Лекция 15. Методы обучения
Методы - способы упорядоченной взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленные на достижение поставленных образовательных, воспитательных и развивающих задач. Составными компонентами методов являются приемы обучения, с помощью которых решаются конкретные задачи, ведущие к достижению основной цели.
Классификация методов обучения - это упорядоченная по определенному признаку их система. Существует множество критериев для определения классификации методов обучения: по источнику передачи знаний: словесные, печатные, наглядные, практические (П.С. Лейбенгруб) или словесные, наглядные, практические (А.А. Вагин); по характеру учебно-познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, частично-поисковые, проблемные, исследовательские (И.Я. Лернер); по взаимодействию учителя и ученика: организация и осуществление учебно-познавательной деятельности, методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности, методы контроля и самоконтроля (Ю.К. Бабанский).
Источники приобретения знаний - основа обучения истории. Устное слово играет ведущую роль на уроке. Оно выступает в монологической и диалогической форме.
Основными методами монологической формы устного изложения являются: повествование, описание, характеристика, объяснение, рассуждение.
Повествование - последовательное изложение о исторических событиях и явлениях. Повествование выступает в виде рассказа или сжатого сообщения. Рассказ - это последовательное сюжетное повествование об исторических событиях, процессах в их развитии. В сжатом сообщении содержится только краткая информация об историческом событии. Особенности рассказа: динамичность действий, конкретность события и достоверность, красочность, эмоциональность описания.
Описание- изложение существенных черт, признаков, состояния, вида, характера исторических явлений. Описание имеет объект, но не имеет сюжета, Существует два вида описания: картинное и аналитическое. Картинное описание - создание ярких, образных представлений о событиях и явлениях прошлого. Аналитическое описание - создание представлений об определенных деталях чего-либо. В описании должно присутствовать: существенные черты описываемого объекта; взаимосвязь с другими явлениями; противоречия исторической действительности; различные оценки событий.
Характеристика - точно сформулированное перечисление существенных черт и особенностей исторического явления в их внутренней связи. Характеристика может быть краткой и развернутой. Раскрывая существенные черты явлений, характеристика должна указывать ведущий признак, знакомить с различными точками зрения.
Объяснение - раскрытие внутренних связей и зависимостей, в частности исторических связей, закономерностей, смысла, сущности и значения исторических явлений, раскрытие новых понятий и терминов.
Рассуждение - последовательное развитие положений, доказательств, подводящих учащихся к выводам и заключениям. Рассуждение должно быть: доступным, убедительным, четким, последовательным. Теоретические рассуждения должны опираться на: изложение, анализ и обобщение конкретно-исторического материала.
Диалогическим устным методом обучения истории выступает беседа. Она не может служить методом сообщения новых знаний. Беседа предполагает активное, самостоятельное участие школьников в обсуждении, осмыслении исторического материала, служит углублению и расширению знаний, выступает как метод проверки усвоения материала, как прием мобилизации знаний, активизации познавательной деятельности учащихся на уроке. Вводная беседа имеет целью подвести школьников к изучению нового материала, и направлена на актуализацию ранее приобретенных знаний, их систематизацию и обобщение. Аналитическая беседа служит осмыслению изложенного материала, углублению и расширению знаний учащихся. Заключительная беседа проводится с целью подведения итогов по материалу, изученному на уроке (ряде уроков), его закрепления. Повторительно-обобщающая беседа используется тогда, когда необходимо обобщить ранее изученные факты, показать развитие явлений, охватить их в целом, провести сравнение и т.д. Контрольная беседа проверяет уровень усвоения излагаемого материала, степень его понимания, результаты самостоятельной познавательной деятельности школьников. Эвристическая беседа выдвигает перед учащимися вопрос или проблему, которые они должны решить.
Беседа должна соответствовать следующим требованиям: стимулировать познавательную деятельности учащихся; вопросы беседы должны быть доступными, точными и определенными; должна касаться существенных сторон изучаемых явлений; выявлять их главные черты и особенности; давать оценку историческим событиям и явлениям.
В ходе беседы необходимо: 1. спрашивать начинать со слабого ученика; 2.учащиеся должны аргументировать свою точку зрения; 3. беседа должна сталкивать противоположные точки зрения; 4.учитель должен осуществлять постоянное руководство беседой; 6. педагог должен терпеливо выслушивать учащихся не вмешиваться и не перебивать их.
Изложение учителем учебного материала на уроке должно сопровождаться познавательной деятельностью школьников. Им можно предложить решить задачу или проблему, составить схему, заполнить таблицу, составить план, нарисовать рисунок и т.д.