Государственные органы, осуществляющие финансовый контроль
Финансовый контроль представительных органов власти и местного самоуправления
Представительные органы власти на уровне Российской Федерации, субъектов РФ, а также органы местного самоуправления осуществляют финансовый контроль в ходе рассмотрения: а) проектов бюджетов и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов (ст. 114 Конституции РФ); б) отдельных вопросов исполнения бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов; в) отчетов об исполнении бюджетов федерального, региональных, местных и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Контроль представительных органов власти осуществляется через комитеты и комиссии, образуемые представительными органами власти на каждом уровне. Причем в ходе рассмотрения проектов бюджетов функции финансового контроля осуществляют все комитеты и комиссии. Особая роль среди них принадлежит Комитету по бюджету и налогам Государственной Думы и Комитету по бюджету Совета Федерации.
Федеральным Собранием РФ согласно Конституции РФ (ч. 5 ст. 101) образован также постоянно действующий орган государственного финансового контроля — Счетная палата Российской Федерации. Ее правовое положение определено Федеральным законом от 11.01.1995 «О Счетной палате Российской Федерации».[16]
Объектом контроля со стороны Счетной палаты выступают средства федерального бюджета, федеральных внебюджетных фондов, федеральная собственность. Счетная палата осуществляет также контроль за состоянием внутреннего и внешнего долга РФ, и за использованием кредитных ресурсов, за деятельностью Центрального банка РФ в части обслуживания федерального бюджета и государственного долга.
Задачами Счетной палаты в соответствии со ст. 2 Закона являются:
- организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;
- определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;
- оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и проектов федеральных внебюджетных фондов;
- финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
- анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;
- контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в ЦБ РФ, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях РФ;
- регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.
Для решения этих задач Счетная палата организует и проводит оперативный контроль за исполнением федерального бюджета в отчетном году; комплексные ревизии и тематические проверки по отдельным разделам и статьям федерального бюджета, бюджетов федеральных внебюджетных фондов; экспертизу проектов федерального бюджета, законов и иных нормативных правовых актов; анализ и исследование нарушений и отклонений в бюджетном процессе; подготовку и представление заключений в Совет Федерации и Государственную Думу по исполнению федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов в отчетном году; подготовку и представление заключений и ответов на вопросы органов государственной власти РФ.
Контрольные полномочия Счетной палаты распространяются на все государственные органы и учреждения в Российской Федерации, на федеральные внебюджетные фонды, на органы местного самоуправления, организации, банки, страховые компании и др.
Методами работыСчетной палаты являются ревизии и проверки. По результатам проведенных контрольных мероприятий Счетная палата направляет проверяемым субъектам представления для принятия мер по устранению выявленных нарушений, возмещению причиненного государству ущерба и привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении законодательства РФ и бесхозяйственности (ст. 23).
В случаях выявления нарушений, наносящих государству прямой непосредственный ущерб, Счетная палата имеет право давать администрации проверяемых организаций обязательные для исполнения предписания. В случае неоднократного неисполнения предписаний Счетной палаты по согласованию с Государственной Думой может быть принято решение о приостановлении всех видов финансовых, платежных и расчетных операций по счетам проверяемых организаций. Предписание может быть обжаловано в судебном порядке.
Представительные органы власти субъектов РФ осуществляют финансовый контроль в соответствии с конституциями и уставами субъектов РФ. Почти во всех субъектах РФ имеются счетные палаты, контролирующие региональные бюджеты.
Представительные органы местного самоуправления осуществляют финансовый контроль в соответствии со ст. 265 БК РФ, а также Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и на основании уставов муниципальных образований.
Финансовый контроль Президента РФ
Осуществляется через специальный контрольный орган – Контрольное управление Президента РФ, созданное в соответствии с Указом Президента РФ от 16.03.1996[17].
Государственный финансовый контроль - не единственный вид деятельности Контрольного управления Президента РФ. Оно осуществляет контроль за исполнением федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, их должностными лицами, а также организациями.
Для осуществления своих функций контрольное управление Президента РФ имеет право:
- создавать комиссии с привлечением контролирующих и правоохранительных органов, а также специалистов для проведения проверок и принятия мер по оперативному устранению выявленных нарушений;
- требовать от органов исполнительной власти, а также от организаций документы, объяснения, необходимые для проведения проверок;
- направлять предписания об устранении выявленных нарушений руководителям федеральных органов и органов исполнительной власти субъектов РФ. Предписание подлежит безотлагательному рассмотрению. Не позднее чем в месячный срок или в срок, установленный в предписании, должны быть приняты меры по устранению нарушений;
- вносить предложения Президенту РФ, руководителям федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ о привлечении к ответственности и приостановлении деятельности соответствующих должностных лиц (о принятии решения по результатам проверки и др. права).
Государственный и муниципальный финансовый контроль исполнительных органов власти
Исполнительные органы государственной власти, осуществляющие финансовый контроль подразделяются на органы общей и специальной компетенции. К органам общей компетенции в сфере финансового контроля относят Правительство РФ, Правительства субъектов РФ и администрации муниципальных образований.Так, в соответствии со ст. 15 Федерального закона «О Правительстве Российской Федерации» (в ред. от 31.12.1997. № 3-ФКЗ) оно непосредственно осуществляет валютный контроль.
