Анализ качества деятельности предприятия

 

Повышение эффективности функционирования предприятия в этом направлении прямо связано с развитием функции маркетинга как важнейшей функции управления, которая превращает потенциальные потребности людей в платежеспособный спрос на конкретные товары и услуги. Выполнение этой функции включает комплекс операций по изучению требований потребителей на рынке конкретных товаров, формированию спроса и осуществлению обратной связи от потребителей к проектировщикам и изготовителям. «Производить то, что продается, а не продавать то, что изготовлено», - под таким девизом проводится маркетинг. Маркетинг является первой фазой технологии управления качеством продукции, он пронизывает все стадии жизненного цикла продукции.

Другое направление влияния качества на прибыль предприятия целесообразно рассматривать как интенсивный путь повышения эффективности функционирования предприятия. В соответствии с данным направлением целесообразно рассматривать три группы затрат:

· затраты, связанные с появлением дефектов продукции, а именно: неисправный брак, расходы на переработку и исправление дефектной продукции, расходы на повторные контроль и испытания продукции, расходы на возмещение прямого ущерба потребителю, расходы, связанные с санкциями за некачественную продукцию, потери от скидок с цены за продукцию более низкого сорта, потери на ремонт, представление запасных частей, потери, связанные с исками о юридической ответственности за низкое качество и т.д.;

· затраты, связанные с выявлением дефектов и их причин, в том числе: с организацией технического контроля, испытаниями продукции, учетом и накоплением информации о качестве, анализом дефектов и их причин, корректирующими действиями по устранению дефектов и их причин, расходы на метрологическое обеспечение;

· затраты на мероприятия по предупреждению появления дефектов, а именно: расходы на планово-предупредительный ремонт и техническое обслуживание оборудования, вероятные издержки по недоиспользованию ресурса технологической оснастки и инструмента при принудительной их замене (если такой метод применяется), расходы на повышение квалификации кадров и их обучение при изменении условий производства, расходы на своевременное внесение изменений в техническую документацию и другие.

Перечисленные группы затрат на качество взаимосвязаны между собой таким образом, что, увеличивая (уменьшая) одну группу затрат, можно соответственно уменьшить (увеличить) другую группу затрат. Интенсивный путь повышения эффективности функционирования предприятия в данном случае может достигаться путем снижения себестоимости продукции за счет снижения суммарных затрат по всем трем группам.

Таким образом, взаимосвязь качества продукции с пригодностью ее к использованию, а следовательно, с потребительской стоимостью и конкурентоспособностью, затратами предприятия, его прибылью имеет чисто экономическое содержание и отображает экономические закономерности отношений перечисленных категорий.

Постоянная реализация указанных экономических закономерностей обеспечивает неуклонный рост повышения качества продукции, снижения совокупных затрат труда не только на единицу потребительской стоимости, но и на единицу ее полезного эффекта.

Изучение и использование объективных закономерностей коренного повышения качества продукции составляет основу совершенствования хозяйственного механизма, механизма управления качеством продукции и усиления воздействия экономических рычагов на этот процесс.

Как показывает опыт промышленно развитых стран, проблема качества требует постоянного и пристального внимания не только на внутрифирменном, но и на государственном уровне. Причем основные усилия должны сосредотачиваться преимущественно на стадии разработки.

Известный специалист в области управления качеством продукции профессор токийского университета Каору Исикава утверждает, что «качество должно быть заложено в каждый проект, в каждый процесс. Суть комплексного управления качеством состоит в управлении качеством при разработке новых видов продукции. В настоящее время многие японские изделия считаются изделиями высочайшего качества в мире. Этому способствуют эффективные программы обеспечения качества, осуществляемые на стадии разработки продукции».

Японские фирмы три четверти своих усилий по обеспечению качества продукции осуществляют именно на стадии разработки и постановки изделий на производство «на этапах поиска схемных и конструктивных решений, проектирования, отработки образцов, их испытаний и доводки, отладки технологии производства».

Как показывает опыт, это наиболее рациональный, быстрый и экономически эффективный подход, так как доводка продукции в процессе ее производства и эксплуатации обойдется значительно дороже и не приведет в короткие сроки к улучшению технико-экономических показателей выпускаемой продукции.

Естественно, разработчик продукции должен постоянно оказывать изготовителю помощь при освоении разработанной им продукции, осуществлять в процессе производства авторский надзор за ее качеством и давать рекомендации по обеспечению высокого качества продукции в процессе освоения ее производства. Следующая стадия – выпуск продукции. И здесь, конечно, главная роль принадлежит изготовителю, на котором лежит вся ответственность за обеспечение выпуска продукции высокого качества.

Для выпуска высококачественной продукции изготовитель должен осуществить выбор и внедрить в производство наиболее прогрессивные решения и перспективные технологии, в которых использованы новейшие достижения отечественной и зарубежной науки и техники.

И это понятно, так как на стадии изготовления высокое качество продукции обеспечивается, в первую очередь, максимальной стабильностью технологических процессов.

Безусловно, качество изготовления зависит от состояния материально-технической базы производства.

Однако проблема качества не заканчивается решением чисто технических или технологических проблем. Не менее важное значение западные специалисты придают вопросам управленческим. Идеология фирмы в области качества, структура системы управления качеством, организация работы с поставщиками, маркетинговые исследования и многие другие вопросы приходится решать фирме, если она заботится о своем имидже.

Таким образом, решение проблемы качества является обязанностью каждого работника фирмы, всех руководителей, специалистов данной фирмы. Они должны нести полную ответственность за свою продукцию, конкурентоспособность ее на мировом рынке.

Начало широкому прорыву отечественной продукции к мировому уровню должны положить фундаментальная и прикладная науки. Каждый руководитель отечественных предприятий и объединений должен хорошо знать мировые достижения в своей области и ориентировать работу руководимого им предприятия и объединения на эти достижения. Он должен использовать в своей работе весь арсенал средств научно-технического прогнозирования, знать международную конъюнктуру по своим проблемам. Это знание должно стать главным критерием его профессиональной пригодности.

При разработке новой продукции нельзя ориентироваться только на достигнутый уровень даже самых лучших отечественных и зарубежных изделий. Необходимо определять перспективные параметры изделий с учетом того, что и аналог по мере развития науки и техники должен совершенствоваться. Только при таком подходе можно обеспечить конкурентоспособность продукции на мировом уровне.