Загрязнение атмосферы городов.

Атмосферный воздух городов постоянно загрязняется и за всеми параметрами в корне отличается от полноценного естественного воздуха. Городские поселения характеризуются наивысшими уровнями антропогенных нагрузок на окружающую среду, в результате чего оно деформируется, приобретает качественно новые черты, вплоть до изменения микроклиматических факторов и физико-химических свойств среды, в частности воздушного бассейна. Метеорологические наблюдения свидетельствуют, что температура воздуха в пределах городских территорий в среднем на несколько градусов выше, чем в пригородных районах. Над городами, особенно большими, чаще выпадают атмосферные осадки, бывают густые туманы, а также смоги – густые туманы, смешанные с дымом, копотью и выхлопными газами.

Прозрачность атмосферы в городах меньше, чем за ее пределами и в сельской местности. Туманы, а также запиленість воздух заметно уменьшают проникновение к земной поверхности солнечных лучей. К тому же, нередко возникают такие негативные явления, как движение к центральной части города (из-за того, что она сильнее нагревается, чем околицы) воздушных потоков, которые несут сюда загрязненные промышленные выбросы предприятий, расположенных за пределами города.

Основными источниками загрязнения атмосферы города является: транспорт, энергетические системы города и промышленность.

В городах сосредоточена основная масса транспортных средств. Это грузовой, собственный и общественный транспорт. Автотранспорт дает 70 % всех токсичных выбросов в атмосферу. В Украине зарегистрировано больше 1 млн. грузовых автомобилей и около 3 млн. легковых. Судьба автотранспортного загрязнения атмосферы в общем их количестве составляет: в Ужгороде – 91 %, Ялте, Полтаве – 88 %, Львове – 79 %, Киеве – 75 %. Прогрессирующему загрязнению атмосферы в городах способствует высокий удельный вес собственных автомобилей, ведь рост количества автотранспортных средств сопровождается увеличением объемов загрязняющих веществ из выхлопных труб. В последнее время в городском воздухе вырос объем окислов углерода, углеводородов, окислов азота, сажи. Но наибольшую опасность, кроме окислов азота, составляют серные и свинцовые соединения. Их содержание в городском воздухе в значительной мере выросло. Города не приспособлены к такому количеству автотранспорта. Длина пробега без остановок между светофорами составляет лишь 400–600 м. Вследствие этого средняя скорость движения днем в центре города (в частности Киева) и на больших автодорогах снижается до 12–20 км/год, а это увеличивает расходы топлива в 3–4 разы. Соответственно увеличиваются и выбросы загрязняющих веществ. Автотранспорт также приводит к специфическим формам загрязнения воздуха. При движении стираются шины и тысячи тонн резины в виде пыли попадает в воздух. Городской автомобильный транспорт не только загрязняет воздух продуктами сгорания топлива, он способствует растущему поступлению свинца в окружающую среду. В Украине пока еще используют бензин с содержанием свинца 0,36 граммов/л, тогда как в Англии, Германии и США – 0,013–0,15.

Города – основные потребители энергии. Город потребляет энергию в разных формах. Достаточно широко используется ископаемое топливо – каменный уголь, нефтепродукты и природный газ. Это уже сам по себе определяет загрязнение городов продуктами сгорания. К обитаемым домам и производственным помещениям энергия попадает в форме электричества, газа, парового отопления.

Стоит отметить, что общие выбросы в атмосферу загрязнителей от промышленных предприятий несколько снизились в связи с уменьшением выпуска продукции на некоторых предприятиях, а также с их остановкой. Однако за счет автомобильных выбросов качество атмосферного воздуха в городах ухудшилось.

Снижение качества атмосферного воздуха опасно для здоровья городских обитателей. Человек за сутки употребляет в среднем 25 кг воздуха. Даже если относительное содержание загрязнителей в воздухе незначительно, их суммарное количество, которое попадает в организм человека при дыхании, может оказаться токсичным. Наиболее распространенной вредной примесью воздушной среды является чадный газ. Избыточное количество этого газа в воздухе приводит к быстрой утомляемости человека, головной боли, головокружения, ослабления памяти, нарушения деятельности сердечно-сосудистой системы и других систем организма.

Доказана прямая связь между концентрацией бензпірену (содержит свинец) в воздухе и смертностью от рака легких. Вообще, смертность от рака легких среди обитателей городов вдвое больше, чем среди обитателей села. В результате загрязнения воздуха происходит обострение хронических заболеваний верхних дыхательных путей, что вызвано, в частности, раздражающим влиянием окислов серы, азота, углерода, альдегидов и продуктов их трансформации, которые попадают в атмосферу города с отработанными газами от автотранспорта. Заболеваемость на пневмонию, инфаркт миокарда, аллергические болезни, в частности бронхиальную астму, которая также связана с загрязнением воздуха. Смог вызывает у людей раздражения глаз, слизевых оболочек носа и горла, симптомы духоты, обострения легочных и разных хронических заболеваний.