Основные финансовые документы предприятия.

Основные финансовые документы имеют важное значение для финансового планирования по следующим причинам:

1) они предоставляют данные для расчёта и анализа финансовых показателей деятельности фирмы;

2) служат основой для составления финансовых прогнозов, т.н. «pro forma» документов.

К основным финансовым документам фирмы относятся:

1) баланс или балансовая таблица;

2) отчёт о прибылях и убытках;

3) отчёт о движении наличности.

Основными инструментами текущего финансового планирования являются: годовой баланс доходов и расходов, сметы образования и использования фондов денежных средств, оплаты труда, средств, направляемых на развитие и совершенствование основной деятельности, резервных и социальных фондов.

Баланс фирмы – это сводная таблица, указывающая источники капитала и средства его размещения. В левой части балансовой таблицы размещены активы фирмы, т.е. материально-денежные средства, которыми располагает предприятие и которые «активно» заняты в хозяйственной деятельности. Правая часть баланса – пассивы, они включают различные источники получения необходимых капитальных средств.

Понятие «баланс» происходит от французского «balance» - весы и означает равновесие, в данном случае – равновесие, равенство активов и пассивов. Т.е. использующиеся предприятием средства по своей величине должны быть равны денежным источникам их получения.

Нормы и правила составления баланса отличаются в каждой отдельной стране, но принцип его всюду одинаков. Он отражён в типовой балансовой таблице.

Актив Пассив

Оборотный капитал Обязательства

Касса Краткосрочные кредиты

Счета в банке Прочие статьи краткосрочной

Ценные бумаги задолженности

Дебиторская задолженность Долгосрочные обязательства

Запасы готовой продукции

Незавершённое производство

Запасы сырья и материалов

 

Основной капиталСобственный капитал

Оборудование Акционерный (уставный)

Амортизация капитал:

Недвижимость - привилегированные акции

Земля - обыкновенные акции

Нематериальные активы - прибыль

- резервы

Итого Итого

Баланс доходов и расходов позволяет:

1) выявить возможные финансовые последствия принимаемых решений;

2) проверить правильность расчётов;

рассчитать финансовые коэффициенты;

3) определить желательный объём реализации продукции и услуг.

Баланс доходов и расходов имеет следующую структуру:

1) доходы и поступления средств (включая все финансовые результаты, кроме полученных от банков и государства из бюджетных и внебюджетных фондов);

2) расходы и отчисления средств (отражает использование финансовых результатов на расширенное воспроизводство, стимулирование, организационные и прочие расходы, приобретение ценных бумаг);

3) кредитные взаимоотношения с банками (получение и возврат ссуд, уплата процентов). Раздел состоит из доходной и расходной частей;

4) взаимоотношения с бюджетом и внебюджетными фондами. Раздел состоит из доходной и расходной частей. Он отражает налоговые платежи в бюджетные, внебюджетные фонды и ассигнования из них.

Третий и четвёртый разделы – балансирующие. Превышение платежей в бюджет и внебюджетные фонды над ассигнованиями должно быть равно разнице между доходами (I раздел) и расходами (II раздел) с учётом сальдо по кредитным взаимоотношениям.

Активы баланса включают две основные части: оборотные средства и основные средства.

Оборотные средства иначе называют текущими активами, предполагается, что они превращаются в наличность (или оборачиваются) в течение года. Две главные части оборотных средств – денежные средства и материально-товарные запасы.

Основные средства, или фиксированные активы, как правило, оборачиваются через несколько лет, т.е. служат фирме гораздо более длительное время.

Нематериальные, или неосязаемые, активы складываются из стоимости патентов, лицензий и т.п., а также из т.н. ценности, репутации её торговой марки, которая тоже может быть предметом купли-продажи.

Пассивы включают обязательства фирмы перед своими кредиторами и собственный (акционерный) капитал фирмы.

Обязательства, в свою очередь, делятся на текущие (краткосрочные) – их предполагается выплатить в течение года и долгосрочные, принятые на более длительный срок.

Баланс фирмы входит в состав документов финансового планирования. Отчётный баланс служит основой для первой стадии финансового планирования – анализа финансовых показателей. При этом обычно используется документ, включающий наиболее достоверную информацию – внутренний баланс – баланс для внутрифирменного использования, отражающий истинное финансовое положение фирмы.

Отчёт о прибылях и убытках ( отчёт о финансовых результатах и их использовании) воспроизводит итоги деятельности фирмы за определённый промежуток времени, так же, как и баланс, содержит информацию для финансового анализа. Является одним из pro forma документов фирмы.

В отличие от баланса, который как бы отражает фиксированную, статическую картину финансового равновесия фирмы, отчёт о прибылях и убытках показывает динамику её финансовых операций.

В отчёте о прибылях и убытках фирма сравнивает затраты и результаты своей деятельности, определяет величину чистого дохода и его распределение.

Отчёт о движении наличности – финансовый документ, получающий всё большее признание в последние годы. Анализирует источники и использование наличности. Должен уметь ответить на три ключевых вопроса:

1) Какое количество наличности фирма генерировала за истекший период?

2) Каковы источники наличности (откуда поступил денежный капитал?

3) Как фирма использовала свою наличность?

Другими словами, документ о движении наличности исследует денежные потоки фирмы – «кэш-флоу».

В реальности цикл движения наличности не имеет ярко выраженного конца и начала – наличность движется непрерывно и находится единовременно в нескольких точках цикла.

В документальном виде денежные потоки фиксируются в отчёте о движении наличности.

Фирмам любых размеров рекомендуется составить прогноз движения наличности, хотя его не всегда включают в состав pro forma документов. Обычно прогноз движения наличности составляется на краткосрочный период, часто – на полгода, с разбивкой по месяцам. В прогноз вносятся как плановые, так и последующие фактические показатели.