Объемное моделирование в проектном процессе русского зодчего

Роль объемного моделирования в творческом процессе русского зодчего была весьма значительна. Соединяя воедино все имеющиеся по этому поводу сведения можно представить себе следующее: на начальном этапе проектирования оговаривались внешний вид, величина сооружения, материал постройки и отделки здания. Описание особенностей постройки делалось с почти обязательной ссылкой на уже существующие сооружения аналогичного назначения. В этот период главной заботой мастера было уяснение условий заказа.

Затем следовал период поиска образа сооружения. Объемная модель была, единственной формой поиска образа сооружения. Поисковые объемные модели, которые определяли первичные контуры, исполнялись из обычной печной глины и, были очень недолговечны. Поисковую модель часто вырезали из традиционных для России мягких пород дерева — осины и липы. Величина поисковой модели была небольшой.

Для детальной разработки пластики сооружения служила рабочая модель более крупного размера. Рабочий макет выполнялся из дерева, поскольку деревянный макет легче сделать разборным из отдельных деталей, которые сравнительно легко заменяются. Кроме того, деревянная объемная модель долговечнее, прочнее глиняной. В практике русского средневекового зодчества отсутствовали чертежи, поэтому объемная модель служила основным рабочим документом не только на этапе разработки, но и в процессе строительства. Модель служила образцом для возведения здания и обработки его деталей.

До настоящего времени русские плотники предпочитают строить рубленые или кирпичные дома по макету, информацию которого они воспринимают лучше и полнее, чем чертеж.

Вместе с тем известны объемные модели ряда ответственных архитектурных и инженерных сооружений, на которых отрабатывалась не столько композиция, но и работа инженерных конструкций, методы организации работ и сборки зданий. Все эти модели исполнялись исключительно из дерева.

Объемная модель была эффективным средством проектирования, строительным эталоном, демонстрационным образцом, раскрывающим заказчику достоинства строящегося здания.

Объемная модель служила действенным инструментом не только на этапе разработок проекта, она выставлялась в закрытом помещении рядом со стройкой и оказывала существенное влияние на возведение здания.

Объемные модели известных памятников архитектуры и лучших сооружений современности служат музейными экспонатами, методическими пособиями, являются исходным материалом для реставрации, реконструкции, перестройки зданий.