Анализ финансовых результатов и рентабельности деятельности организации

Результативность и экономическая целесообразность функционирования предприятия измеряются абсолютными и относительными показателями.

Экономический смысл показателей рентабельности заключается в подсчете прибыли, приходящейся на рубль выручки от продаж, расходов, активов, капитала. Коэффициенты рентабельности показывают, насколько прибыльна деятельность организации.

Анализируя показатели рентабельности за различные периоды деятельности предприятия, необходимо принимать во внимание особенности этих показателей, существенные для формулирования обоснованных выводов:

- снижение рентабельности в отчетном периоде нельзя рассматривать как негативную характеристику текущей деятельности, если предприятие переходит на новые перспективные технологии или виды продукции, требующие инвестиционных вложений, поскольку показатели рентабельности определяются результативностью работы отчетного периода и не отражают планируемый эффект долгосрочных инвестиций;

- управленческие решения, приносящие высокую норму прибыли, связаны с высоким риском, что в итоге может привести к потере финансовой устойчивости;

- числитель и знаменатель коэффициентов рентабельности выражены в денежных единицах разной покупательной способности. Прибыль отражает результаты деятельности за истекший период, активы и собственный капитал формируются в течение ряда лет и используются в расчете по балансовой стоимости, которая может существенно отличаться от рыночной стоимости.

Показатели рентабельности не имеют рекомендованных значений. Чем выше их величина, тем эффективнее работает предприятие.

Наименование показателя Значение Методика расчета
Рентабельность продаж Сколько прибыли организация получает с 1 рубля выручки. Рассчитывается в целом по предприятию и отдельным видам продукции. Прибыль от продаж / Выручка от продаж  
Рентабельность продукции Показывает прибыль, приходящуюся на 1 рубль затрат, или эффективность затрат на производство и реализацию продукции. Рассчитывается в целом по предприятию и отдельным видам продукции. Прибыль от продаж / Себестоимость проданных товаров  
Рентабельность активов Сколько прибыли организация получает с каждого рубля вложенных средств. Прибыль до налогообложения /Активы[10]  
Рентабельность собственного капитала Сколько прибыли организация получает с каждого рубля вложенных собственных средств. Значение этого показателя можно сравнивать с доходностью альтернативных вложений. Чистая прибыль / Собственный капитал[11]