Юмор и шутка в преподавании

Естественная динамика лекции включает четыре фазы: начало восприятия – 4–5 мин.; оптимальная активность восприятия – 25-30 мин.; фаза усилий – 10-15 мин.; фаза выраженного утомления. Ситуация ослабления внимания возникает в любой аудитории, поскольку это психофизиологический процесс. Психологическое искусство лектора проявляется в умении максимально сгладить кризисные пики оптимальным сочетанием ораторских приемов: переключением внимания, шуткой, оригинальным примером по ходу лекции и т.д. О допустимости юмора и шуток в лекционном процессе существует две крайние точки зрения:

· “лекция не цирк”, и, следовательно, шутки неуместны;

· шутки и анекдоты - эффективное средство поддержания активного интереса слушателей.

Представляется, что истина здесь, как всегда, находится посередине. Действительно, лекция не цирк, но и слушатели не манекены. Поэтому ее следует делать разумно привлекательной в аспектах, выходящих за рамки научно-технической информации.

Представляется, однако, важным, что подобные “развлечения”, правильнее сказать отвлечения, должны быть уместными, содержательными. “Вставные” анекдоты и остроты в целом неконструктивны и, как показывает опыт, могут даже отвлекать от содержания лекции.

Богатым и конструктивным источником разумного кратковременного отвлечения являются афоризмы Герцена, Чернышевского, Лихтенберга, Болингброка и других мыслителей. Афоризм в отличие от анекдота и простой остроты поражает концентрацией мысли и учит, указывая путь. “Остротами же и причудами, как всеми вещами, способными ржаветь, надо пользоваться с осторожностью” (Г. Лихтенберг).