Государственное регулирование страховой деятельности. Контроль государства за деятельностью страховых организаций. Лицензирование страховой деятельности в РФ
Государственное регулирование страховой деятельности должно обеспечивать развитие национальной системы страхования и действенный контроль страхового сектора экономики.
Законодательная база правового регулирования национального страхового рынка заложена в Законе РФ «О страховании» от 27 ноября 1992 г., вступившем в силу с 12 ноября 1993 г., в Законе РФ «О медицинском страховании граждан в РФ» 1993 г. и в Приказе Росстрахнадзора РФ «Условия лицензирования страховой деятельности на территории Российской Федерации», введенном в действие с 1 ноября 1992 г.
В 1992 г. создан Росстрахнадзор РФ - Федеральная служба России по надзору за страховой деятельностью, которой даны были контрольные функции за отечественным страховым рынком. В 1996 г. Росстрахнадзор преобразован в Департамент страхового надзора Министерства финансов РФ (хотя в обиходе сохранилось прежнее название). В настоящее время действует Федеральная служба страхового надзора России (ФССН) (хотя в обиходе по-прежнему называется Росстрахнадзор).
В 1996 г. Правительством РФ было принято Постановление «О первоочередных мерах по развитию рынка страхования в Российской Федерации», которым предусмотрен ряд мер, направленных на совершенствование налогового законодательства, связанного со страховой деятельностью, а также участие международных финансовых организаций в финансировании мероприятий по развитию рынка страхования в России. В1997 г. разрабатывается специальная целевая программа развития страхования и перестрахования рисков от крупных промышленных аварий, катастроф и стихийных бедствий.
В октябре 1998 г. принято Постановление Правительства РФ «Об основных направлениях развития национальной системы страхования РФ в 1998-2000 годах».
В настоящее время правовая основа страховой деятельности закреплена Законом РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации».
Главной целью является создание эффективной системы страховой защиты имущественных интересов граждан и юридических лиц в Российской Федерации, обеспечивающей:
-реальную компенсацию убытков (ущерба, вреда), причиняемых в результате непредвиденных аварий и катастроф и негативных социальных обстоятельств, за счет
резервов страховых организаций при снижении нагрузки на бюджет;
-формирование необходимой для экономического роста надежной и устойчивой хозяйственной среды;
-максимальное использование страхования как источника инвестиционных ресурсов.
Для достижения указанных целей необходимо:
-обеспечение надежности и финансовой устойчивости системы страхования;
-проведение активной структурной политики на рынке страховых услуг;
-повышение эффективности государственного регулирования страховой деятельности;
-развитие взаимоотношений российского и международного страховых рынков;
-совершенствование нормативной базы страховой деятельности.
Государственная поддержка страхования должна осуществляться с учетом значимости и приоритетности решаемых задач по следующим направлениям:
-прямое участие государства в становлении страховой системы защиты имущественных интересов;
-обеспечение за счет бюджетных средств программ обязательного государственного страхования;
- повышение роли государственных страховых компаний в реализации государственной политики в области страхования, предоставления им государственной поддержки;
-законодательное обеспечение защиты национального страхового рынка;
-совершенствование государственного надзора за страховой деятельностью;
-совершенствование условий лицензирования страховой деятельности, создание дифференцированной системы санкций, применяемых к страховым организациям за нарушение требований и принципов добросовестной конкуренции.
В связи со вступлением в силу соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и Европейским союзом, а также со вступлением Российской Федерации во Всемирную торговую организацию в ближайшие годы предстоит решать сложные задачи развития взаимоотношений российского и международного страховых рынков.
При этом основной целью должно быть сохранение инвестиционного потенциала страхового сектора, его использование в интересах национальной экономики.
По мере укрепления российского страхового рынка и создания необходимых предпосылок для его развития будет поэтапно проводиться либерализация допуска на него иностранных компаний. Главным направлением станет привлечение зарубежных страховщиков и перестраховщиков в отечественную экономику для создания системы защиты инвестиций.
