Виды и формы планирования

Основным объектом внутрихозяйственного планирования на автотранспортном предприятии является взаимосвязанная система планово-экономических показателей, характеризующих процесс производства. В зависимости от поставленной цели, применяемых методов, разрабатываемых показателей, уровня принимаемых решений и ряда других факторов выделяют несколько систем или видов планирования. Все виды планирования на предприятии могут быть классифицированы по ряду признаков.

1. По содержанию планов выделяют следующие виды: технико-экономическое, оперативно-производственное, социально-трудовое, организационно-технологическое, снабженческо-сбытовое, финансово-инвестиционное, бизнес-планирование. Каждый из них предусматривает выбор системы плановых показателей, характерных для конкретного вида деятельности.

2. По уровню управления различают виды планирования, относящиеся к высшему уровню управления (фирменное, корпоративное, заводское), среднему уровню управления (цеховое) и нижнему уровню управления (производственное).

3. По методам обоснования выделяют следующие виды планирования: рыночное (основано на взаимодействии спроса, предложения и цен на услуги), индикативное (государственное регулирование цен, тарифов, налоговых ставок, минимального уровня заработной платы и пр.) и директивное (установление вышестоящим органом управления плановых показателей объемов производства и других экономических нормативов).

4. По горизонту планирования принято различать: краткосрочное или оперативное (в течение одного года, квартала, месяца, декады или недели), среднесрочное или годовое (в пределах от 1 до 3 лет), долгосрочное или перспективное (на период от 3 до 10 лет).

5. По сфере применения внутрихозяйственное планирование подразделяется на корпоративное, внутрицеховое, бригадное и индивидуальное.

6. По стадиям разработки планирование бывает предварительное (разработка проекта планов) и окончательное (утверждение планов).

7. По степени точности планирование бывает укрупненным и уточненным. Точность планов зависит от профессионализма специалистов, применяемых методов, нормативных материалов, сроков планирования.

8. По типам целей планирование может быть оперативное (осуществляется в основных подразделениях предприятия самостоятельно), тактическое (охватывает взаимосвязи, сложившиеся внутри подсистем, а также между подразделениями и предприятием в целом), стратегическое (учитывает взаимоотношения не только внутри предприятия, но и ее внешними деловыми партнерами и всем окружением, с которым оно непосредственно взаимодействует) и нормативное (распространяется на все внутренние и внешние взаимоотношения.

9. По типологии составления планов (классификация Р.Л. Акоффа) планирование бывает реактивное (ориентация на прошлое), инактивное (ориентация на настоящее), преактивое (ориентация на будущее), интерактивное (взаимодействие прошлого, настоящего и будущего).

Приведенная классификация видов внутрифирменного планирования характеризует основное содержание любой плановой деятельности на предприятии.

Правильный выбор вида внутрифирменного планирования на транспортном предприятии имеет существенное значение для повышения эффективности производства и качества оказываемых услуг.

Текущее планирование следует рассматривать как процесс создания предпосылок для реализации новых возможностей предприятия, заложенных в стратегическом плане. Оно осуществляется на один год с разбивкой годового плана на кварталы, т.к. необходимо учитывать сезонную неравномерность спроса на транспортные услуги.

Оперативный план составляется на один месяц, на смену или сутки. Плановый отдел доводит месячные планы до всех производственных подразделений предприятия. Так, программа по эксплуатации подвижного состава включает следующие показатели: списочный состав автомобилей, объем перевозок, эксплуатационные показатели, численность водителей, фонд заработной платы. Для технической службы в планах устанавливаются показатели производственной программы по ТО и ремонту: количество обслуживаний, трудоемкость; численность рабочих и специалистов, фонд заработной платы, смета затрат. Сменно-суточный план как разновидность оперативного плана разрабатывается в подразделениях предприятия. Отдел эксплуатации разрабатывает суточные планы перевозок и задание каждому водителю доводится в путевом листе. Технический отдел составляет программу по ТО и ремонту и задание каждому рабочему доводится в виде наряда.

Перспективный план разрабатывается на каждом автотранспортном предприятии на период более года. В плане устанавливаются перспективные цели и способы их достижения. Основная цель стратегического планирования связана с созданием потенциала для выживания предприятия в условиях рыночной среды.

Одним из видов стратегического планирования является бизнес-планирование. Бизнес-план – это инструмент планирования производственно-хозяйственной и финансовой деятельности предприятия в рыночных условиях, конечной целью которой является прирост капитала и повышение конкурентоспособности.

План является способом экономического обоснования проектного решения – будь то организация собственного дела, реконструкция, расширение действующего предприятия и др. Текущая работа АТП также требует наличия целей, способов их достижения, обоснования необходимых затрат (материальных, трудовых и финансовых).

План на действующем предприятии разрабатывается с целью обеспечения соответствия производственных и финансовых возможностей этого предприятия с теми задачами, которые оно ставит перед собой. План необходим не только предприятию, но и инвесторам, представителям налоговых органов, которые должны видеть его финансовое состояние и перспективы развития.

