Организация и технология подготовки товаров к продаже

Важнейшей операцией технологического процесса в магазине является подготовка товаров к продаже, которая способствует освобождению продавцов и работников от излишних затрат времени, труда в процессе обслуживания покупателей, быстрому отпуску товаров и увеличению пропускной способности магазинов, сокращает товарные потери и повышает коэффициент использования площади торгового зала.

Операции по подготовке товаров к продаже могут быть общими и специальными.

К общим подготовительным операциям относятся: распаковка, сортировка, проверка правильности обозначения цен, придание изделиям тварного вида (очистка, утюжка), укладка в тележки, контейнеры, ящики, корзины для подачи в торговый зал, размещение товаров в торговом зале, выкладка в зале обслуживания покупателей или на рабочем месте продавца.

Специальные операции по подготовке товаров к продаже включают комплектацию, сборку и монтаж изделий, устранение мелких дефектов, фасовку отдельных товаров.

В связи с тем, что большинство операций по подготовке товаров к продаже носят производственный характер, в современных условиях они передаются предприятиям промышленности или торговым складам. Такая централизация операций по подготовке товаров к продаже позволит максимально использовать высокоэффективное оборудование, рационально использовать трудовые и материальные ресурсы, а также площади магазинов.

Максимальное сокращение операций по подготовке товаров к продаже является неизменным условием для магазинов самообслуживания, а в магазинах с традиционными методами продажи - одним из главных факторов производительности труда.

В связи с тем, что промышленность поставляет в торговлю недостаточно фасованной продукции, возникает необходимость фасовки товаров .

Существует два вида фасовки товаров в торговле: централизованная и децентрализованная.

Централизованная фасовка осуществляется в фасовочных цехах оптовых и розничных организаций, децентрализованная -непосредственно в магазинах. Основной формой организации фасовки в торговле должно стать централизованное предприятие в опте. В Германии и Польше до 80% товаров, фасуемых в торговле, приходится на оптовое звено.

Централизованная фасовка на специализированных предприятиях имеет явные преимущества перед децентрализованной, так как позволяет закрепить отдельные операции за определенными рабочими местами, применять высокопроизводительное оборудование, уменьшить продолжительность производственного цикла, рациональнее использовать трудовые ресурсы, упаковочный материал. Обследования показывают, что изъятие операций по фасовке товаров из магазина и их централизация на специализированном предприятии позволяют увеличить товарооборот в магазинах на 15-20%, снизить на 8-12% уровень товарных запасов.

В некоторых магазинах фасуется значительная часть продовольственных товаров. Правильная организация фасовки товаров в магазинах предусматривает рациональную организацию рабочих мест, целесообразное разделение труда между фасовщиками, использование оборудования и специальных приспособлений.

Размещение оборудования и рабочих мест должно обеспечить непрерывность процесса фасовки, способствовать сокращению времени движения товаров, тары, упаковочных материалов. Для фасовки товаров в магазинах предусматриваются специальные помещения, лучше, если они будут смежными с торговым залом. Их рассматривают как резерв торговой площади при последующем переходе на полное снабжение фасованными товарами. В небольших магазинах самообслуживания фасовка товаров осуществляется на рабочем месте продавца прилавка обслуживания.

В зависимости от объема фасуемых товаров в магазинах все операции по фасовке товаров могут выполняться одним фасовщиком или бригадой. В ряде магазинов распространенным является индивидуальный метод фасовки, когда все технологические операции выполняются одним работником. Технологические операции, выполняемые при фасовке товаров индивидуальным способом могут проводиться последовательно при каждом отвесе или раздельно по операциям.

Бригадный метод фасовки характерен для крупных магазинов самообслуживания. В состав бригады входит два и более человек и в этом случае каждый член бригады выполняет определенную операцию.

Фасованные товары маркируются с указанием следующих данных:

- масса;

- цена за 1 кг;

- стоимость отвеса;

- дата фасовки;

- номер магазина.

Эффективность фасовки и удовлетворение спроса населения в значительной степени зависят от правильного выбора дозировки товаров. Как показывает практика, объем дозировки фасованных товаров из года в год практически не меняются. В связи с этим с учетом спроса населения необходимо фасовать товары в различных дозировках.

В ряде зарубежных стран - Чехии, Германии, Италии получила распространение фасовка товаров до округленной це­ны. Например, в Германии сахар-песок фасуют в дозировке 833 г, макаронные изделия 360, 395, муку и крупу - 360, 490, 625 г и т.д.

Наряду с подготовкой к продаже важным условием ускорения обслуживания покупателей и повышением эффективности труда торговых работников является подготовка рабочего места или зоны обслуживания продавцов, контролеров-кассиров.

Наиболее ответственным моментом подготовки товаров к продаже является пополнение, размещение и выкладка товаров в торговом зале.

Размещение товаров в торговом зале - это расположение товаров, включенных в ассортиментный перечень магазина на площади торгового зала. От правильного размещения товаров в торговом зале зависит эффективность работы магазина, так как это способствует ускорению товарооборачиваемости, сокращению затрат труда в процессе реализации, экономии времени покупателей, повышению культуры обслуживания.

На расположение товаров оказывает влияние не только величина торгового зала и его конфигурация, размеры и емкость оборудования, контингент обслуживаемого населения, но и ряд других факторов: психология покупателей, комплексность покупок, спрос и т.д.

Вследствие этого, прежде чем выбирать тот или иной вариант размещения товаров, необходимо с учетом всех указанных факторов определить место каждого товара в отдельности.

