Анализ покупательского спроса
На рынке товарооборот можно рассматривать как удовлетворенный спрос. По данным о товарообороте можно судить о закономерностях спроса. При изучении спроса перед исследователем ставится 3 задачи:
1) Определение долговременных или стратегических тенденций изменения покупательского спроса. Метод выявляет основные тенденции – трендовый анализ.
2) Выявление влияния различных факторов на покупательский спрос – корреляционно – регрессионный анализ, имитации, факторный анализ.
3) Прогнозирование спроса. На покупательский спрос оказывает влияние социально – демографические факторы, изменение численности населения и уровня доходов. Рост численности приводит к возрастанию спроса на товары. Для расчета используется индексная модель товарооборота:
где: Т – общий товарооборот определенного вида товара,
D - товарооборот на душу населения,
S – численность населения.
Таблица: Динамика численности населения и товарооборота.
Показатель | Товарооборот | Индекс | Товарооборот текущего периода в базовых ценах | |
базовый | текущий | |||
1. Товарооборот | ||||
2. Среднегодовая численность населения | S0 | S1 | ||
3. Товарооборот на душу населения | D0 | D1 | D1 |
∆T = D1S1 - D0S0
∆T(S) = D0S1 – D0S0
∆T(D) = D1S1 – D0S1
Необходимо знать на сколько процентов рост товарооборота обусловлен ростом среднего уровня покупок и как влияет на товарооборот рост или спад численности населения.
На покупательский спрос оказывает влияние социально – демографические факторы, изменение численности населения и уровня доходов. Рост численности приводит к возрастанию спроса на товары. Для расчета используется индексная модель товарооборота:
(3)
где: Т – общий товарооборот определенного вида товара,
D – товарооборот на душу населения,
S – численность населения.
Таблица 4 – Расчёт индекса товарооборота мебели на душу населения (в сопоставимых ценах) по Новгородской области
Показатель | Товарооборот | Абсолютный прирост | |
2004 г. в ценах 2005г. | 2005 г. | ||
1. Товарооборот, тыс. руб. | 150518,3 | 238791,9 | 88273,6 |
2. Среднегодовая численность населения, чел. | 674,4 | 665,4 | -9 |
3. Товарооборот на душу населения, руб./чел. | 223,2 | 358,9 | 135,7 |
Абсолютный прирост товарооборота выражен следующей формулой:
∆T = D1S1 - D0S0 (4)
Прирост товарооборота на мебельном рынке Новгородской области составляет 88273,6 тыс. руб.
Проанализируем факторы, влияющие на данный показатель.
1) за счёт численности населения:
∆T(S) = D0S1 – D0S0 (4)
148517,28-150518,3= - 2001,02
Как видно, в связи со снижением среднегодовой численности населения, товарооборот мебели уменьшился бы на 2001,02 тыс. руб.
2) за счёт изменения товарооборота на душу населения:
∆T(D) = D1S1 – D0S1 (6)
238791,9-148517,28=90274,62
Увеличение душевого товарооборота вызвало увеличение товарооборота на 90274,62 тыс. руб.
Таким образом, прирост товарооборота мебели обусловлен ростом товарооборота мебели на душу населения на 90274,62 тыс. руб. и снижением численности населения на 2001,02 тыс. руб.:
90274,62-2001,02=88273,6