Анализ покупательского спроса

 

На рынке товарооборот можно рассматривать как удовлетворенный спрос. По данным о товарообороте можно судить о закономерностях спроса. При изучении спроса перед исследователем ставится 3 задачи:

1) Определение долговременных или стратегических тенденций изменения покупательского спроса. Метод выявляет основные тенденции – трендовый анализ.

2) Выявление влияния различных факторов на покупательский спрос – корреляционно – регрессионный анализ, имитации, факторный анализ.

3) Прогнозирование спроса. На покупательский спрос оказывает влияние социально – демографические факторы, изменение численности населения и уровня доходов. Рост численности приводит к возрастанию спроса на товары. Для расчета используется индексная модель товарооборота:

 

где: Т – общий товарооборот определенного вида товара,

D - товарооборот на душу населения,

S – численность населения.

 

Таблица: Динамика численности населения и товарооборота.

 

Показатель Товарооборот Индекс Товарооборот текущего периода в базовых ценах
базовый текущий
1. Товарооборот        
2. Среднегодовая численность населения S0 S1    
3. Товарооборот на душу населения D0 D1   D1

 

∆T = D1S1 - D0S0

∆T(S) = D0S1 – D0S0

∆T(D) = D1S1 – D0S1

 

Необходимо знать на сколько процентов рост товарооборота обусловлен ростом среднего уровня покупок и как влияет на товарооборот рост или спад численности населения.

 

 

 


На покупательский спрос оказывает влияние социально – демографические факторы, изменение численности населения и уровня доходов. Рост численности приводит к возрастанию спроса на товары. Для расчета используется индексная модель товарооборота:

 

(3)

где: Т – общий товарооборот определенного вида товара,

D – товарооборот на душу населения,

S – численность населения.

 

Таблица 4 – Расчёт индекса товарооборота мебели на душу населения (в сопоставимых ценах) по Новгородской области

 

Показатель Товарооборот Абсолютный прирост
2004 г. в ценах 2005г. 2005 г.
1. Товарооборот, тыс. руб. 150518,3 238791,9 88273,6
2. Среднегодовая численность населения, чел. 674,4 665,4 -9
3. Товарооборот на душу населения, руб./чел. 223,2 358,9 135,7

 

Абсолютный прирост товарооборота выражен следующей формулой:

∆T = D1S1 - D0S0 (4)

Прирост товарооборота на мебельном рынке Новгородской области составляет 88273,6 тыс. руб.

Проанализируем факторы, влияющие на данный показатель.

1) за счёт численности населения:

∆T(S) = D0S1 – D0S0 (4)

148517,28-150518,3= - 2001,02

Как видно, в связи со снижением среднегодовой численности населения, товарооборот мебели уменьшился бы на 2001,02 тыс. руб.

2) за счёт изменения товарооборота на душу населения:

∆T(D) = D1S1 – D0S1 (6)

238791,9-148517,28=90274,62

Увеличение душевого товарооборота вызвало увеличение товарооборота на 90274,62 тыс. руб.

Таким образом, прирост товарооборота мебели обусловлен ростом товарооборота мебели на душу населения на 90274,62 тыс. руб. и снижением численности населения на 2001,02 тыс. руб.:

90274,62-2001,02=88273,6