ДОПОЛНИТЕЛЬНО

В учреждении судебных постановлений (ст. 1) говорилось, что «власть судебная принадлежит мировым судьям, съездам мировых судей, окружным судам. Судебным палатам и Правительствующему Сенату в качестве Верховного кассационного суда».

Согласно ст. 6 «Для производства по делам о преступлениях и проступках состоят судебные следователи". Судебный следователь о всяком начатом им следствии доводил до сведения прокурора и принимал следующие меры: 1. Отобрание вида на жительство; 2. Отдача под особый надзор полиции; 3. Взятие залога; 4. Отдача на поруки; 5. Домашний арест; 6. Взятие под стражу.

После окончания предварительного следствия дело передавалось прокурору окружного суда, который составлял акт обвинения (ст. 38-53). Первой судебной инстанцией был участковый мировой судья (ст. 12-14). Кроме участковых мировых судей учреждались почетные мировые судьи, которые в отличие от первых не получали материального вознаграждения за судебную деятельность. Поэтому почетными мировыми судьями были лица, имевшие значительные доходы, и дела они разбирали только в тех случаях, когда тяжущиеся обратились лично к ним с соответствующей просьбой.

В ст. 19 указывалось, что для избрания в мировые судьи необходим определенный ценз (возрастной, образовательный, имущественный). Мировые судьи избирались сроком на три года.

Выборные начала всегда присутствовали в истории русского судопроизводства: по "Русской Правде" в удельных княжествах судья судил в присутствии выборных судных мужей, по Судебникам 1497 и 1550 гг. При суде наместников и волостелей были выборные от общин, называвшиеся губными старостами, и целовальники. Указ 1699 г. предоставил право посадским людям выбирать бурмистров в земские избы для суда, Петр I учредил ратуши и магистраты с 12 выборными бурмистрами и ратманами (советниками). По "Жалованной грамоте дворянству" 1785 г. дворяне и городские обыватели судились судом, избранным из своей среды.

При составлении судебных уставов большое внимание уделялось гарантиям по подбору лиц на должность мировых судей. Мировой судья избирался для сельской местности - уездным земским собранием, а для городской думы сроком на три года. Учитывался возрастной ценз - 25 лет, имущественный - от 3 до 15 тыс. руб. и образовательный - среднее образование. Характерно, что в лице мирового судьи объединялось следствие, судебное разбирательство и обвинение. Мировым судьям были подсудны дела, за совершение которых виновный мог быть подвергнут выговору, замечанию и внушению, денежному взысканию не свыше 30 руб., аресту не более трех месяцев, заключению в тюрьму не свыше одного года, заключению в рабочий дом за совершение краж, мошенничество, лесные порубки, присвоение найденного имущества и др.

Интересно то, что "Устав уголовного судопроизводства" предоставлял .мировому судье право уменьшать предусмотренную законом меру наказания, если имелись смягчающие вину обстоятельства, так, например, если преступление было совершено в первый раз.

Апелляционной инстанцией для дел, рассмотренных мировыми судьями, был съезд мировых судей. Из своей среды мировые судьи избирали председателя, который руководил деятельностью данного судебного органа. В компетенцию съездов входило утверждение приговоров мировых судей или вынесение новых в пределах жалобы.

Итак, особенностью данных судов было то, что они избирались, в то время как все остальные назначались правительством. К местным судам относился и волостной суд, который решал незначительные тяжбы крестьян, состав его избирался волостным сходом в количестве двенадцати очередных членов, не в суде участвовало не менее трех.

Для рассмотрения уголовных и гражданских дел шире компетенции мировых судов были созданы общие судебные места, они также состояли из двух судебных инстанций.

Окружной суд учреждался на несколько уездов и состоял из председателя, членов (ст. 77) и нескольких отделений: гражданского, уголовного и коронного суда.

Состав окружного суда по представлению министра юстиции назначался императором. Статьи 407-409 "Судебных Уставов" закрепляли институт кандидатов на судебные должности. Ими могли быть лица, имеющие юридическое образование и соответствующую практику работы в судебных и следственных органах.

