Личность сотрудника и педагогическая программа преодоления коррупционного поведения и профилактики конфликта интересов сотрудников ОВД

Согласно федеральному закону от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» противодействие коррупции есть деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:

а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции(профилактика коррупции);

б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений[92].

Ведя речь о педагогическом анализе личности сотрудника и служащего, совершающего акты коррупции, и факторов, вызывающих это поведение, следует говорить, как уже писалось нами выше, о профессиональной деформации, профессиональном выгорании и деградации личности сотрудника и служащего. Крайняя степень профессионально-нравственной деформации личности - профессиональная деградация, когда нарушение закона, аморальность, асоциальное поведение или же просто профессиональное бессилие делает невозможной дальнейшую службу в полиции.

Противоположностью последних является понятие «профессиональной нормы» (понятие в психологии, определяющее комплекс характеристик личности сотрудника, который отвечает требованиям деятельности). Исследователи феномена профдеформации личности сотрудника ОВД предлагают для ее определения использовать критерии профессиональной надежности. Ее отсутствие в структуре личности сотрудника и служащего во многом способствует совершению актов коррупции.

Так, отсутствие у сотрудника и служащего профессионально- нравственной надежности свидетельствует о неразвитости у него комплекса нравственных качеств, таких, как чувство долга, честности, принципиальности и других необходимых для профессиональной деятельности моральных качеств. Отсутствие у сотрудника и служащего профессионально- интеллектуальной надежности выражается в первую очередь в его неспособности самостоятельно принимать и реализовывать верные, законные профессиональные решения, в особенности в новой, или же экстремальной ситуации. Сюда же можно отнести неспособность самостоятельно учиться, анализировать свой опыт, опыт коллег и деятельность всей системы МВД, других правоохранительных органов.

Отсутствие профессиональной эмоционально-волевой надежности у сотрудника и служащего проявляется в психологической неустойчивости сотрудника, его неспособности к самоконтролю и эмоционально- психологической саморегуляции, отсутствии у него необходимых для данного вида профессиональной деятельности психологических качеств и характеристик.

И, наконец, отсутствие профессиональной подготовленности - это неспособность сотрудника и служащего к самостоятельным действиям, а также отсутствие комплекса знаний, умений, навыков и осмысленного жизненного опыта, необходимого для решения оперативно- служебных задач[93].

К субъективным факторам деформирующим личность и вызывающим коррупционное поведение, следует отнести:

1. Криминальную служебную мотивацию сотрудника и служащего ОВД. Лица с подобной мотивацией наносят ощутимый вред всей системе МВД, негативно влияют на имидж сотрудника правоохранительных органов.

2. Низкий (по современным меркам) социальный статус сотрудника ОВД по сравнению с представителями целого ряда служб и подразделений других правоохранительных органов (ФСБ, Прокуратура), а также силовых структур (Вооруженные Силы).

3. Гипертрофированность у ряда сотрудников и служащих профессионально важных качеств, их трансформация в противоположные качества. В результате бдительность превращается в подозрительность, уверенность- в чрезмерную самоуверенность, требовательность - в придирчивость и т.д. Также с годами в человеке могут развиваться социально негативные черты, такие, как жестокость, мстительность, цинизм, вседозволенность, профессиональная корпоративность в ее негативных, связанных с «круговой порукой» проявлениях.

4. Наличие у сотрудника и служащего ОВД профессиональных стереотипов оценки и соответствующих установок. К таковым, в первую очередь, относятся обвинительный уклон, когда в оценке поступков граждан априори предпочитается оправдательному подходу обвинительный, уверенность в собственной непогрешимости при решении профессиональных задач, стереотип «закрытости», эмоциональное «выгорание».

5. Правовой нигилизм, о котором уже шла речь выше. В данном случае сотрудник ОВД может откровенно пренебрежительно относиться к требованиям закона, считая, что имеет на это веские основания. Или, напротив, развивать псевдоактивность, имитируя бурную деятельность (волокита при расследовании уголовных дел), подменять профессиональную деятельность составлением разного рода бумаг, отрицать права граждан под предлогом их собственного блага (отказ в возбуждении уголовного дела, необоснованное закрытие уголовного дела).

