Формирование ассортимента

Под формированием ассортимента понимают установление или подбор товарных групп в соответствии с предъявляемым спросом в целях наиболее полного его удовлетворения. Ассортимент товаров формируется для достижения наибольших объемов товарооборота, существенного повышения скорости при одновременном снижении времени товарного обращения, увеличения объемов получаемой прибыли. Следовательно, во всех звеньях товародвижения при формировании ассортимента должны приниматься во внимание прежде всего интересы розничных торговых предприятий.

Формирование ассортимента в торговых предприятиях должно проводиться с учетом следующих принципов:

1. В ассортименте должны находить свое отражение особенности спроса обслуживаемых и потенциальных потребителей (включая комплектность выбора и комплексность покупок). Покупательский спрос и ассортимент взаимосвязаны. Для процессов формирования ассортимента значение имеют объем, структура, частота и характер предъявляемого спроса.

Спрос — это процесс достаточно динамичный, поэтому требуется постоянное расширение и обновление ассортимента. Следует учитывать то обстоятельство, что на продовольственные товары предъявляется, главным образом, твердо сформированный спрос, на непродовольственные — в большей степени альтернативный и импульсный. Имеются различия и в спросе на товары простого и сложного ассортимента. Понятия укрупненного и развернутого ассортимента в значительной степени определяются соответствующим делением спроса. Так, выделяют макроспрос, т. е. совокупныйспрос на целые товарные группы, и микроспрос — спрос на конкретные товары и их разновидности.

2. Обеспечение полноты и стабильности ассортимента товаров постоянного спроса, простого ассортимента, незаменяемых и труднозаменяемых в потреблении. Относительная стабильность может быть достигнута путем контроля за состоянием ассортимента. Систематические внутренние проверки перечня предлагаемых к продаже товаров, сопоставление этого перечня с имеющимися товарными запасами позволяют обеспечить требуемую полноту и устойчивость ассортимента.

3. Обеспечение взаимосвязи ассортимента со специализацией торгового предприятия, зоной его действия, состоянием материально-технической базы, типом и т.п. Ассортимент продовольственных товаров в значительной степени формируется по товарно-отраслевому признаку; для непродовольственных товаров большую роль играют и другие признаки. Непродовольственные товары в значительной степени подвержены влиянию сезона и моды. Поэтому при формировании ассортимента таких товаров необходимо учитывать эти факторы.

4. При формировании ассортимента продовольственных товаров в значительно меньшей степени необходимо учитывать единство потребительского назначения товаров. Этот принцип позволяет формировать ассортимент по потребительским комплексам, т. е. из разных групп товаров, объединенных общностью функционально-потребительских признаков (например, в розничной торговле — «товары для детей», «товары для женщин» и т.д.).

5. Ассортимент должен учитывать стадии «жизненного» цикла товаров и быть адаптирован к ним. Большинство товаров предназначены для продажи в течение ограниченного срока. По группе товаров устанавливаются предельные сроки реализации, а другие — устаревают морально и технически. Любой товар проходит определенные этапы, стадии развития, которые составляют «жизненный» цикл. Выделяют следующие стадии «жизненного» циклатовара: внедрение товара на рынок, стадия роста спроса, стадия зрелости, т. е. стадия устойчивого спроса, стадия устаревания. На основании этих стадий выделяют следующие существенные моменты, которые учитывают при формировании ассортимента: во-первых, разным товарам присуща неодинаковая скорость прохождения стадий «жизненного» цикла; во-вторых, получаемая от реализации прибыль растет на первой, второй, и частично третьей стадии «жизненного» цикла; в-третьих, коммерческая работа торговых предприятий по товарным позициям строится в зависимости от того, на какой стадии «жизненного цикла» находится товар.

Преобразование промышленного ассортимента в торговый происходит, главным образом, в оптовых и розничных торговых предприятиях путем подсортировки, комплектования партий товаров. Формирование ассортимента имеет отличительные особенности в промышленности, оптовой и розничной торговле.

В качестве специфических особенностей формирования ассортимента в оптовой торговле можно отметить следующие:

1. Процессы формирования ассортимента в оптовой торговлеI состоят из двух этапов. В первую очередь определяется укрупненный ассортимент, для которого основой определения является спрос потребителей. На следующем этапе разрабатывается развернутый ассортимент (т.е. число разновидностей товаров), наличие которого на предприятии, в соответствии с конкретными заявками потребителей, обязательно.

2. Основным документом, применяемым в оптовой торговле для формирования ассортимента, является ассортиментный перечень товаров, который не будет одинаковым для разных предприятий. Понятие «ассортиментный перечень» близко по содержанию, но не совпадает с понятием «оптимальный ассортимент».Оптимальный ассортимент, в отличие от ассортиментного перечня, формируется с учетом спроса населения.

3. Ассортиментный перечень не должен быть жестко фиксированным, неизменным документом. Установленные перечни должны подвергаться корректировке, с учетом происходящих изменений спроса, обновления промышленного ассортимента, результатов ярмарочных закупок и т. д.

4. Оптовые торговые предприятия должны также осуществлять контроль не только за своим ассортиментом, но и за ассортиментом обслуживаемых розничных торговых предприятий.

В розничных торговых предприятиях существуют свои особенности формирования ассортимента:

1. В предприятиях розничной торговли при формировании ассортимента необходимо тщательно учитывать влияние как общих (внешних), так и специальных (специфических) факторов. Общие факторы не зависят от конкретных условий работы торгового предприятия и включают в себя покупательский спрос, товарное предложение (т.е. во многом производственные факторы) и цену. Специальные факторы отражают условия работы и включают тип, размер, материально-техническую базу предприятия розничной торговли.

2. В процессе формирования ассортимента в розничной торговле можно выделить три четко выраженных этапа. На первом этапе (устанавливается укрупненный ассортимент товаров, т. е. определяется ассортиментный профиль предприятия. На втором этапе разрабатывается структура укрупненного ассортимента (т. е. соотношение различных групп товаров). Разработка структуры группового ассортимента позволяет осуществить связь выбранной специализации с плановыми решениями, вариантами исполнения торговой техники и т.д. На третьем этапе определяется развернутый ассортимент, происходит подбор конкретных разновидностей товаров.

Регулирование ассортимента товаров в предприятиях розничной торговли осуществляется так же, как и в оптовой торговле с помощью ассортиментного перечня товаров.