Высшие и местные органы государственной власти Беларуси в послевоенный период (1946-1954 гг.)

После победного окончания Великой Отечественной войны главной задачей становится восстановление разрушенного народного хозяйства республики. В сентябре 1946 г. Верховный Совет БССР утвердил первый послевоенный пятилетний план восстановлениями развития народного хо­зяйства на 1946-1950 гг. Был утвержден также Указ президиума Верховно­го Совета БССР «О преобразовании Совнаркома БССР в Совет Министров БССР». Решались другие вопросы.

В феврале 1947 г. прошли выборы в Верховный Совет БССР. Вновь избранный Президиум Верховного Совета БССР впервые сформировал постоянные комиссии, образовал правительство республики, избрал Верховный Суд БССР. На второй сессии Верховного Совета БССР в ию­ле 1947 г. принят закон «Об изменении и дополнении текста Конститу­ции БССР».

Активную работу проводил Президиум Верховного Совета БССР и его отделы, а также канцелярия Президиума и приемная. Президиум Вер­ховного Совета БССР руководил организационно-массовой работой мест­ных Советов депутатов трудящихся, утверждал положения о выборах, ука­зы о порядке проведения выборов, решал вопросы административно-территориального деления, международно-правовые вопросы, осуществ­лял нормотворческую деятельность. Так, 25 декабря 1951 г. принят Указ Президиума Верховного Совета БССР «О государственном флаге БССР», а 24 сентября 1955 г. «О государственном гимне БССР». Основную работу Президиум проводил при помощи своего рабочего аппарата. В связи с не­обходимостью его удешевления и сокращения в 1952 г. были упразднены некоторые отделы Президиума Верховного Совета и приемная председате­ля Президиума Верховного Совета БССР.

59
Высшим исполнительным органом являлся Совет Министров БССР, состав которого формировался на первой сессии Верховного Совета БССР. Задачи по восстановлению и дальнейшему развитию народного хозяйства республики обусловливали большую организаторскую и нор­мативно-правовую деятельность правительства. Поэтому число членов Совета Министров БССР постоянно увеличивалось (с 35 до 50 человек); неизменно возрастало и количество постановлений правительства Бела­руси (в 1946 г,-2300).

Реально же вся полнота власти в республике находилась в руках ЦК Компартии Беларуси. Именно аппарат ЦККПБ готовил проекты важней­ших республиканских решений, анализировал и контролировал деятель­ность высших государственных органов, подбирал и назначал кадры госу­дарственных и хозяйственных руководителей.

Высшим судебным органом в БССР являлся Верховный Суд, изби­раемый Верховным Советом БССР сроком на 5 лет. В его состав входили постоянные члены и народные заседатели.

Структурными звеньями Верховного Суда БССР были судебные кол­легии (судебная коллегия по гражданским делам, судебная коллегия по уголовным делам и другие). Компетенция Верховного Суда неоднократно изменялась.

Помимо Верховного Суда БССР действовали и другие высшие орга­ны: прокуратура БССР, Комитет народного контроля БССР и другие, ком­петенция которых подвергалась реорганизации в 50-е годы.

В рассматриваемый период право БССР развивалось в русле общей поли­тики Союза ССР и тех главных задач, которые ставились правящей Коммуни­стической партией. Среди основных направлений в развитии права широко практиковалось принятие общесоюзных нормативных документов, которые действовали на территории Беларуси. Весьма характерными нормативно-правовыми актами являлись совместные постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР или же постановления ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС. Однако в связи с необходимостью разграничения компетенции СССР и союзных республик в сфере законодательства были приняты «Основы законодательства», в соответствии с которыми БССР принимала новые и пере­сматривала действующие кодексы и законы. Республикой начали приниматься также и собственные законодательные акты.