Практика экзаменационного процесса

Экзамен в системе обучения представляет собой итоговое испытание студентов с целью оценки приобретенных ими знаний и навыков их применения, с целью понимания предмета и подготовленности к определенной профессии. Экзамены подразделяются на семестровые, курсовые и государственные.

На семестровых экзаменах проверяются итого изучения предмета или его определенной части в течение данного семестра, на курсовых экзаменах оцениваются знания, приобретенные студентами при изучении всего учебного предмета.

О требованиях к запоминанию формул и схем

Существуют и иногда обосновываются две крайние точки зрения по этому вопросу: “все формулы необходимо знать на память” и “любую формулу можно посмотреть в учебнике или справочнике, и поэтому ничего запоминать не следует”. Следует разъяснять студентам, что существует два вида формул, которые можно назвать определительными и вычислительными.

Определительные формулы вводят понятия и справедливы в определенном смысле всегда. К ним относятся, например, ряд Тейлора, пара преобразований Фурье, уравнения Кирхгофа и ряд других. Определительные формулы необходимо знать на память безусловно.

Вычислительные формулы дают возможность найти конкретные значения величин, введенных определительными формулами. Так, например, вычислительной формулой является выражение для преобразований Фурье импульса заданной формы (например, П-образного). В принципе необязательно знать на память все вычислительные формулы. Однако следует прививать студентам мысль о целесообразности постоянно тренировать свою память и, готовясь к экзамену, запоминать все формулы. Конечно, это запоминание должно быть не “фотографическим”, а осмысленным. Это означает, что студент должен уметь не только правильно записывать формулы, но и пояснять смысл входящих величин и знать условия, границы ее применения. Не все “заученные” формулы останутся в памяти навсегда. Однако число формул, которые мы знаем на любом этапе жизненного пути, пропорционально их числу, которое мы “выучили” на память в годы учебы.

Процесс опроса на эзамене

Опытные экзаменаторы знают, что для вынесения решения об оценке с точностью “до полубалла” достаточно просмотреть письменный текст ответа студента. В тех случаях, когда “ответ” получен студентом несамостоятельно, достаточно задать лишь 2-3 вопроса.

Однако указанное не значит, что экзамен может продолжаться 3-5 минут. В качестве основного руководящего положения целесообразно принять следующее: экзамен должен продолжаться столько времени, чтобы студент убедился в правильности вынесенной ему оценки.

Необходимо обратить внимание на некоторые действия, которых не следует допускать на экзамене.

· Экзамен должен проходить в обстановке полного спокойствия. “Повышение голоса” и возмущение незнаниями или “бестолковостью” студента недопустимы.

· Не следует превращать экзамен в своеобразное “доучивание” студента. Несомненно, в процессе подготовки и сдачи экзамена происходит углубление и систематизация знаний. Однако это не значит, что слабо подготовившемуся студенту в ходе экзамена следует еще раз разъяснять материал. Экзамен не имеет подобной цели, которую ему часто придают, особенно начинающие экзаменаторы. Сказанное, конечно, не исключает возможности проведения некоторого диалога между студентом и экзаменатором.

· Чем слабее знает материал студент, тем обычно дольше длится ответ. Однако не следует освобождать от ответа отличников учебы на основании того, что “и так все ясно”. Способный студент, знающий материал, хочет, чтобы его спросили, и желает показать свои глубокие знания. Не следует лишать лучшую часть студенчества этого удовольствия.

· При опросе слабого студента оценка, которую мысленно выносит экзаменатор, часто колеблется, например, между 2 и 3 или 3 и 4. Недопустимо задавать (особенно объявлять об этом студенту) “еще один последний вопрос”, по результатам ответа на который будет выставлена окончательная оценка. Экзамен – не лотерея. Один “последний” вопрос не может быть критерием знаний.

· Студент, получивший неудовлетворительную оценку, не должен уйти от преподавателя возмущенным или обиженным “несправедливостью”. Опытный преподаватель в доверительной беседе пытается в доверительной беседе выяснить причину, не позволившую подготовиться к экзамену; рекомендует студенту путь дальнейших действий; предлагает помощь и консультацию.

Подготовка к ответу с помощью конспекта и книг

Сторонники так называемого “понимания без запоминания” утверждают, что во время экзамена студенты могут пользоваться всеми учебными пособиями, включая свой или чужой конспект. Основанием для этого мнения служит “зарубежный опыт” и “повышение успеваемости”, вызванное “раскрепощением памяти и психики студентов”.

Опытные педагоги и психологи знают, что это утверждение ошибочно и основано на смешении обстоятельств. Кроме того, повышение успеваемости путем увеличения среднего балла на экзамене в этих рассуждениях принимается за улучшение инженерных знаний.

Действительно, в ряде технических вузов нашей страны и за рубежом принимали, а иногда и принимают экзамены и сейчас в указанных выше условиях. Однако при этом существенно меняется характер вопросов и требований к ответам на них. Сущность заданий при этом состоит не в пересказе содержания предмета в рамках конспекта и учебных книг, а в решении новой для студента творческой задачи, прямой ответ на которую не содержится в конспекте и учебных книгах.

Представляется, что к подобному методу проведения экзамена следует подходить постепенно и продуманно. Простая декларация лектора о том, что заданные вопросы носят творческий характер, недостаточна. Кроме того, существует ряд соотношений и схем, которые будущий инженер должен знать на память независимо от его творческих способностей.

Государственные экзамены по основным, формирующим специалиста дисциплинам проводятся в конце курса обучения. Для приема государственных экзаменов назначается комиссия.

Зачеты вместо экзаменов проводятся по тем курсам, где преобладают практические работы студентов; основное назначение зачетов – подводить итого практикумов, лабораторных работ, упражнений, давать оценку усвоения практической части теоретических и прикладных дисциплин учебного плана