Вопрос 1. Понятие отрасли. Признаки отрасли машиностроения

Основой формирования отраслей национального хозяйства является разделение труда по роду производственной деятельности.

К. Маркс различал три формы разделения труда в общественном производстве: общее, которое нашло своё выражение в разделении общественного производства на крупные отрасли (сферы) национального хозяйства (промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, связь и др.), частное – разделение труда на самостоятельные отрасли внутри отраслей национального хозяйства и между предприятиями, входящими в них (внутри промышленности, сельского хозяйства, транспорта и др.), единичное – разделение труда внутри предприятия. Все формы общественного разделения труда связаны и в своём развитии оказывают взаимное влияние.

Объективной тенденцией общественного производства является всё более чёткое разграничение единой системы национального хозяйства на отдельные подсистемы, представляющие собой крупные его отрасли. В результате частного разделения труда ведущая отрасль национального хозяйства – промышленность – разделяется на множество различных отраслей и производств, составляя единую подсистему. Отрасли промышленности, в свою очередь, являются сложными системами, каждая их которых включает несколько подсистем – подотраслей, специализированных по производственно-технологической общности и по более узкому назначению продукции.

Крупные отрасли, в состав которых входят несколько однородных, но специализированных отраслей, называются комплексными отраслями.

В числе комплексных отраслей промышленности можно назвать машиностроительную, химическую, металлургическую, топливную, нефтяную, пищевую, текстильную и др.

Основными признаками, отличающими отдельные отрасли промышленности, являются: экономическое назначение производимой продукции, общность исходного сырья и материалов, технической базы и технологии производства, профессионального состава кадров. Эти признаки характерны и для отдельных производств, которые формируются в отрасль при создании ряда предприятий, специально занятых производством определённого вида продукции. В период научно-технической революции, когда наука становится непосредственной производительной силой, важным признаком отрасли становится наличие в её составе специализированной научно-технической базы, то есть системы научно-исследовательских и проектных организаций, призванных обеспечивать научно-технический прогресс в данной отрасли.

Машиностроительная промышленность также включает различные комплексные отрасли, такие как: электротехническая, станкостроительная и инструментальная промышленность, приборостроение, электронная и радиотехническая промышленность, энергетическое, химическое, и нефтяное машиностроение, автомобильная промышленность, машиностроение для лёгкой и пищевой промышленности, и др. Все отрасли машиностроения имеют различия, служащие основой для выделения их в самостоятельные подсистемы в единой системе машиностроительной промышленности.

Основное различие отраслей машиностроения состоит в том, что они производят продукцию разного функционального назначения. Каждая отрасль машиностроения имеет постоянные связи по воспроизводству машин с определённой отраслью национального хозяйства (или группой отраслей) или сферой человеческой деятельности, для которых и производится продукция. Различие в назначении машин всегда означает различие в их конструкции, а иногда и в технике производства. Это приводит к тому, что отдельные отрасли имеют разную структуру потребляемых материалов, применяемого оборудования, профессионального и квалификационного состава кадров. Однако все эти различия между элементами производства в отраслях машиностроения не столь существенны.

Между отраслями машиностроения много общего. Во всех машиностроительных отраслях основным исходным материалом для производства является металл. Во всех машиностроительных производствах аналогичны элементы технологии, виды оборудования, профессии работающих, хотя сочетания этих элементов в разных отраслях машиностроения различны.

Основной признак, объединяющий отрасли машиностроения в единую производственно-техническую и экономическую систему – это экономическое назначение продукции. Все отрасли машиностроения выпускают продукцию единого экономического назначения – орудия труда, имеющие своей целью технически вооружить человека в труде, во всех областях его деятельности. Отсюда общая роль разнообразных отраслей машиностроения в повышении общественной производительности труда. Таким образом,

отрасль машиностроения представляет собой производственно-техническую и экономическую систему, включающую совокупность предприятий и производств, характеризующихся единством функционального назначения продукции, однородностью потребляемых материалов, общностью технической базы и технологических процессов, профессионального состава кадров, а также включающую научно-исследовательские, проектно-конструктор-ские и технологические организации, призванные обеспечивать научно-технический прогресс в отрасли.

Понятие отрасли машиностроения (как и отрасли промышленности) имеет и другие аспекты рассмотрения.

