Вопрос 2. Принципы формирования товарного ассортимента на предприятиях.
Одним из важнейших условий наиболее полного удовлетворения спроса населения, ускорения реализации товаров и повышения эффективности труда в торговле является проведение правильной ассортиментной политики. От надлежащего формирования ассортимента товаров народного потребления в промышленности, сельском хозяйстве и торговле зависит решение многих экономических и социальных задач.
Формирование ассортимента товаров народного потребления – важная народнохозяйственная задача, и решать её необходимо на всех уровнях управления. В масштабе народного хозяйства ассортиментная политика сводится к определению научной основы формирования ассортимента, оптимизации его по каждой товарной группе, расширению и обновлению на качественно новой основе. Формирование товарного ассортимента характеризует к тому же уровень и организацию сбытовой и коммерческой работы в промышленности и торговле.
Ассортиментная политика в розничной торговле основывается на делении товаров в зависимости от частоты спроса на товары повседневного, периодического и редкого спроса. К товарам повседневного спроса относят в основном продовольственные товары, которые население приобретает ежедневно или каждые несколько дней, и некоторые непродовольственные товары.
Одним из основных направлений современной ассортиментной политики является совершенствование организации торговли товарами повседневного спроса, особенно в условиях универсализации продажи товаров, а также максимального приближения к населению небольших продовольственных магазинов в жилых районах.
Различают промышленный и торговый ассортимент. Промышленным ассортиментом называют номенклатуру товаров, выпускаемых отдельными производственными предприятиями (объединениями). В связи с тем, что производственные предприятия, как правило, специализированы на выпуске ограниченной (узкой) номенклатуры товаров, возникает необходимость в преобразовании промышленного ассортимента в торговый (широкий), состоящий из ассортимента товаров многих производственных предприятий. Формирование торгового ассортимента направлено как на наиболее полное удовлетворение запросов покупателей, так и на активное воздействие на спрос с целью повышения уровня и культуры потребления.
Все товары делят на группы. Разновидности товаров в пределах одной товарной группы образуют развёрнутый внутригрупповой ассортимент. В зависимости от степени разнообразия внутригруппового ассортимента различают простой и сложный ассортимент товаров, т.е. товары с большой и малой внутригрупповой номенклатурой.
При формировании ассортимента товаров необходимо учитывать соблюдение установленного для магазина ассортиментного профиля, обеспечение широты и устойчивости ассортимента, взаимозаменяемость и комплексность в выборе и покупке товаров, сезонность спроса и др.
В каждом магазине невозможно, да и экономически нецелесообразно обеспечить наличие всего торгового ассортимента товаров, поэтому для каждого типа магазина должен быть сформирован оптимальный ассортимент, который позволял бы, с одной стороны, создать покупателям наилучшие условия для приобретения товаров, а с другой – обеспечивал бы рентабельность работы магазина.
Формирование ассортимента товаров в магазине начинается с выбора его ассортиментного профиля и определения группового ассортимента товаров, которые должны там продаваться. Классификация магазинов, действующая в настоящее время, предусматривает для каждого типа лишь ассортиментный профиль.
Для формирования конкретного ассортимента в магазине важно определить внутригрупповой ассортимент, т.е. установить количественные соотношения между отдельными подгруппами товаров. Эту работу проводят сами магазины с учётом ожидаемых изменений в спросе населения, имеющейся торговой площади и площади для приёмки, хранения и подготовки товаров к продаже. Формирование внутри группового ассортимента, его широта находятся также в тесной связи с объёмом товарооборота магазина, нормативом товарных запасов и осуществляются последовательным подбором разновидностей товаров в соответствии со спросом.
При формировании ассортимента товаров необходимо учитывать, что большинство продовольственных и ряд непродовольственных товаров являются товарами повседневного спроса и характерными для них являются частота и постоянство спроса. Поэтому должна быть достигнута определённая стабильность в формировании ассортимента таких товаров, обеспечивающая их бесперебойную продажу. Постоянное наличие широкого и устойчивого ассортимента товаров в магазине в пределах норматива товарных запасов и отвечающего требованиям покупателей способствует улучшению показателей деятельности магазина.
Широта внутригруппового ассортимента для предприятия одного товарного профиля будет зависеть от торговой площади.
Важным фактором формирования ассортимента товаров в магазине является взаимозаменяемость. Если в продаже нет нужного товара или если покупатель не удовлетворен качеством предложенного товара, он не откладывает покупку, а ищет ему замену, покупая другой товар аналогичного назначения. Особенно явно это проявляется внутри группы товаров, хотя существует и межгрупповая взаимозаменяемость (мясо-рыба, картофель-рис, макароны и т.д.).
Одним из факторов формирования ассортимента является также комплексность в покупке и потреблении отдельных продовольственных товаров, требующая постоянного наличия в продаже продуктов, составляющих основу рациона питания. Так, увеличение продажи ягод, фруктов вызывает увеличение спроса на сахарный песок, рыбы – на растительное масло и т.п. Формирование ассортимента товаров без учёта этого фактора может привести к сокращению товарооборота, снижению уровня торгового обслуживания.