В то же время в первоочередном порядке необходимо создавать условия для увеличения емкости национального страхового рынка с учетом того, что в любом случае возможности протекционистских решений могут быть весьма ограничены в условиях реальной международной конкуренции.
Деятельность страховщика коренным образом отличается от деятельности других хозяйствующих субъектов, так как нацелена на обеспечение возмещения ущерба, причиненного различными непредвиденными обстоятельствами и случайностями. Каждый страховой риск имеет свое индивидуальное измерение.
Высокая доля ответственности страховщика за социальные последствия его деятельности требует организации государственного страхового надзора. В общей форме этот надзор выражается в изучении финансового положения страховщика и его платежеспособности по принятым договорным обязательствам перед страхователем. Отсутствие средств у страховщика для расчетов по принятым обязательствам подрывает доверие не только к конкретному страховщику, но и вообще к идее страхования. Именно поэтому государство не может находиться в стороне от страховой деятельности, увязывая интересы страховщиков, населения и экономики в целом. Основная проблема государственного страхового надзора - величина резервов, гарантирующих платежеспособность страховщика.
Страховой рынок как часть финансово- кредитной сферы является объектом государственного регулирования и контроля в целях обеспечения его стабильного функционирования.
Регулирующая роль государственного органа по страховому надзору должна предусматривать выполнение в основном трех функций, с помощью которых обеспечивается надежная защита страхователей.
1. Регистрация тех, кто осуществляет действия, связанные с заключением договоров страхования - главная функция.
В ходе регистрации выясняются профессиональная пригодность страховщика, его финансовое положение. Органом государственного страхового надзора регистрация оформляется выдачей соответствующего разрешения или лицензии.
2. Обеспечение гласности.
Каждый страховщик, профессионально занимающийся страховой деятельностью, обязан опубликовать полную, правдивую и четкую информацию о своем финансовом положении (публичная отчетность). Чтобы не допускать ограничения конкурентной борьбы, органы государственного страхового надзора должны проверить, насколько достоверна представленная информация. Открытость информации о финансовом положении страховщиков способствует сохранению конкурентной борьбы.
3. Поддержание правопорядка в отрасли.
Орган государственного страхового надзора может начинать расследование нарушений закона, проводить проверки оперативно-финансовой деятельности страховщиков.
Лицензирование страховых операций страховщиков, осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации, носит обязательный характер и осуществляется Федеральной службой страхового надзора Министерства финансов РФ, на который также возложены разработка соответствующих методических и нормативных документов, обобщение практики применения страхового законодательства, разработка предложений по его применению, защита интересов страхователей в случае банкротства страховых организаций или их ликвидации по другим причинам.
Необходимым условием для получения лицензии является наличие у страховой организации полностью оплаченного до начала деятельности уставного капитала.
Для получения лицензии страховщик, прошедший регистрацию, должен представить следующие документы:
-программу развития страховых операций на три года, включающую виды и объемы намечаемых операций;
-правила или условия страхования по видам операций;
-статистическое обоснование применяемой системы тарифов ставок и резервов.
Федеральная служба страхового надзора обязана выдать лицензию в течение 60 дней со дня получения всех необходимых документов, в случае отказа в выдаче лицензии в течение того же срока - сообщить страховой организаций о причинах отказа
Для осуществления возложенных задач Федеральная служба страхового надзора имеет право:
-проводить проверки отдельных сторон финансово-хозяйственной деятельности страховых организаций;
-получать от страховых организаций необходимые сведения,справки и информацию, подтверждающую достоверность полученных сведений;
-осуществлять контроль за создаваемыми в страховых организациях необходимыми резервами для обеспечения соответствия между принятыми страховыми организациями обязательствами и имеющимися у них средствами;
-контролировать размещение страховыми организациями временно свободных средств с целью определения степени капиталовложений и ликвидности активов этих организаций.
Если страховая организация не выполняет выданных предписаний и не устраняет вскрытые проверками нарушения, Федеральная служба страхового надзора имеет право временно приостанавливать действие выданных лицензий, ограничивать их действие, аннулировать лицензии или принимать решение о полном прекращении деятельности страховой организации.