Государственный учет лесного фонда.

 

В ст. 67 ЛК РФ говорится, что Государственный учет лесного фонда (ГУЛФ) ведется для организации рационального использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов, систематического контроля за количественными и качественными изменениями лесного фонда и обеспечения достоверными сведениями о лесном фонде органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, заинтересованных граждан и юридических лиц.

ГУЛФ ведется по всем лесам лесного фонда на основе материалов лесоустройства или материалов инвентаризации, аэротаксации и других обследований лесов.

Единый порядок ведения государственного учета лесного фонда, установленный Инструкцией по государственному учету лесного фонда, а также все указания Федеральной службы лесного хозяйства России по этому вопросу являются обязательными для всех федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов. Предприятия, учреждения и организации – владельцы участков лесного фонда ежегодно вносят в книги государственного учета лесов сведения об изменениях, произошедших за отчетный период на основании актов натурного освидетельствования.

ГУЛФ ведется по следующим формам:

1) форма № 1- распределение площади лесного фонда по категориям земель, группам лесов и категориям защитности лесов первой группы;

2) форма № 2 – распределение площади лесов и запасов древесины по преобладающим породам и группам возраста;

3) форма № 3 – общие сведения о лесном фонде и лесах, не входящих в лесной фонд.

Форма № 3 состоит из 12 разделов. Первый раздел содержит сведения о лесном фонде и лесах, не входящих в лесной фонд, на территории административной единицы. Информация об изменениях площади земель лесного фонда и запаса древесины за межусечный период включается во 2-ой раздел. В третий раздел заносится информация о характере противопожарного устройства. Сведения о распределении фонда лесовосстановления и нелесных земель по способам лесовосстановления и лесоразведения заносятся в четвертый раздел. В пятый раздел заносятся сведения о лесовосстановлении за межучетный период. Сведения о рубках промежуточного пользования находятся в шестом разделе. В седьмой раздел заносятся сведения о распределении насаждений по полнотам и классам бонитета. Характеристика гидромелиоративного фонда заносится в восьмой раздел. Раздел девять – характеристика путей транспорта. Данные о фонде подсочки заносятся в десятый раздел. Информация об изученности лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд, отражаются в одиннадцатом разделе. Раздел двенадцатый содержит сведения о лесном фонде, загрязненном радионуклидами.

Указанные формы заполняются в лесхозах, причем лесхозы, расположенные на территории нескольких субъектов РФ, составляют документацию государственного учета лесного фонда отдельно по каждой части лесхоза, расположенной на территории субъекта РФ, а также в целом по лесхозу.

По результатам учета проводят укрупненный анализ и контроль лесохозяйственной деятельности, краткосрочный и долгосрочный прогнозы динамики лесного фонда, прогноз и уточнение размеров лесопользований, технические расчеты и долгосрочное планирование.

Сведения о текущих изменениях, происходящих в лесном фонде, вносятся ежегодно в учетную документацию лесхоза, национального парка, государственного природного заповедника или другой организации, осуществляющей государственное управление на закрепленных за ней участках лесного фонда.

Лесхозы, национальные парки, государственные природные заповедники и другие организации, осуществляющие государственное управление на закрепленных за ними участках лесного фонда, независимо от их ведомственной принадлежности, именуются в дальнейшем лесхозами.

В целом по России и на территориях субъектов Российской Федерации проводится государственный учет лесного фонда. Документация государственного учета лесного фонда обновляется, как правило, один раз в пять лет.

Дата, на которую проводится государственный учет лесного фонда, устанавливается Федеральной службой лесного хозяйства России (Указом Президента РФ № 867 от 17.05.2000 федеральная служба лесного хозяйства была расформирована, а ее функции и полномочия были переданы Минприроды РФ).

Перед началом проведения единовременного учета лесного фонда органы управления лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации и организации федеральных органов исполнительной власти устанавливают сроки представления лесхозами первичной документации государственного учета лесного фонда и организуют в лесхозах подготовительные работы к учету, в том числе:

- проверку полноты и правильности внесения в учетную документацию сведений о текущих изменениях в лесном фонде за межучетный период;

- натурное освидетельствование и оформление актами участков лесного фонда с происходящими в них изменениями за текущий год, а также за прежние годы, если они ранее не были оформлены актами;

- уточнение при необходимости и оформление в соответствии с действующим законодательством деления лесов на группы и категории защитности лесов первой группы, а лесов третьей группы - на освоенные резервные.

Органы управления лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации в срок до 1 февраля года проведения государственного учета лесного фонда представляют в Федеральную службу лесного хозяйства России список лесхозов с полными их наименованиями, а также контрольную ведомость с указанием площади административных районов в зонах деятельности этих лесхозов.

Ответственность за достоверность сведений учета лесов и своевременное их обновление несут руководители предприятий, организаций, учреждений, во владении которых находятся леса.

Для эффективного управления лесным фондом необходимо иметь данные о статике и динамике лесов в пространстве и во времени. Это обусловлено изменением состояния лесов под воздействием антропогенного фактора. Система, решающая вопросы, связанные с оценкой состояния лесного фонда, его динамики, получила название лесного мониторинга.