Кроме того, Правительство контролирует составление и исполнение федерального бюджета, проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики.
Контрольные полномочия органов исполнительной власти общей компетенции предусмотрены также в конституциях и уставах субъектов РФ.
К органам исполнительной власти специальной компетенции, осуществляющим финансовый контроль, относятся: органы исполнительной власти, подведомственные Министерству финансов РФ (федеральные службы – налоговая, страхового надзора, финансово-бюджетного надзора, по финансовому мониторингу, Федеральное казначейство), а также Федеральная таможенная служба и Федеральная служба по финансовым рынкам под руководством Правительства РФ.
На основе постановления Правительства РФ от 06.08.1998 организованы контрольно-ревизионные управления Минфина России в субъекте РФ (территориальные КРУ). Основной их деятельностью является осуществление последующего контроля за своевременным, целевым и рациональным использованием и сохранностью федеральных средств. На договорной основе по обращениям органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления территориальный КРУ также проводят ревизии и финансовые проверки (с возмещением расходов) поступления и расходования средств соответcтвующих бюджетов и внебюджетных фондов и доходов от имущества.
В процессе ревизий и проверок территориальные КРУ вправе принимать меры по устранению выявленных нарушений финансовой дисциплины и неэффективного расходования средств, давать обязательные указания об устранении этих нарушений, о возмещении причиненного ущерба и привлечении к ответственности виновных лиц в соответствии с законодательством РФ. Они также имеют право вносить предложения о взыскании с организаций бюджетных средств, использованных не по целевому назначению; ставить вопрос об отстранении от работы должностных лиц, виновных в нарушении законодательства; передавать материалы ревизий и проверок в правоохранительные органы.
В области аудитатерриториальные КРУ осуществляют в соответствии с поручениями Минфина России контроль за качеством проведения аудиторами и аудиторскими организациями аудиторских проверок организаций. По результатам этих проверок они имеют право ставить перед Минфином России вопросы об аннулировании лицензий на осуществление аудиторской деятельности[18].
Органы федерального казначейства (Федеральной службы) осуществляют финансовый контроль в процессе организации исполнения бюджетов и управления счетами бюджетов и бюджетными средствами. Такой порядок распространяется на бюджеты всех уровней (ст. 215, 267 БК РФ). Они вправе применять санкции и другие меры принудительного воздействия в случаях установления нарушений финансовой дисциплины.
Федеральная служба финансово-бюджетного надзора предназначена для осуществления функций по контролю и надзору по финансово-бюджетной сфере, а также функций органа валютного контроля. Она полномочна осуществлять контроль и надзор: за использованием средств федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов, а также за использованием материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности; за исполнением законодательства РФ о финансово-бюджетном контроле и надзоре органами исполнительной власти всех уровней; за соблюдением валютного законодательства РФ и др.
Комитет РФ по финансовому мониторингу, преобразованный и Федеральную службу по финансовому мониторингу, был создан на основании Указа Президента РФ от 01.11.2001 №45, что обусловливалось ростом правонарушений в сфере финансов и денежного обращения, в особенности использованием официально действующих организаций (банков, страховых компаний, ломбардов и др.) для легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем. К основным задачамэтого органаотнесены: сбор, обработка и анализ информации об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих контролю в соответствии с законодательством РФ; создание единой информационной системы и ведение федеральной базы данных и сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем; направление соответствующей информации в правоохранительные органы и др.
Федеральная налоговая служба, а также подчиненные ей налоговые органы на уровне субъектов РФ также являются органами специальной компетенции, осуществляющими государственный финансовый контроль. Главной задачей этих органов является контроль за соблюдением законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты государственных налогов и других платежей, установленных законодательством РФ и субъектов РФ.
Налоговые органы наделены множеством контрольных полномочий и прав по применению мер принудительного воздействия к нарушителям налогового законодательства НК РФ (глава 15) закрепил эти полномочия и санкции, уточнив и конкретизировав их содержание, а также порядок применения.
На основе действующего законодательства банки (кредитные организации) также уполномочены выполнять функции государственного финансового контроля. Они контролируют соблюдение предприятиями, организациями учреждениями порядка ведения кассовых операций и соблюдение валютного законодательства.
Финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований осуществляют финансовый контроль за операциями с бюджетными средствами главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств, кредитных организаций, других участников бюджетного процесса (ст. 270 БК РФ).
Главные распорядители, распорядители бюджетных средств осуществляют финансовый контроль за использованием бюджетных средств получателями бюджетных средств в части обеспечения целевого использования и своевременного возврата бюджетных средств, а также представления отчетности и внесения платы за пользование бюджетными средствами.
Главные распорядители бюджетных средств проводят проверки подведомственных государственных и муниципальных предприятий, бюджетных учреждений (ст. 269 БК РФ).