Основные финансовые документы предприятия.
Основные финансовые документы имеют важное значение для финансового планирования по следующим причинам:
1) они предоставляют данные для расчёта и анализа финансовых показателей деятельности фирмы;
2) служат основой для составления финансовых прогнозов, т.н. «pro forma» документов.
К основным финансовым документам фирмы относятся:
1) баланс или балансовая таблица;
2) отчёт о прибылях и убытках;
3) отчёт о движении наличности.
Основными инструментами текущего финансового планирования являются: годовой баланс доходов и расходов, сметы образования и использования фондов денежных средств, оплаты труда, средств, направляемых на развитие и совершенствование основной деятельности, резервных и социальных фондов.
Баланс фирмы – это сводная таблица, указывающая источники капитала и средства его размещения. В левой части балансовой таблицы размещены активы фирмы, т.е. материально-денежные средства, которыми располагает предприятие и которые «активно» заняты в хозяйственной деятельности. Правая часть баланса – пассивы, они включают различные источники получения необходимых капитальных средств.
Понятие «баланс» происходит от французского «balance» - весы и означает равновесие, в данном случае – равновесие, равенство активов и пассивов. Т.е. использующиеся предприятием средства по своей величине должны быть равны денежным источникам их получения.
Нормы и правила составления баланса отличаются в каждой отдельной стране, но принцип его всюду одинаков. Он отражён в типовой балансовой таблице.
Актив Пассив
Оборотный капитал Обязательства
Касса Краткосрочные кредиты
Счета в банке Прочие статьи краткосрочной
Ценные бумаги задолженности
Дебиторская задолженность Долгосрочные обязательства
Запасы готовой продукции
Незавершённое производство
Запасы сырья и материалов
Основной капиталСобственный капитал
Оборудование Акционерный (уставный)
Амортизация капитал:
Недвижимость - привилегированные акции
Земля - обыкновенные акции
Нематериальные активы - прибыль
- резервы
Итого Итого
Баланс доходов и расходов позволяет:
1) выявить возможные финансовые последствия принимаемых решений;
2) проверить правильность расчётов;
рассчитать финансовые коэффициенты;
3) определить желательный объём реализации продукции и услуг.
Баланс доходов и расходов имеет следующую структуру:
1) доходы и поступления средств (включая все финансовые результаты, кроме полученных от банков и государства из бюджетных и внебюджетных фондов);
2) расходы и отчисления средств (отражает использование финансовых результатов на расширенное воспроизводство, стимулирование, организационные и прочие расходы, приобретение ценных бумаг);
3) кредитные взаимоотношения с банками (получение и возврат ссуд, уплата процентов). Раздел состоит из доходной и расходной частей;
4) взаимоотношения с бюджетом и внебюджетными фондами. Раздел состоит из доходной и расходной частей. Он отражает налоговые платежи в бюджетные, внебюджетные фонды и ассигнования из них.
Третий и четвёртый разделы – балансирующие. Превышение платежей в бюджет и внебюджетные фонды над ассигнованиями должно быть равно разнице между доходами (I раздел) и расходами (II раздел) с учётом сальдо по кредитным взаимоотношениям.
Активы баланса включают две основные части: оборотные средства и основные средства.
Оборотные средства иначе называют текущими активами, предполагается, что они превращаются в наличность (или оборачиваются) в течение года. Две главные части оборотных средств – денежные средства и материально-товарные запасы.
Основные средства, или фиксированные активы, как правило, оборачиваются через несколько лет, т.е. служат фирме гораздо более длительное время.
Нематериальные, или неосязаемые, активы складываются из стоимости патентов, лицензий и т.п., а также из т.н. ценности, репутации её торговой марки, которая тоже может быть предметом купли-продажи.
Пассивы включают обязательства фирмы перед своими кредиторами и собственный (акционерный) капитал фирмы.
Обязательства, в свою очередь, делятся на текущие (краткосрочные) – их предполагается выплатить в течение года и долгосрочные, принятые на более длительный срок.
Баланс фирмы входит в состав документов финансового планирования. Отчётный баланс служит основой для первой стадии финансового планирования – анализа финансовых показателей. При этом обычно используется документ, включающий наиболее достоверную информацию – внутренний баланс – баланс для внутрифирменного использования, отражающий истинное финансовое положение фирмы.
Отчёт о прибылях и убытках ( отчёт о финансовых результатах и их использовании) воспроизводит итоги деятельности фирмы за определённый промежуток времени, так же, как и баланс, содержит информацию для финансового анализа. Является одним из pro forma документов фирмы.
В отличие от баланса, который как бы отражает фиксированную, статическую картину финансового равновесия фирмы, отчёт о прибылях и убытках показывает динамику её финансовых операций.
В отчёте о прибылях и убытках фирма сравнивает затраты и результаты своей деятельности, определяет величину чистого дохода и его распределение.
Отчёт о движении наличности – финансовый документ, получающий всё большее признание в последние годы. Анализирует источники и использование наличности. Должен уметь ответить на три ключевых вопроса:
1) Какое количество наличности фирма генерировала за истекший период?
2) Каковы источники наличности (откуда поступил денежный капитал?
3) Как фирма использовала свою наличность?
Другими словами, документ о движении наличности исследует денежные потоки фирмы – «кэш-флоу».
В реальности цикл движения наличности не имеет ярко выраженного конца и начала – наличность движется непрерывно и находится единовременно в нескольких точках цикла.
В документальном виде денежные потоки фиксируются в отчёте о движении наличности.
Фирмам любых размеров рекомендуется составить прогноз движения наличности, хотя его не всегда включают в состав pro forma документов. Обычно прогноз движения наличности составляется на краткосрочный период, часто – на полгода, с разбивкой по месяцам. В прогноз вносятся как плановые, так и последующие фактические показатели.