Понятие и участники бюджетного процесса
Бюджетный процесс - один из правовых институтов, входящих в подотрасль «бюджетное право». Понятие бюджетного процесса дано в ст. 6 БК РФ. В науке финансового права разработано более полное определение бюджетного процесса. Под ним понимается установленный правовыми нормами порядок составления, рассмотрения и утверждения проектов бюджетов и государственных внебюджетных фондов, исполнения этих бюджетов, а также составления, рассмотрения и утверждения отчетов об их исполнении.
В соответствии со ст. 152 БК РФ участниками бюджетного процесса являются: 1) Президент РФ, высшее должностное лицо субъекта Федерации, глава муниципального образования; 2) органы законодательной представительной власти; 3) органы исполнительной власти; 4) Центральный Банк РФ; 5) органы государственного и муниципального финансового контроля; 6) органы управления государственными внебюджетными фондами; 7) главные распорядители и распорядители бюджетных средств; 8) главные администраторы и администраторы доходов бюджета; 9) главные администраторы и администраторы источников финансирования дефицита бюджета; 10) получатели бюджетных средств. Законодательством РФ и субъектов РФ бюджетные полномочия могут быть возложены и на иные органы.
Полномочия Президента РФ в бюджетном процессе вытекают из Конституции РФ, согласно положениям которой Президент определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, включая финансово-экономическую политику, обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства, с бюджетным посланием, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти и уполномочен использовать в этих целях согласительные процедуры, в том числе в бюджетном процессе.
Бюджетные полномочия законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов местного самоуправления сводятся в основном к рассмотрению и утверждению соответствующих бюджетов и бюджетов внебюджетных фондов, а также отчетов об их исполнении. Кроме того, они осуществляют парламентский контроль на различных стадиях бюджетного процесса (ст. 153 БК РФ).
Органы исполнительной власти и органы местного самоуправления в свою очередь осуществляют составление проекта бюджета, внесение его с необходимыми документами и материалами на утверждение законодательного (представительного) органа, исполнение бюджета, включая сбор доходов бюджета, управление государственным или муниципальным долгом, ведомственный контроль за исполнением бюджета, представляют отчет об исполнении бюджета на утверждение законодательных (представительных) органов. Аналогичные полномочия органы исполнительной власти осуществляют по отношению к государственным внебюджетным фондам (ст. 154 БК РФ).
Банк России совместно с Правительством РФ разрабатывает и представляет на рассмотрение Государственной Думы основные направления денежно-кредитной политики, обслуживает счета бюджетов, осуществляет функции генерального агента по государственным ценным бумагам РФ. К работе с бюджетными средствами могут также привлекаться иные кредитные организации для осуществления операций по предоставлению бюджетных средств на возвратной основе, а также в целом для обслуживания бюджетных счетов, если на соответствующей территории Банк России не может выполнить эту функцию (ст. 155—156 БК РФ).
Органы государственного и муниципального финансового контроля осуществляют в ходе бюджетного процесса финансовый контроль за исполнением бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, проводят экспертизы проектов бюджетов, федеральных и региональных целевых программ, нормативных правовых актов в области бюджета (ст. 157 БК РФ). К числу этих органов относятся: Счетная палата РФ, счетные палаты в субъектах РФ и другие органы.
Главным распорядителем средств бюджета является орган государственной власти РФ, субъекта РФ, орган местного самоуправления, определенные ведомственной классификацией расходов бюджета и имеющие право распределять средства соответствующего бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств.
Перечень главных распорядителей и распорядителей бюджетных средств определяется органом исполнительной власти соответствующего уровня в зависимости от структуры органов власти и способов организации финансовых потоков .
Главными распорядителями средств федерального бюджета являются, как правило, министерства и ведомства, а средств бюджетов субъектов РФ — министерства, управления и отделы исполнительных органов власти субъектов РФ. Например, Министерство внутренних дел РФ является главным распорядителем средств федерального бюджета, а управление здравоохранения администрации субъекта РФ — главным распорядителем соответствующих средств областного бюджета. Бюджетное законодательство определяет понятие «главный распорядитель бюджетных средств» в первую очередь по наличию учетно-распределителъной функции, в соответствии с которой главный распорядитель бюджетных средств утверждает сметы доходов и расходов подведомственных бюджетных учреждений, составляет бюджетную роспись и исполняет соответствующую часть бюджета.
Важное место отводится главному распорядителю бюджетных средств в заемно-инвестиционном процессе. Он может быть уполномочен представлять сторону государства, субъекта РФ или органа местного самоуправления в договорах о предоставлении бюджетных средств на возвратной основе, государственных или муниципальных гарантий, бюджетных инвестиций. С другой стороны, главный распорядитель бюджетных средств определяет задания по предоставлению государственных или муниципальных услуг для подведомственных распорядителей и получателей бюджетных средств с учетом нормативов финансовых затрат (ст. 158 БК РФ).
Не менее значимы контрольные полномочия главного распорядителя бюджетных средств. Он осуществляет контроль получателей бюджетных средств в части обеспечения целевого использования бюджетных средств, своевременного их возврата, предоставления отчетности, выполнения заданий по предоставлению государственных или муниципальных услуг.
Главный распорядитель средств федерального бюджета в пределах своей компетенции осуществляет представительство государства в судебных органах. Распорядители бюджетных средств как участники бюджетного процесса — это органы государственной власти и местного самоуправления, имеющие право распределять бюджетные средства по подведомственным получателям бюджетных средств. Права распорядителей бюджетных средств определены в ст. 159 и 160 БК РФ и почти аналогичны правам главных распорядителей бюджетных средств. Однако распорядители бюджетных средств реализуют эти права в бюджетном процессе непосредственно по отношению к получателям бюджетных средств.
Непосредственное расходование бюджетных средств осуществляется получателями бюджетных средств, которыми являются бюджетные учреждения или иные организации, имеющие право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год (ст. 162 БК РФ), В числе получателей бюджетных средств школы, больницы, поликлиники и т.д. Их права и обязанности в отношении бюджетных средств установлены ст. 163 БК РФ.
В бюджетном процессе главный распорядитель бюджетных средств, распорядитель бюджетных средств и получатель бюджетных средств взаимосвязаны. Сначала главный распорядитель средств по соответствующему бюджету распределяет их по подведомственным распорядителям бюджетных средств, а последние, в свою очередь, по получателям бюджетных средств. Например, Министерство внутренних дел РФ является главным распорядителем средств федерального бюджета, его управления в субъектах РФ — распорядителями бюджетных средств, а районные отделения — бюджетополучателями. Аналогичным образом существует взаимосвязь названных участников бюджетного процесса на уровне субъектов РФ и муниципальных образований. Например, отраслевое, областное управление является главным распорядителем соответствующих средств областного бюджета, его районные отделы — распорядителями бюджетных средств, а бюджетные учреждения (поликлиники, больницы, школы и т.п.) — получателями бюджетных средств. В муниципальных образованиях эта схема может быть двухступенчатой (распорядитель — бюджетополучатель), как в большинстве сельских районов.