Вопрос 20. Оперативные процессы в магазине.
Торгово-технологический процесс в магазине представляет собой комплекс взаимосвязанных торговых (коммерческих) и технологических операций и является завершающей стадией всего торгово-технологического процесса и товародвижения.
Структура торгово-технологического процесса, последовательность выполнения различных операций зависят от степени хозяйственной самостоятельности торгового предприятия, применяемого метода продажи товаров, типа, размера магазина и других факторов.
Большую роль в торгово-технологическом процессе играют коммерческие операции. Их своевременность и качество выполнения влияют на широту и глубину ассортимента предлагаемых товаров, бесперебойность торговли ими и в целом на качество обслуживания покупателей. К числу таких операций относят изучение спроса покупателей, составление заявок на завоз товаров, формирование оптимального ассортимента, организацию рекламы и информации.
Торгово-технологический процесс в магазине подразделяется на три основные части:
– операции с товарами до предложения их покупателям;
– операции непосредственного обслуживания покупателей;
– дополнительные операции по обслуживанию покупателей;
На качество торгового обслуживания существенное влияние оказывают операции с товарами до предложения их покупателям. К ним относят:
– разгрузку транспортных средств;
– доставку товаров в зону приемки;
– приемку товаров по количеству и качеству;
– доставку товаров в зону хранения, подготовки к продаже или непосредственно в торговый зал (в зависимости от степени готовности их к продаже);
– хранение товаров;
– подготовку товаров к продаже;
– перемещение товаров в торговый зал;
– выкладку товаров на торговом оборудовании.
Наиболее ответственную часть торгово-технологического процесса в магазине составляют операции непосредственного обслуживания покупателей, к которым относятся:
– встреча покупателя;
– предложение товаров;
– отбор товаров покупателями;
– расчет за отобранные товары;
– оказание покупателям дополнительных услуг.
Третья часть торгово-технологического процесса включает выполнение операций, связанных с дополнительным обслуживанием покупателей. Они направлены на оказание им разнообразных услуг, связанных с приобретением товаров (прием предварительных заказов, комплектование подарочных наборов, раскрой тканей и т.д.).
Торгово-технологический процесс в магазине должен строиться на основе следующих основных принципов:
– обеспечение комплексного подхода к его построению;
– создание максимальных удобств для покупателей;
– достижение наиболее рационального использования помещений и торгово-технологического оборудования магазина;
– создание для работников магазина благоприятных условий труда и отдыха, обеспечивающих высокую культуру и производительность труда;
– обеспечение необходимой экономической эффективности работы магазина.