Индекс Джини
Представляет собой статистический показатель, основывающийся на кривой Лоренца. Кривая Лоренца, отражающая неравномерность распределения какого-либо признака, для случая концентрации продавцов на рынке показывает взаимосвязь между процентом фирм на рынке и долей рынка, подсчитанной нарастающим итогом, от мельчайших до крупнейших фирм.
Доля рынка (накопительным итогом) | ||||||||
0,9 | ||||||||
0,8 | ||||||||
0,7 | ||||||||
0,6 | ||||||||
0,5 | ||||||||
0,4 | ||||||||
0,3 | ||||||||
0,2 | ||||||||
0,1 | ||||||||
14,2 | 28,4 | 42,8 | 57,1 | 71,4 | 85,7 | |||
Процент фирм (нарастающим итогом) |
__ кривая Лоренца для абсолютно равномерного распределения долей
---- фактическая кривая Лоренца
Кривая Лоренца
Индекс Джини представляет собой отношение площади, ограниченной фактической кривой Лоренца и кривой Лоренца для абсолютно равномерного распределения рыночных долей (так называемой «кривой абсолютного равенства») к площади треугольника, ограниченного кривой Лоренца для абсолютно равномерного распределения долей и осями абсцисс и ординат. Чем выше индекс Джини, тем выше неравномерность распределения рыночных долей между продавцами, и следовательно, при прочих равных условиях выше концентрация на рынке.
При использовании индекса Джини для характеристики концентрации продавцов следует учитывать два важных момента. Первый связан с концептуальным недостатком индекса. Он характеризует, как и показатель дисперсии логарифмов долей, уровень неравномерности распределения рыночных долей. Второй момент связан со сложностью подсчета индекса Джини: для его определения необходимо знание долей всех фирм в отрасли, в том числе и мельчайших.
В связи с тем, что в зависимости от используемого показателя могут возникнуть различные интерпретации и результаты, необходимо отметить следующее: «Лучшая» интерпретация зависит от основополагающего суждения об относительном значении неравенства и немногочисленности, влияющих на поведение и результаты деятельности фирм, и вследствие этого порождающего различное рыночное поведение. Если первое представляется наиболее важным, то предпочтение следует отдавать индексу Джини или дисперсии рыночных долей; если наиболее важным представляется число фирм на рынке, то в данном случае наиболее предпочтительным, вероятно, будет индекс энтропии.
Если в равной мере неравенство и немногочисленность рассматриваются как потенциально значимые, тогда HHI и CR могут оказаться наилучшими. Учитывая недостатки индексов концентрации, отмеченные ранее, можно сказать, что индекс HHI представляет во многих случаях наилучший компромисс.