Особенности взаимодействия спроса и предложения на монопольном рынке

 

Взаимодействие спроса и предложения имеет свои особенности на несовершенных рынках. Так, монопольный рынок характеризуется наличием одного продавца какого-то товара. Это означает, что только он определяет предложение товара и тем самым обладает определенной властью на рынке, прежде всего властью над предложением и, соответственно, над ценой. Однако мы уже знаем, что цена зависит и от спроса, а предложение зависит от цены, так что власть монополиста на рынке оказывается неабсолютной.

Более того, если мы возьмем рынок с монополистической конкуренцией, то увидим зависимость монопольного рынка от рынков, где продаются товары-субституты, так как покупатели имеют возможность отказаться от покупки данного товара и приобрести на другом рынке товар, способный заменить данный товар. Получается, что чем больше зависимость рынка данного товара от рынков товаров-субститутов, тем больше эластичность спроса на данный товар.

 

Рисунок 23

 

Рисунок показывает слабую зависимость от других рынков монополиста, спрос на товар которого неэластичен (d1). Более зависим рынок с единичной эластичностью спроса . d2.

И весьма значительная зависимость рынка с эластичным спросом - d3. Вот почему монополисты широко используют рекламу, призванную убедить покупателей в уникальности и незаменимости своих товаров и тем самым сделать спрос на них неэластичным.

Но во всех случаях монополисты сами определяют величину предложения и тем самым устанавливают цену с учетом возможностей спроса. Для этого они руководствуются тем же правилом, что и предприятия, действующие в условиях совершенного рынка. Объем производства и соответствующего предложения товара должен быть таким, при котором предельные издержки (МС) равны предельной выручке (MR):

MC = MR.

Однако на монополистическом предприятии, в отличие от предприятий, действующих в условиях совершенной конкуренции, предельный доход меньше, чем цена (Р) и, соответственно, средняя выручка (AR):

MR < P = AR.

Это обусловлено прежде всего тем, что монополия стремится к установлению уровня цен, выше издержек, в том числе предельных. Но она не может не учитывать того, что повышение цены при наличии определенной ценовой эластичности спроса последний будет сокращаться, отрицательно влияя на выручку, в том числе предельную. Причем при понижении цены, позволяющей увеличивать объем продаж, предельная выручка уменьшается в большей степени, чем цена (рис. 24).

 

Рисунок 24

 

Рисунок показывает начальный объем производства и предложения товара 0q1 при цене 0р1. Если же монополия захочет увеличить объем продаж до величины 0q2, она должна понизить цену до уровня 0р2. Пунктирная линия показывает изменение величины предельной выручки - по мере увеличения предложения и, соответственно, понижения цены предельная выручка уменьшается в гораздо большей степени, чем цена и средняя выручка. Чтобы убедиться в этом, возьмем упрощенный пример.

Допустим, предприятие-монополист каждый день производит и продает 10 изделий по цене 100 рублей штука, имея таким образом дневную выручку 1000 рулей. Решив увеличить выручку, оно увеличило объем производства товара до 11 штук. Но чтобы продать увеличившийся объем товаров, необходимо снизить его цену до 99 рублей. В этом случае выручка составит 1089 рублей. Тем самым дополнительно произведенная единица товара дала дополнительную, или предельную, выручку в 89 рублей. Можно видеть, что эта сумма на 10 рублей меньше новой цены.

Если предприятие увеличит производство до 12 изделий и понизит цену до 98 рублей, чтобы нашелся покупатель и для дополнительной единицы товара, тогда вся выручка достигнет 1176 рублей, а предельная выручка составит 87 рублей - на 11 рублей меньше, чем новая цена товара.

Данный пример хорошо показывает, почему монополисты стремятся увеличивать доходы за счет повышения цен, а не за счет увеличения объема производства. Однако мы знаем, что объем производства влияет на издержки, так что повышение цен, предполагая сокращение производства, может вызвать высокий уровень издержек вследствие неоптимального объема производства. Вот почему монополисты должны руководствоваться отмеченным выше правилом. Наиболее выгодный объем производства и уровень цены можно представить с помощью следующего графика.