Исходными данными для разработки комплексного плана социально-экономического развития АТП являются мероприятия, намеченные стратегическим планом на рассматриваемый год, договоры на перевозки грузов (пассажиров) и возможный грузооборот (пассажирооборот), анализ деятельности предприятия за отчетный период, существующие нормы и нормативы.

Общее руководство подготовкой плана должен осуществлять руководитель АТП, а методическое руководство и координацию работ – главный экономист. В разработке разделов социально-экономического плана развития предприятия должны принимать участие соответствующие функциональные отделы и службы. Показатели и задания разработанного плана должны быть детализированы и доведены до исполнителей.

Бизнес-план АТП может включать следующие разделы:

1. Титульный лист.

2. Предприятие и его бизнес.

3. Рынок потребительских услуг и конкуренты.

4. Маркетинговая стратегия.

5. Производственный план.

6. Организационный план.

7. Оценка и страхование рисков.

8. Финансовый план.

Титульный лист содержит следующие сведения: заголовок плана, дату его подготовки, полное название и адрес предприятия, имя руководителя предприятия, имена владельцев или совладельцев.

В разделе «Предприятие и его бизнес» дается общая характеристика предприятия: размещение предприятия; обеспеченность производственной базой; наличие производственных площадей, складских помещений, земельных площадей, оборудования для ТО и ремонта подвижного состава; наличие транспортных средств (автобусов, бортовых машин, самосвалов, тягачей, прицепов, полуприцепов и других автомобилей); обеспеченность технологией (наличие технологической документации и нормативных документов).

В этом разделе бизнес-плана анализируются все виды услуг, оказываемых предприятием, обеспеченность объемами перевозок, водителями, состояние дорожной сети, финансовое положение предприятия, расчетные счета, уставный капитал, наличие лицензий на перевозки.

Важное место при составлении бизнес-плана отводится изучению рынка транспортных услуг. В этой связи в разделе «Рынок потребительских услуг и конкуренты» приводится характеристика основных заказчиков услуг (название, отраслевая принадлежность, размеры, вид и объем услуг и др.), а также характеристика конкурентов, в качестве которых могут выступать не только АТП, но и индивидуальные предприниматели. Значительное внимание при этом уделяется характеристике их сильных и слабых сторон, что дает возможность принять превентивные меры по адаптации бизнес-плана к действиям конкурентов.

Маркетинговая стратегия должна соответствовать стратегическому (перспективному) плану развития АТП и представлять собой рациональную организационную систему, позволяющую ему решать свои задачи в области маркетинга. По сути, это план действий предприятия, направленный:

• на определение сегментов рынка, на которых перевозчик сосредоточит свои усилия;

• завоевание рынка на основе внедрения новых (улучшенных старых) видов услуг, совершенствования организации процесса перевозок, улучшения рекламной деятельности, стимулирования услуг, гибкой политики цен.

Одновременно определяется уровень затрат на маркетинг, который обеспечит наивысшую рентабельность работы.

Стратегия маркетинга разрабатывается исходя из следующего [19]:

а) устанавливается текущая маркетинговая ситуация: описываются сегменты рынка и положение автовладельцев на нем; дается обзор основных транспортных услуг, и характеризуются потребности потенциальных потребителей - заказчиков транспорта; перечисляются и указываются основные потребители транспортных услуг;

б) представляется перечень объективных ситуаций, обусловливающих перспективы как расширения, так и ограничения транспортных услуг.

Стратегия маркетинга должна сопровождаться программами конкретных действий (планом мероприятий), которые должны определить:

1) что будет сделано;

2) когда будет сделано;

3) кто будет делать;

4) сколько это будет стоить.

Стратегия маркетинга завершается разработкой надежной системы, определяющей порядок контроля за ходом выполнения намеченных программ.

В разделе «Производственный план» решаются следующие основные вопросы:

• устанавливается программа предприятия по перевозкам;

• определяется потребность в автотранспортных средствах;

• рассчитывается программа поддержания подвижного состава в технически исправном состоянии (программа по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств).

На грузовых АТП производственная программа разрабатывается на основании заявок грузоотправителей и грузополучателей, формирующих спрос на транспортные услуги.

Методика расчета производственной программы по перевозкам предусматривает распределение имеющихся у предприятия автотранспортных средств по видам грузов и клиентуре. При этом потребность клиентуры в перевозках должна быть полностью удовлетворена при рациональном использовании подвижного состава автовладельца.

Методика расчета производственной программы и провозных возможностей предприятия приведена.

В случае превышения спроса на перевозки над провозными возможностями целесообразно принять меры по приобретению автотранспортных средств. При этом можно купить новые или подержанные автомобили, взять их по лизингу или в обычную аренду у других автовладельцев. Выбор способа увеличения провозных возможностей автопарка определяется размерами увеличения спроса на транспортные услуги, прогнозируемым характером поведения спроса, финансовыми возможностями предприятия и т.д.

