Физиологические основы психической деятельности.

 

Еще Чарльз Дарвин и Иван Михайлович Сеченов обратили внимание на то, что организм без внешней среды существовать не может. Поэтому Сеченов писал, что в определение организма должна входить и среда, влияющая на него. Этот же взгляд разделял и Иван Петрович Павлов. Он подчеркивал, что организм постоянно приспосабливается к среде при помощи нервной системы, «уравновешивает» ее влияние.

Механизмы приспособления организма к среде на разных уровнях эволюции различны. Так, на низших ступенях развития лишь непосредственное соприкосновение организма с пищей вызывает ее захват. На более высоких эволюционных уровнях животного мира отдельные признаки, сопутствующие пище, могут стать ее сигналами. А для человека такими сигналами, кроме всего прочего, могут быть слова.

Чтобы выжить, организму необходимо ориентироваться во внешней среде. В этом ему помогают нервная система и органы чувств.

Организм не может обойтись без пищи, потому что с ней поступают вещества и энергия, необходимые для его жизнедеятельности. Организм также не может обойтись и без информации об окружающей среде, так как ему непрерывно приходится искать пищу, воду и другие условия жизни, уходить от неблагоприятных факторов среды. Организм при помощи анализаторов непрерывно воспринимает и перерабатывает сигналы, поступающие из внешней среды. На один из них он отвечает немедленной реакцией, на другие ответ наступает позднее. Очевидно, принятые сигналы не только поступают в нервную систему, но и перерабатываются ею. Они сохраняются в нервной системе длительное время в виде каких-то «следов», которые в любой момент могут быть мобилизованы и использованы организмом в его деятельности.

В быту мы часто употребляем выражения «усвоилась пища», «усвоились знания», и это в какой-то мере правомерно. Если усвоенные элементы пищи становятся частью нашего тела, то усвоенные знания становятся частью нашего поведения. Они определяют характер и поступки человека, его жизнь в обществе.

Наша нервная система не только сохраняет знания, приобретенные в результате индивидуального опыта, но и использует опыт, накопленный нашими предками в виде безусловных рефлексов, доставшихся нам по наследству.

Психофизиология ставит перед собой задачу изучить закономерности и механизмы работы мозга, благодаря которым осуществляется взаимодействие организма с внешней и внутренней средой.

Психофизиология – это междисциплинарная область знаний, занимающаяся конкретно-научным исследованием связи психики и мозга, нервной системы. В ней сосредоточены знания по психологии и физиологии нервной системы в той части, где исследуются нервные процессы, реализующие психические функции: ощущения, восприятие, память, внимание, мышление, речь, эмоции и т.д. Поэтому психофизиология – это отрасль психологии и одновременно область физиологии. Об этом говорит и название науки, составленного из корня «ПСИХО», означающее душевные переживания и «ФИЗИО», означающее телесные изменения, с которыми эти переживания связаны.

Одним из важных психофизиологических открытий явилось представление о том, что психика связана с работой мозга.

Алкмеон, древнегреческий врач из Кротоны в результате наблюдений и хирургических операций пришел к выводу, что мозг – это орган души. Он считал, что именно мозг поставляет душе ощущения слуха, зрения, обоняния, из них возникает память и представления, а из памяти и представлений, достигших прочности, рождаются знания.

Древнегреческий врач Гиппократ, которому принадлежит идея темперамента, также утверждал: «Человек должен в полной мере осознавать тот факт, что именно из мозга происходят наши ощущения. Мы мыслим мозгом и с его помощью можем видеть и слышать и способны различать уродство и красоту…».

Заметной вехой в развитии психофизиологических знаний явилась концепция рефлекса, которую предложил французский философ и врач Рене Декарт. У этой концепции было долгое и славное будущее. В идее рефлекса констатировалась нервно-мышечная связь между восприятием определенных чувственных сигналов и двигательным реагированием. Правда, рефлекторная связь не предполагала каких-либо психических явлений. Она была неодушевленной. Начиная с середины 19 века, идея рефлекса распространилась на все виды деятельности мозга.

В России пропагандистом этой идеи был Иван Михайлович Сеченов, работа которого «Рефлексы головного мозга» опубликованная в 1866 году в общественно-политическом журнале «Современник» стала значительным событием в общественной и культурной жизни. Сеченов утверждал, что в основе психических процессов лежал процессы физиологические. И все психические процессы по способу происхождения являются рефлексами. В прошлом веке были получены очень важные результаты в исследовании органов чувств: слуха, зрения, кожной чувствительности. В результате долгое время физиология отождествлялась с физиологией органов чувств и ощущений.

Еще в первой половине 20 столетия термин «психофизиология» был достаточно неопределенным. В дальнейшем психофизиология стала развиваться по нескольким направлениям: физиология высшей нервной деятельности (Иван Петрович Павлов), рефлексология (Владимир Михайлович Бехтерев), физиологическая психология (Питер Милнер), нейропсихология (Александр Романович Лурия).

Физиология высшей нервной деятельности первоначально представляла собой учение об условных рефлексах, в настоящее время это раздел нейрофизиологии, который рассматривает закономерности нервных процессов, имеющих то или иное психическое и поведенческое проявление.

