Индекс Джини

Представляет собой статистический показатель, основывающийся на кривой Лоренца. Кривая Лоренца, отражающая неравномерность рас­пределения какого-либо признака, для случая концентрации продавцов на рынке показывает взаимосвязь между процентом фирм на рынке и долей рынка, подсчитанной нарастающим итогом, от мельчайших до крупнейших фирм.

 

Доля рынка (накопительным итогом)            
0,9              
0,8              
0,7              
0,6              
0,5              
0,4              
0,3              
0,2              
0,1              
  14,2 28,4 42,8 57,1 71,4 85,7
  Процент фирм (нарастающим итогом)

__ кривая Лоренца для абсолютно равномерного распределения долей

---- фактическая кривая Лоренца

 

 

Кривая Лоренца

Индекс Джини представляет собой отношение площади, ограничен­ной фактической кривой Лоренца и кривой Лоренца для абсолютно рав­номерного распределения рыночных долей (так называемой «кривой абсолютного равенства») к площади треугольника, ограниченного кри­вой Лоренца для абсолютно равномерного распределения долей и ося­ми абсцисс и ординат. Чем выше индекс Джини, тем выше неравно­мерность распределения рыночных долей между продавцами, и следова­тельно, при прочих равных условиях выше концентрация на рынке.

При использовании индекса Джини для характеристики концент­рации продавцов следует учитывать два важных момента. Первый свя­зан с концептуальным недостатком индекса. Он характеризует, как и показатель дисперсии логарифмов долей, уровень неравномерности рас­пределения рыночных долей. Второй момент связан со сложностью подсчета индекса Джини: для его определения необходимо знание долей всех фирм в отрасли, в том числе и мельчайших.

В связи с тем, что в зависимости от используемого показателя могут возникнуть различные интерпретации и результаты, необходимо отметить следующее: «Лучшая» интерпретация зависит от основополагающего суждения об относительном значении неравенства и немногочисленности, влияющих на поведение и результаты деятельности фирм, и вследствие этого порождающего различное рыночное поведение. Если первое представляется наиболее важным, то предпочтение следует отдавать индексу Джини или дисперсии рыночных долей; если наиболее важным представляется число фирм на рынке, то в данном случае наиболее предпочтительным, вероятно, будет индекс энтропии.

Если в равной мере неравенство и немногочисленность рассматриваются как потенциально значимые, тогда HHI и CR могут оказаться наилучшими. Учитывая недостатки индексов концентрации, отмеченные ранее, можно сказать, что индекс HHI представляет во многих случаях наилучший компромисс.