В худшем положении предприятие находится в том случае, когда провозные возможности автопарка недоиспользуются из-за резкого снижения спроса клиентуры на транспортные услуги. В связи с этим нужны мероприятия по продаже и сдаче в аренду собственных автомобилей, диверсификации производства и др.

В сфере городских и пригородных перевозок целесообразно выделять перевозки грузов, имеющих большое социальное значение (перевозки хлеба, молока, пассажиров, обслуживание детских и лечебных учреждений и т.д.). На эти перевозки целесообразно по возможности устанавливать более низкие тарифы для клиентуры. При этом на договорной основе с местными органами власти необходимо предусмотреть условия финансовой поддержки транспортного предприятия из местных бюджетов для обеспечения рентабельности перевозок этих грузов.

Структура раздела «Организационный план»обычно включает следующие элементы:

• организационная структура управления (схема, положения и инструкции, взаимосвязи подразделений);

• характеристика предпринимателей;

• характеристика руководящего состава;

• работа с персоналом;

• материально-техническая обеспеченность управления.

Значительное внимание в данном разделе уделяется расчету показателей по труду и заработной плате по следующим группам персонала:

1) водители;

2) рабочие по ремонту и ТО подвижного состава, а также вспомогательные рабочие;

3) инженерно-технические работники;

4) служащие;

5) прочие работники.

Задачей Финансового плана– последнего раздела бизнес-плана – является общая экономическая оценка производственной деятельности предприятия на основе сопоставления его доходов и себестоимости перевозок за определенный период времени.

Финансовый план концентрирует в себе результаты всех предыдущих разделов бизнес-плана, подводит финансовые итоги проекта автотранспортной деятельности. В финансовом плане, в частности, составляются прогноз объема продаж, баланс денежных расходов и поступлений, сводный баланс активов и пассивов предприятия, график безубыточной работы предприятия.

Прогноз объема продаж строится с учетом перспектив развития рынка транспортных услуг и участия в нем АТП. Прогноз дается по меньшей мере на первые три года, причем данные за первый год можно представить в помесячной разбивке (в крайнем случае – в поквартальной), за второй – обязательно в поквартальной, за третий и последующие годы – годовой суммой.

Баланс денежных расходов и поступлений (отчет о движении денежных средств) позволяет определить общую сумму необходимых денежных средств.

Расчет доходов и затрат (отчет о прибылях и убытках) производится с учетом прогнозируемого объема продаж и ориентировочного размера издержек производства по годам. Он дает возможность определить размеры планируемой прибыли в разные годы.

В сводном балансе активов и пассивов предприятия рассчитываются действительная величина активов и размер пассивов конкретного вида, за счет которых предприятие будет финансировать свою деятельность.

Для определения критического объема производства (объема транспортных услуг), ниже которого автотранспортная деятельность убыточна, строится график безубыточности.

На основе результатов расчетов, выполненных в финансовом плане, проводится оценка финансовых ресурсов, необходимых для реализации проекта, определяются потенциальные инвесторы, кредиторы.

Общий объем доходов определяется в плане как сумма доходов от перевозок и доходов от выполнения транспортно-экспедиционных работ, погрузочно-разгрузочных операций и прочих работ и услуг.

Расчет затрат на выполнение транспортных услуг производят по каждой марке автомобилей, имеющихся у предприятия, исходя из планируемых технико-экономических показателей их работы и установленных норм расхода топлива, смазочных материалов, запасных частей и др. Расчет осуществляется по каждой статье затрат по методикам, приведенным в соответствующих главах учебника.

Балансовая прибыль определяется как сумма прибыли (+), убытков (-):

а) от перевозок;

б) от выполнения транспортно-экспедиционных работ, погрузочно-разгрузочных операций и прочих работ и услуг.

Непланируемые доходы и убытки (штрафы, пени, неустойки и др.) учитываются в составе фактических прибылей и убытков.

В разделе «Финансовый план»определяются источники финансирования, которыми могут быть:

• собственные средства, формируемые из амортизационных отчислений и прибыли;

• банковский кредит;

• лизинг (долгосрочная аренда) оборудования, транспортных средств, производственных и других помещений, а в последние годы – и персонала;

• увеличение уставного фонда и продажа ценных бумаг, дополнительный выпуск акций или увеличение номинальной стоимости уже выпущенных акций.

Являясь неотъемлемой частью внутрифирменного планирования, одним из важнейших документов, разрабатываемых на АТП, бизнес-план выступает как эффективный инструмент управления, помогает предприятию определить перспективы развития. В то же время он помогает контролировать текущую ситуацию и своевременно применять оперативные меры для предотвращения кризисной ситуации, что имеет большое значение для успешного функционирования предприятия.