Вопрос 3. Организация и технология доставки товаров в розничную сеть.
Рациональная организация и технология товароснабжения требует выбора наиболее эффективных методов доставки товаров в розничную торговую сеть. На практике получили распространение два основных метода товароснабжения: децентрализованный завоз и централизованная доставка.
При децентрализованном завозе, или самовывозе, транспортно-экспедиционные операции осуществляются силами и средствами покупателей. При этом методе транспорт рассредоточивается по торговым организациям и предприятиям или заказывается в специализированных транспортных предприятиях. В отдельных случаях магазины прибегают к услугам наёмного транспорта (промышленных предприятий, колхозов, совхозов и т.п.).
Основной недостаток этого метода заключается в неэффективном использовании транспортных средств. Технико-экономические показатели автомобилей, используемых для самовывоза, значительно ниже, чем при централизованной доставке.
Самовывоз заставляет работников розничной торговли выполнять не свойственные им функции по транспортировке товаров, что влечёт снижение объёма товарооборота и уровня культуры обслуживания в магазинах.
Большие потери труда и времени при самовывозе имеют место также при отборке товаров, оформлении документов, осуществлении погрузочно-разгрузочных работ и т.п. В связи с этим самовывоз может применяться в розничной торговле в исключительных случаях.
Централизованная доставка товаров – это система доставки товаров объектам розничной торговли транспортом поставщика по предварительно разработанным рациональным маршрутам и графикам завоза.
В основу централизованной доставки положен принцип централизации всех транспортно-экспедиционных работ по доставке реализованных товаров или поступающих на станцию железной дороги или пристань всем или большинству грузополучателей, независимо от их ведомственной подчиненности.
Централизация транспортно-экспедиционных операций позволяет обеспечить:
– устранение сверхнормативных простоев транспорта, сокращение потребности в нём и более эффективное его использование;
– уменьшение числа грузчиков и экспедиционного состава, занятого перевозкой грузов;
– освобождение руководящих работников магазина от организации транспортно-экспедиционных работ и связанное с этим улучшение работы магазинов;
– регулярную доставку товаров в розничную сеть по согласованным графикам;
– устранение излишних складских звеньев в движении товаров и ускорение их оборачиваемости;
– высвобождение складской площади и сокращение численности складского персонала;
– сокращение документооборота и упрощение расчетов с поставщиками товаров.
При организации централизованной доставки необходимо проведение ряда подготовительных операций, для чего составляется план мероприятий, состоящий из нескольких частей.
1. Аналитическая часть включает первичные данные о состоянии розничной торговой сети, её типизации, ассортиментном профиле, объёме товарооборота, расстоянии до магазинов.
2. Расчётная часть содержит расчёты грузооборота (в тоннах), интенсивности грузопотока, оптимальных размеров поставки, частоты и маршрутов завоза, необходимого количества транспортных средств и многооборотной тары.
3. Технологическая часть предусматривает подготовку средств транспорта, экспедиций по отправке и приёмке товаров и составление технологических карт товароснабжения.
4. Организационная часть определяет формы и методы управления процессом товароснабжения (обеспечение сохранности товаров, назначение материально ответственных лиц и заключение договоров с ними, обработка информации, разработка планов контроля за ходом отборки, отгрузки и приёмки товаров).
5. Экономическая часть включает расчёты эффективности внедрения централизованной доставки и резервов её повышения.
Разработка плана мероприятий по внедрению централизованной доставки начинается с определения объёма грузооборота обслуживаемых магазинов. Он рассчитывается на основании анализа данных о среднемесячном товарообороте магазина и средней цене 1 т товара с учётом массы тары. После этого определяются периодичность, или частота, завоза, размер партий завозимых товаров и разрабатываются маршруты и графики завоза.
Периодичность, или частота, завоза по многим товарам устанавливается методом прямого расчёта. Так, по многим продовольственным товарам устанавливается ежедневный завоз (хлебобулочные и колбасные изделия, молочные товары, мороженое и т.п.). Некоторые товары могут завозиться один раз в 2-3 дня (напитки, пиво, кондитерские изделия и т.п.).