Устав отмечал, что окружным судам подсудны все дела, изъятые из ведомства мировых судей. Судебное разбирательство в окружном суде зависело от того, рассматривалось ли дело с участием или без участия присяжных заседателей. Так, например, уголовные дела о преступлениях, или проступках, за которые по закону назначалось наказание, связанное с лишением или ограничением состояния, производились окружным судом с присяжными заседателями, в лице которых были соединены функции правозаступников и судебных представителей. Адвокат имел право выступать по уголовным делам, наказания за которые были связаны с лишением или ограничением прав состояния.

Статья 353 гласила, что "присяжные поверенные состоят при судебных местах для занятия делами по избиранию и поручению тяжущихся, обвиняемых и других лиц, в деле участвующих, а также по назначению в определенных случаях Советов присяжных поверенных я председателей Судебных мест". Итак, введение суда присяжных явилось важным демократическим институтом буржуазного судебного права. Для назначения в присяжные заседатели были определены условия (возраст, владение имуществом, место жительства, род деятельности и т. д.). В зависимости от этих условий составлялись списки присяжных заседателей. -В судебном заседании стороны могли отводить присяжных заседателей, не объясняя причин отвода. При рассмотрении дела в суде присяжные выносили вердикт (изречение истины оправдательный или обвинительный, который передавался председателю). При оправдательном вердикте суд немедленно освобождал подсудимого, а при обвинительном - выслушивалось заключение прокурора, а затем выносился приговор. Приговор с участием присяжных заседателей считался окончательным и обжалованию в апелляционном порядке не подлежал. Однако следует заметить, что из подсудности суда присяжных были изъяты все без исключения гражданские дела. Кроме присяжных поверенных, состоящих в коллегиях при судах, были и частные поверенные, выступавшие по доверенностям сторон.

Второй инстанцией для окружных судов являлась Судебная палата по делам, решавшимся без участия присяжных заседателей. Она создавалась в каждом округе, состоявшем из нескольких губерний по особому расписанию (ст. 110). Судебная палата состояла из департамента гражданских и уголовных дел. Члены Судебной палаты назначались правительством. При Судебной палате находилось "Особое присутствие", которое состояло из председателя, трех членов, представителей от основных сословий Российской империи. Критикуя состав суда, В. И. Ленин писал: "Нельзя не отметить прехарактерной тенденции суда "коронных судей" и сословных представителей, когда они судят членов полиции, они готовы оказать им всякое снисхождение; когда они судят за проступки против полиции, они проявляют, как известно, непреклонную суровость".

Общее руководство судебной системой и высшей судебной инстанцией осуществлял Сенат - верховный кассационный суд с двумя департаментами уголовных и гражданских дел (ст. 144).

Функции Сената не исчерпывались рассмотрением дел в кассационном порядке. Он являлся судом первой инстанции по делам о должностных преступлениям высших должностных лиц.

По закону 1875 г. в составе Сената было учреждено высшее дисциплинарное присутствие для производства дел о дисциплинарных нарушениях лиц судебного ведомства.

Наряду с судебной реформой еще 17 апреля 1863 г. был издан закон об отмене телесных наказаний в России. Однако они сохранялись для солдат, переведенных в разряд "штрафных" для ссыльных и каторжан, а также для крестьян по постановлениям волостных судов.

Несмотря на то, что судебная реформа была одной из наиболее последовательных буржуазных реформ того времени, она содержала и феодально-крепостнические пережитки, что находило свое выражение в сохранении ведомственных судов (военного, коммерческого, духовного), и сословного крестьянского суда.

Новые Судебные Уставы не были введены в Средней Азии, Сибири, на окраинах европейской России, не везде вводился и суд присяжных заседателей.

Судебная реформа была наиболее буржуазной из всех реформ 2-й половины XIX в., она оказала большое влияние на дальнейшее развитие судебной системы России.