В силу этих обстоятельств в Национальном плане противодействия коррупции, утвержденном Президентом Российской Федерации Д.Медведевым 31 июля 2008г. Пр-1568 определены основы педагогической программы преодоления коррупции.

Так, в разделе 3 «Меры по повышению профессионального уровня юридических кадров и правовому просвещению» говорится, что для повышения профессионального уровня юридических кадров требуется:

а) повышение качества образовательных программ в области юриспруденции, в том числе увеличение практической подготовки обучающихся;

б) совершенствование системы подготовки и повышения квалификации педагогических кадров федеральных государственных образовательных учреждений высшего и послевузовского профессионального образования , реализующих программы в области юриспруденции;

в) воспитание у правоприменителей уважительного отношения к закону;

г) усиление антикоррупционной составляющей при преподавании учебных дисциплин, предусматривающих изучение правовых и морально- этических аспектов управленческой деятельности в федеральных государственных образовательных учреждениях высшего и послевузовского профессионального образования;

д) усиление государственного контроля за качеством работы образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, осуществляющих подготовку юридических кадров;

е) Разработка и внедрение в практику механизма получения общественной аккредитации федеральных государственных образовательных учреждений высшего и послевузовского профессионального образования, реализующих программы в области юриспруденции, в общественных, образовательных, научных и промышленных структурах.

Для повышения качества правового просвещения необходимы:

а) Поддержка со стороны государства широкого участия Общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России», других общественных и религиозных объединений в деятельности, направленной на формирование в обществе нетерпимого отношения к коррупции;

б) Формирование в обществе и государственном аппарате уважительного и бережного отношения к частной собственности;

в) Повышение правовой культуры общества в целом;

г) Обеспечение условий для широкого доступа населения к специализированному правовому телевизионному каналу «Закон-ТВ»[94].

Очевидно, что для системного решения проблемы преодоления коррупции в нашей стране потребуется не одно десятилетие. В связи с этим представляется наиболее перспективным формирование поколения высококвалифицированных кадров, владеющих знаниями в области противодействия коррупции, понимающих особенности развития отечественных политико-правовых процессов и в должной степени владеющих необходимыми в практике государственно-властной деятельности организационными навыками. Это особенно актуально для ведущих юридических вузов, задачей которых является подготовка управленческой и бизнес элит. С самого начала обучения юридическим наукам студенты должны впитывать в себя идеологию неприязни к коррупции и знать, как на практике эффективно создавать условия для ее преодоления.

Одна из важнейших проблем в создании системы современного антикоррупционного образования состоит в том, что до сих пор существует сильный уголовно- правовой крен, сказывающийся и на подборе учебных курсов, и на общей методологии изучения проблем коррупции.

Нет сомнений, без специалистов, обеспечивающих расследование коррупционных преступлений, коррупцию не решить. Однако нужно иметь в виду, что применение карательных мер к преступникам- одно из многих направлений противодействия коррупции: без применения других элементов комплексной стратегии борьбы с коррупцией в долгосрочной перспективе она не имеет большой ценности.

Иными словами, для того чтобы подготовить в юридическом вузе современного специалиста по противодействию коррупции, неоправданно ограничивать изучение коррупционной проблематики только юридическими дисциплинами. Чрезвычайную важность здесь могут иметь профессиональная этика, психология, педагогика, философия.

Сегодня проблема антикоррупционного образования находится в самом начале своего решения. В российских образовательных стандартах практически отсутствуют специальности, которые требовали бы целенаправленного изучения проблемы коррупции. Лишь в рамках специальности государственного управления встречаются отдельные учебные курсы, которые можно связать с антикоррупционной проблематикой, а в программах подготовки юристов имеется общий курс криминологии и уголовного права, где эти проблемы частично затрагиваются.

Формируемая в России система антикоррупционного образования неизбежно должна учитывать тенденции развития зарубежного методического опыта. Представляется, что в российских вузах актуально создание такой системы преподавания антикоррупционной проблематики, которая будет включать в себя общую часть, обязательную для преподавания во всех профессиональных отраслях и специальную часть, включающую в себя особые программы для подготовки профессионалов в области юриспруденции, экономического развития, государственного управления и др.

