Вопрос 3. Порядок проведения торгов.

К установленному тендерным комитетом сроку закрытия торгов их участники готовят комплексные технические и коммерческие предложения. С целью сохранения коммерческой тайны участники торгов передают свои предложения в последние минуты перед закрытием торгов. После закрытия торгов участники не имеют права менять условия своих предложений, и обязаны в случае получения заказа выполнить его строго в соответствии с предвиденными предложениями. Чтобы исключить возможность отказа участников от своих предложений, условия торгов предусматривают обязанность претендентов предоставлять банковские гарантии серьезности предложений в размере 1 – 3% от общей суммы предложения.

В день закрытия торгов тендерные комитеты организуют публичное вскрытие предложений. В присутствии всех участников торгов руководители тендерных комитетов вскрывают пакеты с предложениями, называют фирмы или составы консорциумов, подавших предложения, а также объявляют предложенные участниками цены. Такие торги называются гласными. При проведении негласных торгов тендерные комитеты не производят публичного вскрытия предложений и не объявляют ни состава участников предложенных ими условий.

Объявление цен предложений еще не позволяет судить о том, кто из участников торгов получит заказ. Тендерные комитеты в течение определённого срока (от 1 до 3 месяцев) изучают представленные предложения в комплексе с техническими характеристиками, ценами, условиями кредитов и платежей, которые могут иметь существенные различия у участников. Каждый тендерный комитет пользуется своей методикой сопоставления предложений. В процессе рассмотрения предложений тендерные комитеты имеют право обращаться к участникам с просьбами сделать дополнительные уточнения и разъяснения их предложений. Нередко это право используется тендерными комитетами как повод для дополнительного уторгования предложений участников в свою пользу.

Если участники торгов по каким-либо каналам получают информацию о конкурентоспособности своих предложений, то они, давая разъяснения и уточнения, имеют возможность косвенно улучшить технические и коммерческие условия. Известны случаи, когда тендерные комитеты явно преднамеренно способствовали утечке информации о положении участников торгов. Такая практика является грубым нарушением общепринятого порядка торгов. Особенно часто подобные нарушения допускаются при проведении торгов в странах с коррумпированной системой государственного управления. Другие участники торгов, чьи интересы оказываются ущемленными, практически не имеют никаких прав опротестовать действия и решения тендерных комитетов.

При гласных торгах решения тендерных комитетов о передаче заказов победителям, а также информация о приведенных ценах других участников публикуется в печати или сообщается заинтересованным фирмам. При негласных торгах тендерные комитеты не публикуют никакой информации. Решение о передаче заказов при негласных торгах сообщается победителям в конфиденциальной форме.

Негласные торги обычно проводятся в тех случаях, когда покупатели планируют дополнительное размещение аналогичных заказов и не хотят ориентировать конкурентов в уровне приемлемых условий. В Скандинавских и ряде других стран законодательства предписывают проведение только негласных торгов.

Последовательность проведения торгов с указанием действий заказчиков и претендентов представлена следующим образом:

1. Принятие решения о сооружении объекта или закупке товара;

2. Создание тендерного комитета;

3. Разработка проектного задания или технических условий;

4. Разработка тендера – порядок проведения, инструкция для претендентов, условия будущего контракта;

5. Объявление о торгах в средствах массовой информации (открытие торгов);

6. Выкуп условий торгов претендентами;

7. Разработка технико-коммерческого предложения;

8. Получение гарантий (банка) серьёзности предложения;

9. Передача предложения в тендерный комитет (закрытие торгов);

10. Сопоставление предложений претендентов;

11. Принятие тендерным комитетом решения о победителе торгов;

12. Подписание подрядного контракта;

13. Предоставление подрядчиком гарантий (банка) должного исполнения контракта;

14. Начало исполнения подрядного контракта.

Контракты подписываются после предоставления поставщиками или подрядчиками банковских гарантий должного исполнения обязательств в размерах до 10% от общей суммы полученного заказа.

Размещение заказов через торги даёт значительное преимущество покупателям. Проведение торгов обостряет конкуренцию между поставщиками, а в случае участия в них консорциумов поднимает её на уровень состязания союзов крупнейших компаний. В результате такого обострения конкурентной борьбы заказы получают компании или консорциумы фирм, нередко пользующиеся экономической поддержкой своих правительств и имеющие возможность при участии в торгах предлагать на свои товары и услуги более низкие цены, обеспечивая тем самым получение прибыли и сверхприбыли за счёт государственного стимулирования экспорта.

Одной из наиболее сложных проблем при участии в торгах является определение оптимального уровня цены предложения, которая для получения заказа должна быть относительно ниже цен конкурентов, но в интересах повышения эффективности экспорта такой разрыв должен быть минимальным. При этом всегда надо принимать во внимание правовые нормы, регулирующие проведение торгов в каждой стране, поскольку они в большинстве случаев предусматривают приоритет получения заказов местными национальными фирмами при незначительной разнице с ценами иностранных участников торгов. Так, в США и Канаде правилами, регламентирующими порядок проведения торгов, установлен барьер префенциальных цен, равный 6%. Если цены предложений иностранных участников торгов, объявленных американскими заказчиками, ниже цен предложений американских поставщиков менее чем на 6%, тендерные комитеты обязаны отдавать предпочтение национальным фирмам.

Обострение проблемы сбыта и конкуренции на мировом рынке влияет на ужесточение условий торгов. Тендерные комитеты имеют право произвольно переносить сроки закрытия торгов рассмотрения предложений, аннулировать торги без объявления причин, если, по мнению комитетов, не представлено предложений, отвечающих их требованиям. Участники торгов при передаче своих предложений обязаны давать письменные подтверждения, что они согласны с прилагаемыми к торгам условиями будущих контрактов, в которых обычно предусматривается повышенная ответственность поставщиков за качество и сроки выполнения обязательств, расширяется их ответственность по претензиям покупателей, третьих лиц и организаций, включается подсудность сторон местным судам и т.д.

Несмотря на все сложности, связанные с участием в торгах, российские внешнеторговые компании накопили значительный опыт и используют этот метод работы на внешнем рынке при борьбе за получение заказов на машины и оборудование из промышленно развитых капиталистических и развивающихся стран. Имеется опыт получения через торги заказов на крупные партии энергосилового и электротехнического оборудования, на тепловозы, мощные дизельные генераторы, большегрузные автомобили, дорожно-строительное и другое оборудование. Однако российские внешнеторговые компании еще недостаточно используют международные торги при импорте комплектного оборудования и привлечении иностранных фирм к сооружению объектов на условиях «под ключ». В России, в отличие от многих зарубежных стран, не принято федерального закона о торгах, который регулировал бы порядок и условия проведения внутренних и международных торгов на закупки товаров, а также на выполнение подрядных работ и привлечение инвестиций. Требует обновления Закон РФ «О поставках продукции и товаров для государственных нужд» и постановление Правительства РФ «Об организации работ по реализации Закона Российской Федерации «О поставках продукции и товаров для государственных нужд» от 27 августа 1992 г.».

Для повышения эффективности импорта следовало бы принять федеральный закон, обязывающий предприятия и фирмы с определённой долей государства в их уставных капиталах осуществлять крупные закупки только через торги, что могло бы отсечь от этой сферы криминальные структуры.