Периодичность завоза по большинству скоропортящихся товаров определяется исходя из однодневного или часового объёма реализации.
По продовольственным товарам с длительными сроками хранения (мука, крупа, сахар, алкогольные напитки, табачные изделия) и большинству непродовольственных товаров периодичность завоза может определяться на основе общей теории управления товарными запасами, согласно которой зависимость между объёмом товарных запасов и периодичностью их пополнения может быть выражена графической зависимостью между динамикой снижения транспортных расходов за 1 т перевозимой продукции и роста затрат на хранение и реализацию определенного запаса товаров. Согласно ей оптимальный размер партии завоза равен:
П = ,
где П – оптимальная партия завоза; Из – издержки по доставке одной партии; ОГП – годовое поступление; ИХР – издержки по хранению товарных запасов стоимостью 1 тыс. р.
На практике при составлении плана централизованной доставки могут применяться несколько методов расчёта размера партий и частоты доставки исходя из установленных нормативов товарных запасов в магазинах, затрат на содержание запасов в единицу времени и др.
Централизованная доставка товаров должна осуществляться по графику, который представляет собой расписание времени отборки и доставки товаров в розничные торговые предприятия. Разработка графиков способствует чёткости и ритмичности в работе по организации централизованной доставки. Графики завоза составляются розничными торговыми организациями, фирмами и предприятиями совместно с поставщиками товаров по дням недели или числам месяца.
При составлении графиков завоза исходят из характеристики торговой сети, объёма завозимых товаров, сроков представления и выполнения заявок с учётом вида транспортных средств, их грузоподъёмности и т.п.
Разработанные на месяц или квартал графики завоза проверяются на практике, согласовываются с покупателями и получателями товаров и контролируются покупателем, поставщиком и транспортной организацией. Одновременно с составлением графиков должны разрабатываться и маршруты завоза.
Маршрут завоза – это путь перевозки товара от места его отправки до розничного торгового предприятия.
Разработка оптимальных маршрутов централизованной доставки способствует более эффективному использованию транспортных средств, ускорению доставки товаров в магазины и снижению издержек, связанных с перевозками.
Маршруты разрабатываются в зависимости от грузоподъёмности используемых автомобилей вначале для магазинов, объём завоза в которые больше грузоподъемности автомобиля с учётом класса груза. В этом случае товары доставляют одним или несколькими полностью загруженными автомобилями. Такие маршруты называются маятниковыми.
Для магазинов, объем поставки в которые меньше грузоподъёмности автомобиля, товары могут завозиться кольцевым завозом. В этом случае в маршрут включаются два и более близко расположенных магазина с таким расчётом, чтобы объём поставки в них обеспечил полное использование грузоподъёмности.
Разработанные и согласованные с покупателями и транспортными организациями маршруты доводятся до исполнителей.
Важное значение при разработке планов централизованной доставки товаров имеет определение необходимого количества транспортных средств, контейнеров и многооборотной тары.
Централизованная доставка может осуществляться с применением различных форм экспедиционных операций:
– доставка товаров производится автохозяйством с выполнением всех экспедиционных операций (приём от поставщика, оформление товарных и транспортных документов, материальная ответственность, сдача ценностей);
– экспедиционные функции выполняет поставщик, автохозяйство по договору предоставляет транспорт;
– экспедиционные функции выполняет розничная организация, которой по договору предоставляется транспорт.
Централизованный завоз в корне перестроил систему снабжения розничной сети товарами, оказал большое влияние на эффективную работу магазинов, поставщиков и транспортных организаций. В организации ритмичной системы товароснабжения розничной сети и особенно централизованной доставки товаров важную роль могут играть информационно-диспетчерские службы (ИДС), которые несут ответственность за регулярную доставку товаров по оперативным заказам магазина. Такие ИДС могут создаваться в масштабах города, области, отдельных розничных и оптовых предприятий и поставщиков.