Выше приведено определение отрасли как совокупности предприятий, производящих продукцию единого функционального назначения, продукцию однородную. Однако в экономико-статистической практике отнесение предприятий к той или иной отрасли по этому признаку соблюдается с большими отклонениями. Это определяется тем, что каждое машиностроительное предприятие наряду с основной (профильной) продукцией выпускает и другую (непрофильную). Удельный вес непрофильной продукции зависит от уровня специализации предприятия и может колебаться в больших пределах, составляя от 10 до 50% общего выпуска. По существующей практике предприятие относится к той или иной отрасли по преобладающему составу продукции. Поэтому понятие отрасли как совокупности предприятий не совпадает с понятием отрасли как совокупности производств однородной продукции. Отсюда следует, что наряду с понятием отрасли как производственно-технической и экономической системы, то есть хозяйственно-организационного структурного подразделения, можно рассматривать отрасль как совокупность однопродуктовых производств, рассредоточенных по различным предприятиям («чистые» отрасли).

Отрасль может быть определена и как совокупность однопродуктовых производств, рассредоточенных по различным предприятиям.

Ещё один аспект понятия отрасли связан с ведомственно-управленческой структурой производства, т. е. подчинённостью предприятия тем или иным государственным или коммерческим структурам. Ведомственное и отраслевое деления нельзя смешивать, так как они основываются на различных принципах.

Согласно ведомственно-управленческому аспекту, отрасль может рассматриваться как объединение организаций и учреждений, связанных различного рода воздействиями из единого центра.

Таким образом, согласно ведомственно-управленческому аспекту, отрасль может рассматриваться как объединение организаций и учреждений, связанных различного рода воздействиями из единого центра. Такими центрами могут являться Министерства Правительства РФ и, относящиеся к ним, федеральные службы и агентства. Они воздействуют на отрасль посредством, в том числе, нормативно-правового регулирования отрасли.

Например, в составе Министерства промышленности и торговли при Правительстве РФ (Минпромторг России) действует Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии, а также Департаменты[1]: авиационной промышленности; автомобильной промышленности и сельскохозяйственного машиностроения; базовых отраслей промышленности; лесной и легкой промышленности; промышленности обычных вооружений, боеприпасов и спецхимии; радиоэлектронной промышленности; развития оборонно-промышленного комплекса; судостроительной промышленности и морской техники; химико-технологического комплекса и биоинженерных технологий.

Минпромторг России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере промышленного и оборонно-промышленного комплексов, а также в области развития авиационной техники, технического регулирования и обеспечения единства измерений.

Как уже было сказано, единым центром могут являться не только государственные, но и частные коммерческие структуры. Примером чего, может являться «Группа компаний «ГАЗ», созданная в 2005 году в результате реструктуризации производственных активов существовавшего с 2001 года ОАО «РусПромАвто»[2]. Данная структура («Группа компаний «ГАЗ») имеет в своём составе 18 предприятий автомобиле- и машиностроения, расположенных в 10 регионах РФ. В числе главных предприятий группы – два предприятия Нижегородской области: Горьковский автомобильный завод (Нижний Новгород) – крупнейший в России производитель лёгких коммерческих, грузовых и легковых автомобилей таких известных марок как «ГАЗель», «Соболь», «Валдай», «Садко» и «Волга» и Павловский автобусный завод (Павлово) – крупнейший в России производитель малых и средних автобусов городского, пригородного и междугороднего сообщения марки «ПАЗ».

Также, например, Арзамасский машиностроительный завод (Нижегородская обл.), с точки зрения ведомственно-управленческого аспекта, также не является автономным предприятием, находясь в периметре управления[3] ООО «Военно-промышленная компания» (г. Москва), которая, в свою очередь, является дочерним предприятием ОАО «Русские машины».

Система управления имеет большое значение для формирования и развития отрасли. Она может создавать благоприятные условия для её развития или, наоборот, тормозить его, но она не может подменить отраслевое деление как объективный процесс частного разделения труда в машиностроении.

Все три указанных аспекта понятия «отрасль» различны по своему теоретическому содержанию и практическому назначению.

Понятие отрасли как единой системы имеет важное значение для характеристики развития и становления отрасли. Для изучения и анализа межотраслевых связей и пропорций, сравнительного анализа издержек производства и других целей необходимо выделение «чистых» отраслей. Ведомственно-управленческий аспект имеет большое значение для совершенствования структуры и методов управления отраслью.