Воздействие ценовой дискриминации на экономическое благосостояние
Имея дело с таким разнообразием видов ценовой дискриминации, невозможно однозначно и с учетом всех сторон вопроса решить, насколько она желательна для общества. Мы можем, однако, сформулировать некоторые основные моменты для оценки конкретных видов дискриминации, применив три критерия: распределение доходов; экономическая эффективность; воздействие на рыночную структуру и интенсивность конкуренции.
Воздействия на распределение доходов
Ценовая дискриминация вызывает перераспределение доходов в пользу того, кто ее проводит, и в ущерб его клиентам. При отсутствии соответствующих законных оснований ни одна фирма, обладающая монопольной властью, не должна заниматься ценовой дискриминацией. Она будет это делать только в том случае, если система дискриминационных цен при прочих равных условиях приносит ей более высокие ожидаемые доходы, чем единые цены.
Хорошо это или плохо, зависит от согласия или несогласия с предлагаемыми стоимостными оценками разумных и преследующих собственную выгоду индивидов. Многие люди полагают, что благосостояние общества повысится, если монопольные прибыли, полученные с помощью ценовой дискриминации, перейдут от акционеров корпораций, большинство из которых уже хорошо обеспечено долларовыми вкладами, к потребителям. Но это – субъективное суждение, и безоговорочных доказательств его правильности не существует. Более того, ценовую дискриминацию далеко не всегда используют даже крупные корпорации. Врачи – это наиболее высокооплачиваемая профессиональная категория в Соединенных Штатах. Практикующий врач, работая полный день, в 1979 г. в среднем получал 60 247 долл. в год. Для сравнения скажем, что средняя зарплата юристов составляла 41 362 долл., инженеров-электриков и электронщиков - 25 986 долл., бухгалтеров и аудиторов — 23 865 долл., спортсменов — 19 499 долл., учителей средних школ — 17 662 долл. Относительно высокое благосостояние медиков (а также адвокатов) по сравнению с другими профессиями можно отчасти отнести на счет проводимой ими политики ценовой дискриминации в отношении пациентов с значительно различающимися возможностями оплаты их услуг.
Воздействия на экономическую эффективность
Ценовая дискриминация иногда считается предосудительной только потому, что она является признаком монополии, а использование монопольной власти предполагает неэффективное размещение ресурсов. Это не вполне корректный упрек, поскольку монопольная власть может существовать и без ценовой дискриминации. Более верной постановкой вопроса является следующая: распределяются ли ресурсы более или менее эффективно при дискриминационной монополии в сравнении с обычной монополией с единообразными ценами? Ответ отчасти зависит от того, какой тип дискриминации используется.
Дискриминация первойиливторой степени обычно приводит к увеличению объема выпуска продукции и, следовательно, к меньшим чистым потерям и более высокой эффективности распределения ресурсов. Мы сможем это увидеть, вновь обратившись к рисунку, на котором представлена ценовая дискриминация второй степени. Простой монополист, сознавая, что любое снижение цены, которое делается для привлечения потребителей, еще не принявших окончательного решения – покупать или не покупать, в то же время относится и к покупателям, которые купили бы его товар и без такого снижения цены, максимизирует свою прибыль, устанавливая объем выпуска на уровне ОХм, при котором предельные издержки равны предельному доходу. Поскольку монополист, использующий дискриминацию второй степени, может предложить товар по сниженной цене не всем, а только колеблющимся покупателям, то такой монополист увеличит объем выпуска и доведет его до уровня OXD. Однако в особом случае, который изображен на рисунке выпуск продукции монополиста, проводящего политику дискриминации, равен выпуску в конкурентной отрасли, для которой кривая предложения в краткосрочном периоде совпадает с функцией предельных издержек монополиста. В этом случае не существует чистых потерь, хотя существует крупномасштабное перераспределение богатства в пользу монополиста, проводящего дискриминацию. Монополисты, проводящие дискриминацию первой и второй степени, предлагают к продаже на рынке больший объем выпуска, чем простой монополист, если только негативное воздействие эффекта дохода, связанное с их ценовой политикой, не будет слишком велико или если они не смогут должным образом определить отправные цены колеблющихся покупателей. Таким образом, неэффективность, вызванная ограничением объема производства продукции, за которую критикуют простого монополиста, может быть в значительной степени уменьшена.
Дискриминацию третьей степени, по-видимому, используют наиболее широко по сравнению с двумя другими выделенными теоретически видами дискриминации. Ее воздействие на эффективность труднее всего оценить. Самыми простыми являются те случаи, в которых все функции спроса представляют собой прямые линии, как на рисунке, на котором изображена ценовая дискриминация третьей степени. В этом случае, если все соответствующие рынки обслуживаются, то и при простом, и при дискриминационном монопольном назначении цен производство остается таким же – независимо от того, проводится или нет политика дискриминации. Однако поскольку дискриминация повышает прибыль монополиста, вбивая клин между ценами, которые платят колеблющиеся покупатели на разделенных рынках, то чистые потери в этой ситуации оказываются большими, чем в случае простой монополии, и потому экономическое благосостояние, безусловно, ухудшается. Когда одна или более функция спроса является нелинейной, производство при дискриминации может либо вырасти, либо сократиться – по сравнению со случаем простого монопольного ценообразования. Если выпуск продукции сокращается, то последствия с точки зрении благосостояния оказываются еще хуже, чем когда функция спроса представляет собой простую прямую. Если, с другой стороны, выпуск продукции увеличивается, излишки: потребителя и/или производителя растут и изменения в выпуске продукции не слишком малы, то связанный с ростом производства дополнительный доход, скорее всего (но не обязательно), превысит чистые потери, возникающие вследствие неравенства цен, установленного для колеблющихся покупателей, и, таким образом, общее благосостояние возрастет. При наличии двух рынков рост выпуска может произойти в том случае, когда кривая спроса на рынке с большей эластичностью (и, тем самым, с более низким уровнем цен) будет выпуклой и наклонена вниз, в то время как функция менее эластичного спроса – линейная и либо вогнута и наклонена вниз, либо кривая спросi на более эластичном рынке наклонена меньше, чем кривая спроса на менее эластичном рынке. Трудно определить, насколько часто совпадают условия, способствующие увеличению выпуска продукции. В конечном счете, дискриминация третьей степени позволяет обслуживать эластичные по цене рынки, на которые производитель не стал бы выходить – в случае установления монополии с едиными ценами, особенно в ситуации, когда монополист, осуществляющий дискриминацию, тщательно сегментирует свои рынки. В этом случае рост объемов производства и увеличение чистых излишков потребителяи производителя также будут, по всей видимости, иметь своим источником ценовую дискриминацию.
Любой тип дискриминации может иметь положительные последствия с точки зрения распределения ресурсов в конкретных ситуациях, когда спрос слишком слаб, чтобы позволить с выгодой осуществлять операции по обслуживанию рынка при прост: монопольном ценообразовании. Например, вполне возможно, что не найдется такс г: врача, которого привлечет работа в маленьком городе, если ему придется устанавливать одну и ту же плату за свои услуги для богатых и для бедных пациентов. Добавочного дохода, полученного с помощью ценовой дискриминации, может оказаться вполне достаточно, чтобы принять положительное решение об оказании услуги. Точно так же вероятно, что в XIX в. железнодорожные компании не стали бы оказывать услуги по перевозке грузов в отдаленные районы на границах Соединенных Штатов, если бы нельзя было назначать различные дискриминационные тарифы перевозку товаров с высокой и низкой стоимостью.