История развития психологического знания и основные направления в психологии.

 

Психология, как и любая другая наука, прошла определенный путь развития. О ней можно сказать очень кратко и точно – у психологии огромная предыстория и очень короткая история. Под историей имеется ввиду тот период в изучении психики, который ознаменовался отходом от философии, сближением с естественными науками и появлением собственных экспериментальных методов. Это произошло во второй половине XIX, но истоки психологии теряются в глубине веков.

Первые представления о психике сложились в первобытном обществе. Еще в глубокой древности люди обратили внимание на то, что существуют явления вещественные, материальные (предметы, природа, люди) и не вещественные (образы людей, предметов, воспоминания, переживания) – таинственные, но существующие самостоятельно, независимо от окружающего мира. Стремление объяснить соотношение жизни и смерти, взаимодействие тела и некоего неизвестного неосязаемого мира – все это привело к верованиям о том, что человек состоит из двух частей: осязаемой, т.е. тела и неосязаемой т.е. души. Так возникло представление о теле и душе, о материи и психике как о самостоятельных началах. Эти представления в дальнейшем явились основой принципиально противоположных философских направлений, между которыми велась постоянная борьба взглядов и подходов. Мыслителями древности были сделаны первые попытки найти ответы на вопросы: что такое душа? Каковы ее функции и свойства? Как она соотносится с телом.

Мы не будем рассматривать историю психологии. Наша задача заключается в том, чтобы показать, как изменялось представление челове­ка о психических явлениях в процессе исторического развития и как вместе с тем менялся предмет исследований психологической науки. С этой точки зрения в истории психологии можно условно выделить четыре этапа. На первом этапе пси­хология существовала как наука о душе, на втором — как наука о сознании, на третьем — как наука о поведении, а на четвертом — как наука о психике.

 

Направление Предмет исследования
Психология сознания сознание
Бихевиоризм поведение
Фрейдизм бессознательное
Гештальтпсихология целостные структуры психики
Гуманистическая психология личность, индивидуальность
Когнитивная психология познавательные процессы
Деятельностный подход внутренняя деятельность, психика

 

Основные направления психологической науки: бихевиоризм, глубинная психология, гештальт-психология.

1. Бихевиоризм – предмет исследования – поведение, которое исследовалось путем экспериментального изучения факторов, влияющих на его формирование, т.е. на образование связей между стимулами и реакциями. Ученые считали, что поведение является единственным объектом, доступным изучению, а потому психология должна исключить сознание из своего предмета, оставив в нем только изучение поведения. Дальнейшие исследования показали, что нельзя объяснить всю психическую жизнь, исходя из схемы “Стимул – Реакция”. Невозможно совершенно не учитывать внуреннего состояния живого существа. Это привело к модификации классического бихевиоризма и к появлению необихевиоризма.

2. Глубинная психология – предмет изучения – глубинные бессознательные структуры психики. Метод их изучения – психоанализ. Ведущая роль принадлежит З. Фрейду, который считал открытые им закономерности универсальными для всех людей. Сторонники психоанализа понимают структурную модель личности как состоящую из подсистем: ОНО – СВЕРХ-Я, Я. Постепенное погружение в прошлое вызывает неприятные, болезненные, порой постыдные воспоминания. Поэтому возникает бессознательное сопротивление актуализации такой информации. Психоанализ позволяет провести как бы ревизию личности, вскрыть забытое, зафиксированное на бессознательном и предсознательном уровне. Осознание этих подавленных импульсов приводит к гармонизации личности.

3. Гештальт-психология – исследование целостных структур, из которых состоит психическое поле. Возникла в Германии (гештальт – в пер. с нем. «образ», «форма»). В отличие от других направлений предметом исследования является содержание психики, познавательных процессов, а также структуры и динамики развития личности. Идеи школы основываются на экспериментальном исследовании познавательных процессов. Эта школа одной из первых обратила внимание на разработку новых объективных экспериментальных методов исследования психики и начала изучение структуры и качеств личности. Ими были открыты почти все известные в настоящее время свойства восприятия, доказано значение этого процесса в формировании мышления, воображения и других функций. Главная идея – как восприятие различных образов влияет на поведение человека.