Физиологическая психология исследует преимущественно поведение животных при различных экспериментальных воздействиях на физиологические процессы. Например, для того, чтобы изучить функцию затылочной доли мозга исследователь может ее разрушить и после этого обнаружить у животного расстройство зрения. Или же для изучения эмоциональных реакций он вводит животному вещество, влияющее на механизм передачи электрохимического сигнала от нейрона к нейрону и прослеживает, как реагирует на это животное.

Когда завоевала признание Дарвиновская теория происхождения человека, практика экспериментов над животными получила теоретическое оправдание. Психофизиолог часто обращается к данным, полученным в опытах над животными, но главный предмет его внимания – поведение человека в обычных условиях.

Нейропсихологию роднит с психофизиологией то обстоятельство, что для нее центральной является проблема «мозг как субстрат психических процессов». При этом речь идет и человеческом мозге и психической активности человека. Характерной особенностью нейропсихологии является то, что она изучает нейропсихологические синдромы, возникающие при поражении того или иного участка мозга. Глубокая тайна психологических процессов, лежащих в основе человеческого сознания и поведения, еще только начинает раскрываться.

Психофизиология как самостоятельная дисциплина сравнительно молодая. Ее повсеместное признание состоялось в 60-е годы 20 века. В 1964 году вышел первый номер журнала «Психофизиология» в издании американского общества психофизиологов. В мае 1982 года в Монреале состоялся Первый международный психофизиологический конгресс, на котором была создана Международная психофизиологическая ассоциация, которая в свою очередь учредила международный журнал психофизиологии.

Предмет и задачи психофизиологии.

Предметом психофизиологии являются:

- нейронные механизмы психических процессов, состояний и свойств личности;

- связи между психической активностью человека и физиологическими процессами.

Психофизиология изучает роль всех этих процессов организма в поведении и осознаваемых психических процессах. Сегодня в сферу интересов психофизиологии входит нейронные механизмы ощущений, восприятия, памяти и обучения, мышления и речи, эмоций, мотивации и сознания. Психофизиология занимается изучением индивидуальных различий между людьми.

Психофизиологическая культура личности предполагает умение декодировать физиологические сигналы и видеть за ними переживания и намерения людей.

В наше время психофизиологические процессы при различных психических заболеваниях чаще всего изучаются с использованием полиграфа – электронного прибора, регистрирующего незначительные изменения электрических потенциалов.

 

Системный подход в психофизиологии. Мозг как система систем. Головной мозг представляет собой часть нервной системы, наиболее крупное сосредоточение нервных клеток, защищенное со всех сторон костями черепа и рядом мозговых оболочек. Вместе со стволом мозга и спинным мозгом он образует центральную нервную систему. Все остальное – нервные волокна, нервные узлы и сплетения, расположенные в разных участках тела и чувствительные нервные окончания, выполняющие функции рецепторов, образуют периферическую нервную систему. ЦНС связана с внешним миром через периферическую нервную систему, получая информацию о нем и осуществляя взаимодействие. Человек, не имея периферической слуховой системы, ничего не мог бы слышать, а периферической зрительной системы – видеть. Мозг принято называть субстратом психических процессов. Он представляет собой единое целое, состоящее из множества систем более специального назначения. Мозг является парным образованием, состоящим из двух полушарий, которые функционально нессиметричны. В большинстве случае левое полушарие обеспечивает речевые функции и абстрактное мышление, а правое полушарие связано с функциями образного, целостного моделирования реальности. Многочисленные данные свидетельствуют о роли коры больших полушарий в мозговой организации психических процессов. Признаком этого служит высокая степень дифференциации его строения и функций.

Александр Романович Лурия на основе нейропсихологических исследований предложил структурно-функциональную модель мозга как органа психической деятельности. Эта модель характеризует закономерности работы мозга как единого целого и является основой для объяснения его интегративной деятельности. Согласно данной модели весь мозг подразделяется на три структурно-функциональных блока: а) энергетический блок или регуляция уровня активности мозга, Б) блок приема, переработки и хранения приходящей извне информации и В) блок программирования, регуляции и контроля протекания психической деятельности. Каждая форма психической деятельности осуществляется при помощи всех трех блоков мозга.

Как известно, психическая деятельность имеет определенную структуру. Начинается с мотивов, намерений, замыслов, которые потом превращаются в определенную программу деятельности, включающую «образ результата» и представление о способах реализации программы. После чего, все продолжается при реализации программы с помощью определенных операций. Завершается деятельность фазой сличения результата с исходным «образом результата».

В случае несоответствия этих результатов, психическая деятельность продолжается до нужного результата. Эта структура может быть соотнесена с мозгом следующим образом.

На первичной стадии формирования мотива в любой сознательной деятельности принимает участие преимущественно первый блок мозга, обеспечивая оптимальный уровень активности мозга и избирательные формы активности, а также ответственен за эмоциональное «подкрепление» психической активности – переживание успеха-неуспеха.

Стадия формирования программ связана в большей степени с третьим блоком мозга также, как и стадия контроля за реализацией программы. Операциональная стадия деятельности осуществляется с помощью второго блока мозга.

Поражение любого из трех блоков отражается на психической деятельности, приводя к нарушению какого либо этапа реализации программы.