукционного торга как продавец, так и устроители аукциона не несут ответственность за качество товара, и после продажи никакие претензии, кроме скрытых дефектов, к качеству товара не принимаются.
Аукционный торг проводится в специальном зале, обычно имеющем форму амфитеатра. Аукцион ведет аукционист.
При проведении аукциона с повышением цены, аукционист называет номер лота, стартовую цену и спрашивает: «Кто больше?». При гласной форме аукциона покупатели называют цену с надбавками (обычно для этого используются специальные сигнальные таблички), аукционист повторяет каждую предложенную цену и называет место в зале, откуда поступила цена. При негласной форме аукциона покупатели подают аукционисту заранее условленные стандартные знаки, после чего аукционист объявляет новую цену, не называя покупателя.
Если очередное повышение цены не предлагается, то аукционист после троекратного вопроса «Кто больше?» ударяет молотком со словами: «Продано», что означает продажу товара последнему участнику аукциона, назвавшему наибольшую цену.
При проведении аукциона с понижением цены аукционист также называет номер лота и цену, а затем начинает снижать ее до тех пор, пока кто-либо не подаст сигнал о согласии приобрести товар по названной цене.
В процессе аукционных торгов аукционист имеет право без объяснений снять лот с торга и снова выставить его позже. Обычно это делается в том случае, если не удается достичь намеченной величины продажной цены ввиду отсутствия интереса к данному лоту или в результате сговора покупателей.
Сразу по окончании торгов покупатель оформляет аукционную сделку, которая после оплаты приобретенного товара регистрируется в специальной аукционной ведомости. Для оплаты купленного товара выписывается чек в двух экземплярах. Чек содержит сведения о товаре: наименование, номер лота, окончательную цену, сведения о покупателе и дату продажи.
В результате проведения аукциона образуется аукционная выручка. При аукционе с повышением цены она представляет собой разницу между продажной и стартовой ценой, а при аукционе с понижением цены это будет разница между продажной и резервной ценой. Аукционная выручка распределяется между владельцем товара и организацией, проводившей аукцион, в соответствии с аукционным соглашением.
Контрольные вопросы:
1. Какой способ продажи товаров называется аукционом?
2. Какие товары могут быть проданы с аукциона?
3. Какие виды аукционов вы знаете?
4. В чем состоит разница между согласным аукционом и аукционом с
понижением цены?
5. Какую информацию содержит предложение по выдвижению товара
на аукцион?
6. Раскройте понятие «лот».
7. Перечислите основные этапы подготовки аукциона.
8. Что представляет собой аукционная выручка и как она распределяется?