Угрозы региональной внутригосударственной безопасности

Все рассмотренные опасности и угрозы глобаль­ного уровня являются внешними по отношению к объектам безопасности расположенных ниже иерархических уровней: регионального, государст­венного, общественного и индивидуального, и в значительной степени оп­ределяют состояние безопасности объектов этих уровней.

К внутренним опасностям и угрозам нижних иерархических уровней можно отнести такие:

· региональные и национальные социальные взрывы и конфликты;

· голод, распространение болезней, деградация людей (физическая, интеллектуальная, духовно-нравственная);

· нарастание насилия, терроризма, преступности, наркомании, пьянст­ва;

· жесткая диктатура одного богатого государства или группы таких го­сударств над подавляющим большинством населения остального ми­ра (до 90%) ради собственного благополучия и т.д.

Источниками этих угроз и опасностей являются, прежде всего, резкий разрыв в уровне жизни народов и стран; несправедливое распределение жизненных благ; насилие; антагонистический характер глобальной социаль­ной структуры; наличие государств с амбициозно-агрессивной связью. Наибольший риск противостояния заключен в углубляющемся неравен­стве между богатыми и бедными странами. Если этот процесс не будет остановлен, то неизбежны региональные, межгосударственные и межна­циональные конфликты и возможен глобальный социальный взрыв.

На рис. 8 приведена концептуальная модель региональной (в планетар­ном масштабе) безопасности

Рис. 8. Концептуальная модель региональной (в планетар­ном масштабе) безопасности.

С учетом социально-экономических параметров в России выделяются четыре типа регионов:

· индустриальные;

· топливно-сырьевые;

· аграрно-индустриальные;

· депрессивные.

К индустриальному типу регионов относятся Центральный, Северо-Западный, Уральский, ряд областей Поволжского, Восточно-Сибирского районов. Для этих регионов характерна высокая концентрация базовых и конверсионных отраслей промышленности. Здесь сосредоточен огром­ный научно-технический и квалификационный потенциал, способствующий созданию предприятий сферы науки и научного обслуживания. Эти пред­приятия испытывают угрозы безопасности, характерные для этой сферы: дополнительные финансовые и кредитные риски, необходимость зани­маться побочной деятельностью, чаще всего торгово-посреднической, являющейся объектом внимания криминальных структур. Достаточно рис­ковой является также деятельность предприятий, имеющих ноу-хау высо­кой стоимости, что также является предметом внимания подобных струк­тур.

Особую группу среди индустриальных регионов составляют террито­рии, где высок удельный вес отраслей легкой промышленности: Кост­ромская, Ивановская, Тверская, Владимирская области, Республики Хака­сия, Чувашия и Бурятия. Предпринимательские структуры этих регионов испытывают значительные трудности, связанные с поставкой сырья и по­луфабрикатов из бывших республик СССР. Разрыв и ненадежность таких связей также создают серьезные угрозы экономической безопасности этих предприятий. Сохранившиеся связи основаны в ряде случаев на вы­нужденной оплате за поставки "черным налом". Еще одной трудностью, которую можно отнести к характерным для хозяйственных комплексов данных регионов, является крайне жесткая конкуренция для продукции отечественных предприятий легкой промышленности со стороны импорт­ной продукции.

К топливно-сырьевым регионам относятся северные и восточные рай­оны страны. Предпринимательство, возникающее на базе топливно-сырьевых отраслей (нефть, газ, высококачественный уголь), испытывает все виды угроз безопасности, свойственные производствам, связанным с высокоэффективной экспортной, достаточно конкурентоспособной продукцией, куда устремляются криминальные элементы. Проблема этой группы отраслей усугубляется массовым оттоком населения из ря­да указанных регионов из-за отсутствия элементарных условий жизне­обеспечения. Возникают региональные ситуации политической напря­женности.

Среди топливно-сырьевых регионов следует выделить районы Крайнего Севера, расположенные в экстремальных климатических условиях, харак­теризующиеся низким качеством жизни, что вызывает отток рабочей си­лы. Для предпринимательства в этих регионах, как уже указывалось выше, типичны риски экологического характера. К аграрно-индустриальным регионам относятся районы Центра и Юга России.

Неизбежное пересечение интересов государств в различных сферах (областях) международных отношений, являющееся источником опасно­стей и угроз, лежит в основе блокирования государств, имеющих совпа­дающие либо сходные интересы. Высшие интересы международного со­общества, а именно интересы выживания человеческой цивилизации, дик­туют необходимость не только определенного взаимодействия, но глав­ным образом исследования угроз регионального масштаба и противодей­ствия им. Влияние региональных опасностей проявляется в самых различ­ных сферах, но главным образом это политические, экономические, а иногда и военные сферы. Основные участники региональных проблем - великие державы.

После развала СССР мир движется от двухполярнрго к многополярному состоянию. При этом происходят формирование новых центров силы, пе­регруппировка военно-политических, региональных союзов, блоков, изме­нение проводимой ими политики и т.д.

