Лекция 15. Методы обучения

Методы - способы упорядоченной взаимосвязанной деятельности учителя и учащих­ся, направленные на достижение поставленных образовательных, воспитательных и разви­вающих задач. Составными компонентами методов являются приемы обучения, с помощью которых решаются конкретные задачи, ведущие к достижению основной цели.

Классификация методов обучения - это упорядоченная по определенному признаку их система. Существует множество критериев для определения классификации методов обу­чения: по источнику передачи знаний: словесные, печатные, наглядные, практические (П.С. Лейбенгруб) или словесные, наглядные, практические (А.А. Вагин); по характеру учебно-познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, частично-поисковые, проблемные, исследовательские (И.Я. Лернер); по взаимодействию учителя и ученика: организация и осуществление учебно-познавательной деятельности, методы стиму­лирования и мотивации учебно-познавательной деятельности, методы контроля и самокон­троля (Ю.К. Бабанский).

Источники приобретения знаний - основа обучения истории. Устное слово играет ве­дущую роль на уроке. Оно выступает в монологической и диалогической форме.

Основными методами монологической формы устного изложения являются: повест­вование, описание, характеристика, объяснение, рассуждение.

Повествование - последовательное изложение о исторических событиях и явлениях. Повествование выступает в виде рассказа или сжатого сообщения. Рассказ - это последова­тельное сюжетное повествование об исторических событиях, процессах в их развитии. В сжатом сообщении содержится только краткая информация об историческом событии. Осо­бенности рассказа: динамичность действий, конкретность события и достоверность, красоч­ность, эмоциональность описания.

Описание- изложение существенных черт, признаков, состояния, вида, характера ис­торических явлений. Описание имеет объект, но не имеет сюжета, Существует два вида опи­сания: картинное и аналитическое. Картинное описание - создание ярких, образных пред­ставлений о событиях и явлениях прошлого. Аналитическое описание - создание представ­лений об определенных деталях чего-либо. В описании должно присутствовать: существен­ные черты описываемого объекта; взаимосвязь с другими явлениями; противоречия истори­ческой действительности; различные оценки событий.

Характеристика - точно сформулированное перечисление существенных черт и осо­бенностей исторического явления в их внутренней связи. Характеристика может быть крат­кой и развернутой. Раскрывая существенные черты явлений, характеристика должна указы­вать ведущий признак, знакомить с различными точками зрения.

Объяснение - раскрытие внутренних связей и зависимостей, в частности исторических связей, закономерностей, смысла, сущности и значения исторических явлений, раскрытие новых понятий и терминов.

Рассуждение - последовательное развитие положений, доказательств, подводящих учащихся к выводам и заключениям. Рассуждение должно быть: доступным, убедительным, четким, последовательным. Теоретические рассуждения должны опираться на: изложение, анализ и обобщение конкретно-исторического материала.

Диалогическим устным методом обучения истории выступает беседа. Она не может служить методом сообщения новых знаний. Беседа предполагает активное, самостоятельное участие школьников в обсуждении, осмыслении исторического материала, служит углубле­нию и расширению знаний, выступает как метод проверки усвоения материала, как прием мобилизации знаний, активизации познавательной деятельности учащихся на уроке. Вводная беседа имеет целью подвести школьников к изучению нового материала, и направлена на актуализацию ранее приобретенных знаний, их систематизацию и обобщение. Аналитиче­ская беседа служит осмыслению изложенного материала, углублению и расширению знаний учащихся. Заключительная беседа проводится с целью подведения итогов по материалу, изученному на уроке (ряде уроков), его закрепления. Повторительно-обобщающая беседа используется тогда, когда необходимо обобщить ранее изученные факты, показать развитие явлений, охватить их в целом, провести сравнение и т.д. Контрольная беседа проверяет уро­вень усвоения излагаемого материала, степень его понимания, результаты самостоятельной познавательной деятельности школьников. Эвристическая беседа выдвигает перед учащи­мися вопрос или проблему, которые они должны решить.

Беседа должна соответствовать следующим требованиям: стимулировать познава­тельную деятельности учащихся; вопросы беседы должны быть доступными, точными и оп­ределенными; должна касаться существенных сторон изучаемых явлений; выявлять их глав­ные черты и особенности; давать оценку историческим событиям и явлениям.

В ходе беседы необходимо: 1. спрашивать начинать со слабого ученика; 2.учащиеся должны аргументировать свою точку зрения; 3. беседа должна сталкивать противоположные точки зрения; 4.учитель должен осуществлять постоянное руководство беседой; 6. педагог должен терпеливо выслушивать учащихся не вмешиваться и не перебивать их.

Изложение учителем учебного материала на уроке должно сопровождаться познава­тельной деятельностью школьников. Им можно предложить решить задачу или проблему, составить схему, заполнить таблицу, составить план, нарисовать рисунок и т.д.