Методы управления качеством продукции. Управленческие отношения

Под методом управления понимается метод, посредством которого органы управления воздействуют на те или иные факторы для достижения определенных целей. Метод воздействия выбирается при подготовке управленческого решения. В управлении качеством продукции используются экономические, социальные (социально-психологические и административные (организационно-распорядительные) методы.

Методы управления не следует путать с методами обоснования управленческих решений (аппаратом решения задач). Так, «методы оптимального управления», «методы статистического управления» – это методы (аппарат) подготовки управленческого решения, которые могут содержать и выбор метода управления.

Например, методами оптимизации можно обосновать оптимальную структуру ассортимента высококачественной продукции, т.е. поставить конкретную цель совершенствования и повышения качества продукции. Чтобы перевести предприятие в новое состояние, обеспечивающее выпуск продукции в оптимальном ассортименте и качестве, потребуется ряд управленческих воздействий.

Первым таким воздействием будет мобилизация активности специалистов и всего коллектива на достижение цели, чтобы довести поставленную цель до сознания каждого члена коллектива (социально-психологический метод управления). Затем следует разработать определенную программу (план работы), в которой распределить, кто, когда и какие мероприятия должен выполнить, определить объем и источники потребных ресурсов, осуществить меры экономической заинтересованности коллективов и отдельных работников (сочетание организационно-распорядительного и экономического методов).

Эффективное использование экономических методов управления базируется на принципе сочетания общественных интересов (удовлетворение платежеспособного спроса), интересов государства (отчисление в государственный бюджет части прибыли и дальнейшее развитие предприятия на основе самофинансирования за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия), интересов трудового коллектива предприятия (расширение фонда оплаты труда, фонда развития производства, науки и техники, а также фонда социального развития), интересов трудовых коллективов подразделений предприятия (оплаты труда в зависимости от качества и количества выпущенной продукции на основе хозяйственного расчета и бригадного подряда) и личных интересов каждого работника (оплата труда по личному вкладу в конечный результат с учетом коэффициента трудового участия или коэффициента качества труда).

Основными экономическими методами управления качеством продукции являются оплата по конечным результатам труда в соответствии с объемом и качеством выпущенной продукции; установление цен на продукцию в соответствии с уровнем ее качества и спросом; экономическое стимулирование выпуска высококачественной продукции и самофинансирование производственного и социального развития на основе оптимального распределения прибыли; внутрипроизводственный хозрасчет и подряд; кредитование мероприятий по созданию новой высококачественной продукции; экономическая ответственность предприятия за поставку некачественной продукции.

Среди социально-психологических методов наибольшее распространение получили активное участие трудящихся в управлении и техническом творчестве; различные формы морального поощрения и моральной ответственности; общественное признание персональных заслуг в повышении качества продукции (например, известность модельера и конструктора, право личного клейма качества и т.д.). Социально-психологические методы в совокупности должны обеспечить формирование благоприятного социально-психологического климата в коллективе и предпочтительного мотивационного комплекса, в котором внутренняя мотивация (например, удовлетворенность своей специальностью и перспективами профессионального роста) высококачественного труда превосходит внешнюю положительную мотивацию (например, удовлетворенность своей зарплатой, составом бригады), а последняя превосходит внешнюю отрицательную мотивацию (например, осуждение сотрудниками, административное взыскание, материальная ответственность).

Методы управления тесно связаны с управленческими отношениями, т.е. с отношениями между руководителями и исполнителями, работниками различных уровней управления (отношения по вертикали), между руководителями различных подразделений и между исполнителями (отношения по горизонтали). Управленческие отношения определяются обязанностями и ответственностью, которые фиксируются в служебных документах (в частности, в положениях об отделах и службах предприятия и должностных инструкциях). Для отношений по вертикали характерны субординация, дисциплина, а для отношений по горизонтали – координация, взаимопомощь и инициатива.

Самофинансирование, хозяйственный расчет и подряд усиливают роль управленческих отношений, основанных на проявлении инициативы, порождающей творческий подход к поиску мер, обеспечивающих систематическое повышение качества продукции.

Характер управленческих отношений по вертикали обусловливается распределением функций по уровням управления (схема 4), а характер отношений по горизонтали – распределением функций и задач управления по органам управления.

Сочетание в управлении качеством продукции коллективных и личных интересов приводит к коллективной и личной ответственности. Так, в подрядных коллективах, включающих несколько производственных бригад, сочетается экономическая ответственность за качество продукции порядного коллектива, бригады и каждого члена бригады. Эта ответственность определяется следующими положениями:

-труд подрядного коллектива оплачивается только по конечному результату, т.е. за полностью завершенный объем работ, изготовленную и принятую ОТК или заказчиком продукцию;

-работы, выполненные по вине порядного коллектива с отступлениями от требований стандартов, технических условий и требований переделываются и исправляются без дополнительной оплаты или за его счет;

-коллективный заработок подрядного коллектива распределяется между бригадами в соответствии с их вкладом в общие конечные результаты труда с учетом КТУ бригад, а коллективный заработок бригады распределяется между членами бригады в соответствии с их личным вкладом в конечные результаты труда бригады с учетом их личных КТУ.