В работе конференции проявилась одна очень интересная тенденция - стремление отстранить Россию от ближневосточных проблем, ближнево­сточного урегулирования. Дескать, Россия уже не играет здесь никакой роли и не должна мешать.

Но ведь того, чего хотела бы американская сторона, на самом деле не происходит. Вспомним, сколько было визитов в Россию именно с Ближнего Востока. Более того, арабы заинтересованы в том, чтобы Россия не бро­сала этот регион совсем, а продолжала экономическое сотрудничество и поддерживала их позицию в вопросах урегулирования, выступала в качест­ве посредника по вопросам, в которых до сих пор сохраняются серьезные разногласия. Возникает ощущение, что США продолжают упорно вытал­кивать Россию из региона Ближнего и Среднего Востока, а это значит, что Россия все-таки в данном регионе играет не последнюю роль и ее влияние сбрасывать со счетов нельзя.

То же самое происходит и в вопросе афганского урегулирования. Как Россия ни пыталась устраниться от этой проблемы, у нее это не получает­ся. И вряд ли получится. Российская и иранская позиции как по афганскому урегулированию, так и по таджикскому весьма близки, а порою просто тождественны. Это говорит о том, что Россия не может уйти из региона, не поддержав там процессов урегулирования, да и невыгодно России от этого отказываться. Дестабилизация государств Среднего Востока, а мо­жет быть, и Центральной Азии, безусловно, будет идти во вред не только Ирану, но и другим странам региона, во вред самой России.

Япония как один из важнейших полюсов дальневосточной и мировой по­литики тоже резко активизировалась. Изменилась ее позиция по вопросам развития сотрудничества с Россией.

Важным центром силы остается и Китай. Более того, роль этого госу­дарства, как и его влияние на общемировые процессы, повышается.

Мы стоим на пороге формирования нового политического лица плане­ты. Для нашей страны немаловажно, будет ли она играть приличествую­щую ей роль в этой новой структуре. Хотелось бы сразу подчеркнуть, что для России отстаивание своей роли в международных делах не является чем-то вроде имперских амбиций, попыткой реставрации роли глобальной супердержавы. Это - стремление к защите своих естественных экономи­ческих и политических интересов, без которого не обходится внешняя по­литика ни одного современного государства. Что же касается взаимодей­ствия с другими центрами силы, то оно вполне естественно. При этом в разных сферах международных отношений могут быть и разные союзни­ки. Более того, противники в одной сфере могут быть союзниками в дру­гой. Таковы реалии современного мира.

Угрозами региональной безопасности являются опасности экономиче­ского, социального, информационного, экологического, технического и криминального характера, снижающие эффективность и надежность функционирования предприятий региона, а в отдельных случаях приводя­щие к прекращению их деятельности.

Основой жизнедеятельности общества, его социально-политической и национально-этнической устойчивости является экономическая безопасность.

Причинами возникновения и развития кризисных ситуаций в регионах, вызывающих угрозы экономической безопасности, выступают различные факторы:

· спад производства и потеря (уступка) внутреннего рынка;

· нарушение научно-технического потенциала и деиндустриализация экономики;

· утрата продовольственной независимости и обострение ценовых дис­пропорций между промышленностью и сельским хозяйством;

· рост безработицы и ослабление трудовой дисциплины;

· криминализация экономики;

· нарушение финансового обеспечения;

· потеря внешнего рынка. Свертывание производства, увеличение экс­порта сырья и др.

К внешним угрозам экономической безопасности можно отнести:

1. Разведывательная деятельность иностранных спецслужб и организа­ций по:

· добыванию материалов, связанных с созданием новейших образцов техники и технологий, результатов фундаментальных и прикладных научных исследований, опережающих мировой опыт;

· сбору конфиденциальных сведений экономического характера, обла­дание которыми иностранными государствами наносит либо может нанес­ти ущерб региону и государству.

2. Деятельность иностранных организаций, фирм, компаний, наносящая ущерб региональным интересам и безопасности:

· ослабление или даже свертывание производств с конкурентной про­дукцией;

· стимулирование "утечки мозгов", вывоза капиталов и стратегически важных научно-технических разработок.

3.Проникновение в экономику отечественных и международных пре­ступных формирований и их капитала, различного рода авантюристов и мошенников из числа иностранцев.

К внутренним угрозам относятся:

· постоянное расширение масштабов коррупции в органах администра­ции, проникновение в них преступных элементов, что в свою очередь влияет на развитие негативных тенденций в сферах приватизации, финансо­во-банковской деятельности;

· рост экономической преступности, включая контрабанду и незаконный экспорт капиталов, валюты, сырья;

· преступления в финансовой сфере, фальшивомонетничество и неза­конные операции с ценными бумагами и вкладами;

· организованная преступная деятельность в экономике, проникновение криминального капитала в сферы легального.