Политическая стабильность - основа экономического роста

При оценке экономического развития России с 1999-2009 гг. международные эксперты, соглашаясь с мнением о важной роли политической стабильности в обеспечении выхода России на траекторию экономического роста, ставят вопрос о действенности и значимости политических и экономических факторов. Такая постановка вопроса вполне правомерна, хотя эффективность каждой из указанных групп факторов не следует преувеличивать, поскольку между ними существуют тесная взаимосвязь и взаимозависимость. Политические и экономические факторы укрепляют стабильность каждый своими средствами. Политический фактор, обеспечивающий управляемость общества и его мобилизацию на реализацию общественного развития, способствует стабилизации. Экономический фактор, выражающийся в экономической политике правительства и в сумме мер ее реализации, также работает на укрепление стабильности. К их числу можно отнести ослабление налогового бремени, непрерывность бюджетного финансирования и установление пределов роста цен для монополистов и др. Можно сделать вывод, что экономическая политика как единство мер микроэкономической, структурной, бюджетной, налоговой и ценовой политики усилила положительный эффект политического фактора.

Все эти девять лет стабильность в России была намного выше, чем в прежние времена (1991-1999 гг.). Высшая власть в 1993, 1994, 1998 гг. постоянно находилась в эпицентре нестабильности, во многом порождая нестабильные ситуации своими рискованными действиями.

По-иному выглядит ситуация с 1999-2009 гг.: состав правительства, его костяк оставались без изменений; социальные протесты хотя и существовали, но не выходили на критический уровень; отношения с внешним миром также стали более предсказуемыми. Россия подошла к такому этапу развития, что она может обозначить свои национальные интересы и проводить соответствующую им внутреннюю и внешнюю политику.

Этой стабилизации отношений власти со значительной частью народа способствовало то, что оппозиция работает в холостую. Она не определила реальных стратегических целей и, самое главное, не имеет эффективной тактической линии поведения. В 2007 г. коэффициент стабильности снизился, вероятно, из-за намерений правительства ликвидировать систему социальных льгот, морального ущерба нации от террористического акта в Беслане и т.д.

Политической стабилизации с 1999-2009 гг. способствовало усиление нестабильности в более благополучном внешнем мире. Можно сказать, что Россия испытала миг счастья, кратко- или долгосрочность которого будет зависеть от внутренней консолидации власти и консолидации корпоративного бизнеса. Нужно наращивать звенья политического фактора как всеобъемлющего гаранта стабильности, что означает прежде всего четкое определение политических целей и мер их реализации в русле национальных интересов России. К долгосрочным политическим целям, на наш взгляд, следует отнести обеспечение единства и суверенитета страны; многоукладность экономики, сочетающую частный, акционерно-корпоративный и государственный секторы; формирование среднего класса; сокращение бедности; поддержание баланса интересов крупного, среднего и малого бизнеса. Все эти цели должны быть подчинены одной суперцели - повышению роли России в мировой экономике.

В противоположном случае сужение ее роли в системе мирохозяйственных связей означает изоляцию и возможность распада России.

Опыт развития нашей страны с 1999-2009 гг. ценен тем, что он показывает необходимость выхода из узкой зоны экономического подхода, выражающегося в политике финансовой стабилизации, определении политических целей, которые могли бы привести в действие не только экономические факторы, но и всю систему факторов (социальных, психологических, этических и др.), определяющих деятельность человека, эффективность его поведения.

На наш взгляд, необходима разработка программных документов: концепции и стратегии долгосрочного развития экономики России до 2025 г. В этих документах нужно определить пути и механизмы обеспечения стратегических национальных интересов России.

Для дальнейшего укрепления стабильности бизнес должен быть более консолидированным, четко выверять действия с позиции внутренней корпоративной этики поведения, реагируя на оценку действий своих членов в части нелегального вывоза капитала, использования незаконных финансовых схем теневого бизнеса, коррупции и т.д. Он должен сам себя подвергать постоянной критике. В центре его деятельности должны быть внутрикорпоративные отношения между акционерами и менеджерами, пресечение ложных банкротств, соблюдение трудового законодательства, проведение эффективной политики оплаты наемного труда и т.д. Ключевую роль в обеспечении политической стабильности в ближайшие годы будет играть, на наш взгляд, консолидация бизнеса в процессе осознания и реализации национальных интересов России. Корпоративные интересы крупного бизнеса выражает сегодня Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП), среднего – Российский союз товаропроизводителей (РСТ), малого бизнеса - «Деловая Россия». Интересы бизнеса в системе мирохозяйственных связей представляет Торгово-промышленная палата (ТПП). В ряде отраслей экономики существуют отраслевые организации, выражающие интересы отдельных видов бизнеса. В 1999-2009 гг. они обеспечивали мониторинг деятельности бизнеса и диалог с правительством о соответствии корпоративных и государственных интересов, что способствовало стабилизации. Принцип равноудаленности президентской власти от разных групп бизнеса также способствовал повышению авторитета власти. Можно сказать, что наиболее сильно заявляет и отстаивает в структурах власти интересы своих членов РСПП. Некоторые руководители РСПП готовы взять на себя функции социальной ответственности бизнеса и оказывать помощь государству в развитии медицины, образования, жилищного и потребительского кредита. На наш взгляд, слишком широкая трактовка термина «социальная ответственность бизнеса» может вуалировать его безответственное отношение к выполнению своих прямых функций в производстве и обеспечении модернизации, к соблюдению финансовой дисциплины, обязательств перед лицами наемного труда, полной уплате налогов.

Отмечая решающую роль снижения политических рисков в 1999-2009 гг. в обеспечении стабильности и экономического роста, нужно не забывать, что в случае увеличения политических рисков и нарушения баланса основных политических сил действенность всей системы факторов экономического роста резко снижается, поскольку ослабляется взаимодействие между ними. За повышением политических рисков следует изменение поведения инвесторов и снижается инвестиционный рейтинг, что в свою очередь ведет к сокращению инвестиционного потенциала отраслей, определяющих рост ВВП. В сегодняшних условиях России это топливно-энергетический комплекс, темпы роста которого существенно влияют на рост ВВП. Например, в прогнозе на 2006 г. оценки темпов прироста добычи нефти и прироста ВВП почти совпали.