В основу размещения товаров может быть положен товарно-отраслевой или комплексный принципы.

Товарно-отраслевой принцип предполагает размещение в отделах, секциях, на рабочих местах товаров одной группы.

При комплексном размещении подбирают товары различных групп, связанных между собою общностью спроса или удовлетворяющие потребности определенных категорий покупателей: «Все для женщин», «Все для мужчин», «Все для дома». Размещение по этому принципу способствует повышению культуры обслуживания, сокращению затрат времени покупателей.

Опыт работы передовых предприятий показывает, что с учетом спроса населения наиболее рациональным является создание микрокомплексов. Так в крупных универмагах, в комплексах «Товары для детей», «Товары для мужчин» торговля одеждой сосредоточена в пяти секциях по размерам. Торговая площадь в комплексе «Товары для женщин» распределена следующим образом: для одежды 52-56 размеров - 76%, 50-48-го по 8,2%, 46-го - 9,0%, 44-го размера - 8,0%. При таком размещении затраты времени покупателей сократились в 4 раза.

При размещении товаров в торговом зале за каждой группой закрепляется постоянная зона торгового зала.

Закрепление за товарными группами постоянных зон размещения в торговом зале проводятся с учетом следующих основных требований:

- зона товарных групп, подготовка к продаже которых производится в магазине, должна примыкать непосредственно к помещениям, где осуществляются операции по подготовке их к продаже;

- зона товарных групп частого спроса и требующих длительного ознакомления с ними покупателей размещается в глубине зала, в разных местах, чтобы не создавались помехи движению покупательских потоков;

- зона, где размещаются крупногабаритные и тяжелые товары, должна находиться у выхода из торгового зала;

- затраты труда торгового персонала, связанные с пополнением и перемещением товаров в торговый зал, должны быть минимальными;

- закрепление постоянных зон за товарными группами в торговом зале должно обеспечить внедрение оптимального технологического процесса;

- площадь под отдельные группы товаров отводится в зависимости от доли этих товаров в продаже и их оборачиваемости;

- новые товары при размещении их выделяются отдельно;

- в многоэтажных магазинах на первом этаже размещают товары более частого спроса, не требующие длительного осмотра.

В технологическом процессе магазина важную роль играет выкладка товаров. Под выкладкой товаров понимается процесс расположения, укладка и показ товаров на торговом оборудовании. Рациональная выкладка товаров позволяет эффективно использовать оборудование, улучшает условия осмотра и выбора товаров покупателями, сокращает затраты труда торгового персонала на пополнение запасов в торговом зале. В магазинах наибольшее распространение получили следующие приемы выкладки в зависимости от вида товаров: насыпью, расположением в ряд, подвешиванием, стопками и т. д.

При выкладке товаров применяются вертикальный и горизонтальный способы.

Вертикальный способ выкладки предусматривает размещение однородных товаров на всех полках данной горки по вертикали. Этот способ наиболее рациональный, так как позволяет покупателям быстро ориентироваться в торговом зале и свободно отбирать нужные товары.

При горизонтальном способе выкладки ту или иную группу товаров размещают вдоль полок оборудования, занимая при этом только одну или две полки. Горизонтальный способ выкладки рекомендуется использовать при демонстрации крупногабаритных товаров и мелких в кассетах. Товары, в реализации которых магазин особенно заинтересован, следует помещать на полках, расположенных в наиболее удобных зонах для покупателей.

Наиболее удобной зоной выбора товаров является зона полок, расположенных на высоте 110-160 см над уровнем пола. Неудобными зонами выбора товаров считаются зоны полок, расположенных на высоте до 80 см и свыше 180 см над уровнем пола.

Полки, расположенные на уровне глаз покупателей (в наиболее удобной зоне), обеспечивают лучшие условия реализации товаров, однако на площади они меньше остальных полок, в частности, нижних. Если выложить на полках наиболее удобной зоны товары постоянного проса, то продажа этих товаров не увеличится, а товары импульсного спроса с замедленной реализацией придется размещать на нижних полках. Поскольку товары импульсного спроса реализуются только в том случае, когда покупатель обращает на них внимание, то возможность реализации этих товаров при размещении на нижних полках заметно снижается. При этом усложняется пополнение оборудования товарами, так как при размещении товаров с большой оборачиваемостью на меньших площадях требуется увеличение периодичности загрузки этих товаров, в то время как нижние полки с товарами замедленной оборачиваемостью загружаются редко.

Поэтому более целесообразно средние и верхние полки отводить под выкладку товаров с замедленной оборачиваемостью, а на нижних размещать товары с устойчивым спросом.

Сопутствующие товары размещают в корзинах или кассетах навалом в различных местах: у торговых стенок, у расчетных узлов, на линиях пристенных и островных горок.

Товары на торговом оборудовании следует размещать таким образом, чтобы демонстрационная площадь полностью была использована и товары занимали все пространство между полками.

В магазинах, особенно по продаже непродовольственных товаров, необходимо осуществлять маневрирование рабочими запасами за счет изменения соотношений доли экспозиционной площади оборудования, занятой под выкладку товаров различных групп. Оптимальный вариант соотношения достигается в том случае, если оборачиваемость запасов каждой группы товаров в торговом зале соответствует средней оборачиваемости всех товарных запасов в торговом зале.

Использование экспозиционной площади в качестве критерия оптимальных товарных запасов в торговом зале магазина обеспечивает равномерное распределение покупательских потоков по площади торгового зала, повышает общий уровень культуры обслуживания населения.