Рисунок 25

 

Рисунок показывает, что точка а, характеризуя равенство предельной выручки и предельных издержек, указывает на наиболее выгодный объем производства и соответствующий уровень цены. Проведенная через нее вертикальная линия, соединяющая кривую спроса (цены) и линию q, на которой откладывается объем производства, указывает, что уровень цены должен быть 0р1, а объем производства 0q1.

Меньший объем производства и более высокий уровень цены будет менее выгоден, так как предполагает уменьшение объема продаж и повышение средних издержек 0с1, в результате чего уменьшается общий объем прибыли. Увеличение объема производства и понижение цены оказывается невыгодным, так как предельные издержки превышают предельную выручку.

Рисунок также показывает преимущества, получаемые от монопольного положения предприятия на рынке. Если бы оно не было монополистом, то цена была бы на более низком уровне - вq2. При этом пришлось бы производить и продавать больше товара при более высоком уровне средних издержек.

Поскольку власть монополии на рынке проявляется через способность устанавливать цену, то степень этой власти может быть определена через разницу между ценой и предельными издержками. Эта разница нашла отражение в индексе Лернера, который используется как показатель власти монополиста на рынке:

 

Формула показывает, что индекс монопольной власти находится между 0 и 1. Поскольку у предприятия, действующего в условиях совершенного рынка, Р = МС, то индекс равняется 0. На таком рынке никто не обладает властью над ценой.

Имеющуюся возможность устанавливать цену по своему усмотрению монополии используют для проведения ценовой дискриминации - продажи продавцом одного и того же товара по разным ценам разным покупателям.

Такая дискриминация может осуществляться как по месту, так и по времени. Так, товар может иметь разные цены в разных магазинах, расположенных в разных местах, например, в районах проживания богатого и бедного населения. В ресторанах одни и те же блюда могут иметь разную цену днем и вечером, различаются по времени суток тарифы на услуги междугородней телефонной связи, на электроэнергию.

Приведенные примеры показывают, что ценовая дискриминация возможна при двух условиях: 1) готовности покупателей приобретать товар по повышенным ценам и 2) невозможности покупки товара по более низким ценами и его перепродажи по более высоким. То и другое определяется главным образом спецификой товаров.

Благодаря ценовой дискриминации продавцы изымают часть потребительского излишка, повышая тем самым прибыль за счет разницы между обычной монополистической ценой и ценой спроса.

Рассмотренные особенности взаимодействия спроса и предложения на монопольных рынках проявляют себя и на олигопольных рынках. Это обусловлено прежде всего тем, что олигополисты, представляющие собой несколько фирм, действующих в рамках одной отрасли, на рынке стараются согласовывать свои действия и ведут себя как представители одной монополии. Причины подобного поведения можно объяснить с помощью следующего рисунка.

 

Рисунок 26

 

Рисунок показывает цену 0р1, по которой продает товар одна из немногих производящих его фирм, и объем продаж данного товара фирмой - 0q1. Далее предполагается, что фирма решила увеличить объем продаж.

Для этого ей необходимо понизить цену товара до уровня 0р2, чтобы привлечь к своему товару новых покупателей. В результате объем продаж увеличится до 0q2. Но одновременно сократится число покупателей у других продавцов-олигополистов и для того, чтобы такого сокращения не было, им придется пойти на понижение цены. В этом случае представленная на рисунке фирма должна еще больше понизить цены, скажем, до 0р3, только для того, чтобы сохранить увеличившееся от предыдущего понижения цен число своих покупателей. Получается, что оторвавшись от своих «коллег», эта фирма себя наказала - объем ее выручки и, соответственно, прибыли заметно сократился - сравним площади 0р1р1q1 и 0p3p3q2.

Вот почему олигополисты стремятся действовать как одна большая монополия и при установлении цены на свой товар придерживаются правила: цена должна отражать равенство предельного дохода отрасли и отраслевых предельных издержек.