В рамках общей части такой программы необходимо предусмотреть курсы, вводящие в общую антикоррупционную проблематику, разъясняющие вред коррупционных явлений в обществе, раскрывающие исторические и культурные аспекты зарождения коррупционных явлений в Российском государстве и освещающие уровень коррумпированности современного социума.

Вполне обоснованным было бы включение данных учебных курсов общей части антикоррупционной программы не только в стандарты высшего образования. Несколько сложнее вопрос обстоит с подготовкой специальной части программы. Во-первых, имеет смысл выделить в ней два уровня- первичная подготовка и курсы повышения квалификации. Во-вторых, на каждом из уровней необходимо провести разделение на два базовых содержательных направления: учебные курсы подготовки специалистов в области борьбы с коррупцией и курсы подготовки собственно педагогического состава.

Основы педагогической программы профилактики конфликта интересов и коррупционного поведения сотрудников и служащих ОВД заложены в Кодексе профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации.

Профессионально - этическое содержание конфликта интересов состоит в противоречии между служебным долгом и личной корыстной заинтересованностью, которое может причинить моральный вред высокому званию сотрудника. Личной корыстной заинтересованностью сотрудника признается возможность получения любой формы выгоды для него или иных лиц, с которыми он связан служебными или неформальными отношениями.

Для предупреждения конфликта нормы профессиональной этики предписывают сотруднику доложить непосредственному начальнику о возникшем конфликте интересов или о угрозе его возникновения; прекратить сомнительные, компрометирующие межличностные отношения; отказаться от возможной ненадлежащей выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов; противодействовать коррупции и разоблачать коррупционеров любого уровня; принимать меры по преодолению негативных последствий конфликта [95].

О конфликте интересов невозможно говорить без учета отношения к ненадлежащей выгоде. Таковой считается получение в результате коррупционных действий денежных средств, материальных или нематериальных благ, имуществ, не предусмотренных действующим законодательством. Основанием получения ненадлежащей выгоды выступает корыстная мотивация сотрудника, направленная на незаконное личное обогащение, или создание условий для такового. В случае предложения ненадлежащей выгоды сотруднику следует отказаться от нее, доложить непосредственному начальнику в письменной форме о фактах и обстоятельствах ее предложения, в дальнейшем избегать любых контактов, прямо или косвенно связанных с ненадлежащей выгодой.

В случае, если материальные средства, приносящие ненадлежащую выгоду, нельзя ни отклонить, ни возвратить, сотрудник должен принять все меры для обращения ее в доход государству.

Получение или вручение сотрудниками подарков, вознаграждений, призов, а также оказание разнообразных почестей, услуг (далее- подарков), за исключением случаев, предусмотренных законом, могут создавать ситуации этической неопределенности, способствовать возникновению конфликта интересов[96].

Важнейшую роль в профилактике конфликта интересов и коррупционного поведения сотрудников и служащих ОВД играет правовое воспитание. Под правовым воспитанием сотрудников органов внутренних дел мы традиционно понимаем целенаправленную деятельность руководителей, сотрудников воспитательных подразделений, наставников и других субъектов воспитательного процесса по формированию у них правосознания ( стройной системы правовых взглядов, представлений, потребностей, установок и убеждений, выражающих их отношение к праву) и правовой культуры ( потребности и привычек неуклонного, безупречного личного соблюдения нормативных правовых актов ). Необходимо побуждение личного состава к сознательному, добросовестному соблюдению законности[97].

Как видим, правовое воспитание складывается из изучения правовых норм, осознания необходимости их неуклонного выполнения, овладения опытом соблюдения таких норм, организации условий, способствующих их выполнению. Правовые взгляды, убеждения при этих условиях станут мотивами правомерного, т.е. соответствующего нормам права, поведения. В этом и состоит цель правового воспитания, формирования правовой воспитанности сотрудников органов внутренних дел, на основе чего должна строиться профилактика конфликта интересов и коррупционного поведения сотрудников и служащих ОВД.