Влияние физических упражнений на организм

Организм человека — сложная система и большое значение для его развития имеет двигательная актив­ность в виде различных физических упражнений.

Физические упражнения благотворно влияют на функции центральной нервной системы: силу, подвиж­ность и уравновешенность нервных процессов и в конечном результате на умственную деятельность. Вот почему учащиеся, постоянно занимающиеся физиче­ской культурой и спортом, лучше успевают по общеоб­разовательным предметам.

Спортсмены не боятся резких охлаждений, меньше болеют простудными заболеваниями, в том числе анги­нами и гриппом. Вследствие этого реже пропускают занятия, что также положительно отражается на успе­ваемости. Важно, что под влиянием физических упраж­нений повышается устойчивость организма к перегрева­нию, переохлаждению, укачиванию, шуму и вибрации, влиянию различных токсических веществ и др. Физические упражнения в подростковом возрасте весьма важны для обеспечения гармонического физиче­ского развития. Они активизируют пластические про­цессы, стимулируют рост, способствуют укреплению костей и развитию мускулатуры, повышают силу и эластичность мышц, их способность к расслаблению и сокращению, формируют правильную осанку и предуп­реждают деформации позвоночника и стопы, а также улучшают внешний вид.

Антропометрические показатели у учащихся - спортсменов значительно выше, чем у их незанимающихся сверстников. Это, в свою очередь, сопровожда­ется более быстрым и равномерным развитием функци­ональных систем организма, в частности кровообраще­ния и дыхания. Последнее особенно существенно в связи с отмечающимся в настоящее время явлением акселерации — ускоренным развитием организма, сопро­вождающимся часто диспропорциями между показате­лями физического развития и развитием внутренних органов, в частности отставанием в развития сердца. Это сказывается на функции кровообращения и других жизненно важных органах.

Сердце тренированного человека в покое работает более экономно, а частота его сердечных сокращений реже. Во время физических нагрузок пульс и количе­ство крови, выбрасываемое сердцем, достигают боль­ших величин. Это обеспечивает лучшее кровоснабже­ние работающих органов и тканей. Так, в состоянии покоя сердце хорошо тренированных спортсменов сок­ращается 40—60 раз в минуту против 60— 80 сокращений у нетренированных. При работе высокой интенсивности частота сердцебиений достигает пример­но одной величины—180 ударов в минуту.

У спортсменов увеличивается объем грудной клет­ки, становится более глубоким вдох и выдох, возраста­ет содержание гемоглобина в крови. Все это способ­ствует лучшему снабжению нервной системы и особен­но головного мозга кислородом. Это также сказывается на умственной работоспособности.

При систематических занятиях физическими упраж­нениями возрастает сила межреберных дыхательных мышц и диафрагмы, увеличивается подвижность груд­ной клетки и тем самым повышается дыхательный объем легких. Важным показателем эффективности дыхания считается жизненная емкость легких (ЖЕЛ), которая измеряется максимальным количеством выды­хаемого воздуха после полного вдоха. У учащихся-спортсменов ЖЕЛ в среднем в полтора раза выше, чем у неспортсменов. Под влиянием тренировки улучшается снабжение мышечной ткани питательными веществами и кислоро­дом.

Физическая культура и спорт являются эффектив­ным средством укрепления здоровья, предупреждения заболеваний и разностороннего физического развития учащихся, гарантией высокой трудовой работоспособ­ности и успехов в учебе.