Безналичные расчеты
Безналичные расчеты — это расчеты, производимые путем списания денежных средств с одного счета с одновременным зачислением их на другой счет. Например, денежные средства списываются со счета одного клиента банка как с плательщика за купленные товары или за оказание ему услуг и одновременно зачисляются на счет другого клиента банка или на счет клиента другого банка как их получателя за проданные товары или выполненные работы. Такие счета называются расчетными. У коммерческих банков счета для безналичных расчетов называются корреспондентскими.
Безналичные расчеты делятся на меж- и внутрибанковские. Межбанковские безналичные расчеты подразделяются на централизованные (осуществляемые через учреждения Банка России), децентрализованные (прямые расчеты между коммерческими банками), а также межфилиальные расчеты.
Внутрибанковские безналичные расчеты — расчеты внутри одного банка: между его клиентами или по внутрибанковской деятельности (например, расчеты по заработной плате персонала банка, расчеты по налоговым платежам, доходов и расходов банка и т.д.).
Модуль «Безналичные расчеты» предусматривает выполнение следующих операций:
· ведение справочной информации о клиентах (наименование, форма собственности, основные виды деятельности, срок функционирования, размер уставного капитала и др.);
· заключение и ведение договоров корреспондентского счета, а также договоров клиентского счета (по расчетным и текущим счетам клиентов банка);
· учет безналичных расчетных клиентских и межбанковских операций;
· автоматический расчет и взимание комиссий с клиентов за ведение безналичных расчетных операций;
· составление и передача выписок о состоянии расчетных, текущих и корреспондентских счетов;
· формирование банковской (финансовой) отчетности по этим операциям.
Для автоматизации бизнес-процессов в банке важное значение имеют системы дистанционного банковского обслуживания клиентов. Поэтому в настоящее время получила развитие система передачи данных между удаленным рабочим местом клиента и обслуживающим его банком (система «Клиент-Банк»), которая позволяет:
· осуществлять подготовку клиентом платежных документов различного вида;
· передачу данных из клиентской части системы в банковскую часть системы;
· получать из банка выписки по счету и реестров платежей;
· осуществлять защиту информации.
В процессе сеанса связи с банком, инициируемого клиентом, производится прием информации (документов) из банка и передача информации (документов) клиента в банк. Безопасность передаваемой информации обеспечивается системой защиты, полностью соответствующей международным стандартам.
АРМ «Рабочее место клиента» дает возможность пользователям формировать и полностью администрировать собственные (локальные) справочники: определять и переопределять их структуру, администрировать набор данных, привязывать поля справочников к полям форм ввода документов.
АРМ «Рабочее место клиента» содержит комплект глобальных справочников, в том числе справочники: «Банки», «Валюты» и др. Изменение данных и структуры глобальных справочников недоступно пользователям АРМ «Рабочее место клиента».
Такие изменения, как и в случае типов документов, выполняются ответственными администраторами банка, затем соответствующие инструкции передаются в виде служебных сообщений клиентам.
Связь с банком при передаче/приеме документов осуществляется по обычной телефонной линии с помощью модема или по каналам Интернета. Все отправленные/принятые документы хранятся локально на компьютере клиента и в любое время могут быть доступны.