При формировании внутригруппового ассортимента необходимо обеспечить не только устойчивость ассортимента, но и определённую его гибкость. Расширение ассортимента товаров, появление новых товаров, изменения покупательского спроса требуют своевременной перестройки внутригруппового ассортимента. Формируя ассортимент товаров, необходимо учесть и такой фактор, как сезонность спроса.
Изменения спроса, которые необходимо учитывать при формировании ассортимента, связаны также с праздниками, национальными традициями и т.п.
При формировании ассортимента товаров следует обеспечить правильное сочетание товаров с различной стоимостью, постоянного и периодического характера потребления. Продовольственные товары имеют относительно высокую товарооборачиваемость, так как многие из них являются скоропортящимися, с ограниченным сроком реализации, и для них характерен небольшой объём товарных запасов. Увеличение объёма товарных запасов, замедление товарооборачиваемости могут быть вызваны как недостатками в формировании внутригруппового ассортимента нескоропортящихся товаров, без учёта частоты спроса на отдельные их разновидности, так и несоответствием качества, свежести товаров требованиям покупателей, а иногда и предлагаемой расфасовкой. При формировании ассортимента необходимо учитывать и эти факторы, что особенно важно в условиях развития самообслуживания.
Нормальное функционирование магазина требует формировать ассортимент не только с учётом спроса покупателей, но и с учётом обеспечения рентабельности его работы. Этому способствует правильное соотношение в ассортименте магазина товаров с высокой и низкой издержкоёмкостью, но не в ущерб интересам покупателя. Многие продовольственные товары имеют высокую издержкоёмкость, однако, они должны быть постоянно в продаже. В этих условиях важно в магазинах с преимущественно универсальным ассортиментом продовольственных товаров продавать и непродовольственные товары частого спроса, что как уже отмечалось, способствует улучшению обслуживания покупателей и повышению рентабельности магазина.
Основой формирования ассортимента служит ассортиментный перечень основных групп товаров и их разновидностей, которые должны быть в продаже постоянно. Ассортиментные перечни разрабатывают для каждого магазина, их периодически пересматривают. Фактический ассортимент товаров в магазине шире установленного ассортиментного перечня. За пределами ассортиментного перечня его формируют на основе тщательного подбора внутригрупповых разновидностей с учётом рациональных факторов, влияющих на спрос покупателем. Предлагаемый ассортимент должен максимально отвечать интересам покупателей и экономическим требованиям.
Массовый спрос на конкретные товары вызывает необходимость постоянного их наличия в магазине, альтернативный и импульсивный спрос – необходимость расширения ассортимента, его обновления, способствующего более полному удовлетворению спроса покупатели и увеличению объёма продажи товаров.
Таким образом, при формировании ассортимента товаров в магазине необходимо соблюдение следующих принципов:
1. Обеспечение в каждом магазине достаточной полноты товаров частого спроса, простого ассортимента, не заменяемых и трудно заменяемых в потреблении и спросе.
2. Обеспечение достаточной широты видов товаров по каждой группе и подгруппе, в зависимости от ассортиментного профиля магазина.
3. Установление определенного количества разновидностей по каждому виду товара, в зависимости от товарного профиля и зоны деятельности магазина.
4. Учёт и отражение в ассортименте особенностей спроса в данной зоне, обусловливаемых профессиональным и половозрастным составом населения, его покупательской способностью, а также инорайонным спросом.
Заключительным этапом формирования ассортимента является разработка конкретного перечня товаров, реализуемых в магазине. Основой для разработки конкретного ассортиментного перечня товаров в рамках отдельных их групп, подгрупп и определённого количества разновидностей являются материалы изучения спроса на товары на данном региональном потребительском рынке и результаты внутригруппового анализа оборачиваемости товарных запасов.
Наряду с правильным формированием ассортимента товаров важной задачей является обеспечение его устойчивости. Одним из показателей, характеризующих устойчивость ассортимента товаров в магазине (используемых при оценке уровня обслуживания покупателей), является коэффициент устойчивости, определяемый по формуле:
КУ = ,
где КУ – коэффициент устойчивости ассортимента товаров в определённом периоде;
Q1, Q2, …Qn – количество разновидностей товаров, отсутствующих в продаже в момент проверок (из предусмотренных разработанным ассортиментным перечнем товаров);
а – количество разновидностей товаров, предусмотренных разработанным ассортиментным перечнем;
n – количество проверок.
При расчёте коэффициента устойчивости из ассортиментного перечня следует исключать товары сезонного спроса, которые в период проверки не реализуются.
Широкий и устойчивый ассортимент товаров в магазинах обеспечивается комплексом мероприятий в области коммерческой деятельности по закупке товаров.