По степени однородности

выделяются комплексные и элементные затраты. Такое деление обусловлено планированием себестоимости прежде всего новых видов продукции.

Очень важное значение имеет структура затрат, т.е. соотношение между отдельными их элементами. Группировка затрат по экономическим элементам (материальные затраты, амортизация, затраты на оплату труда, социальные страховые платежи, прочие затраты) и их структура важны для целей финансового планирования и управления финансов. Если к этим затратам по экономическим элементам прибавить внепроизводственные расходы (транспортные, реклама и др.), то мы получим полную себестоимость.

Полная себестоимость служит для определения цен и прибыли, а также налогов, поэтому управление себестоимостью – это важнейшая составляющая фин. менеджмента. В фин. менеджменте прежде всего осуществляют фин. планирование затрат на производство и реализацию продукции.

Особенно большое значение имеет классификация затрат, а следовательно и планирование затрат, в зависимости от изменения объёма выпуска продукции, работ, услуг. В связи с этим все затраты предприятия можно классифицировать по 2-ум группам: переменные затраты и постоянные затраты. Это необходимо, прежде всего, для планового определения наиболее оптимального определения производственных запасов для того, чтоб обеспечить непрерывность функционирования предприятия.

Планирование переменных и постоянных затрат возникают в 2 ситуациях:

1) При стабильном развитии экономики: планирование переменных затрат не вызывает особых трудностей. Используются 2 взаимодополняющих метода:

ü Нормативный метод (базируется на основе норм переменных затрат Норма*объём выпуска в натуральном выражении)

ü Метод по фактическим данным (планируемая сумма переменных затрат = фактические переменные затраты*(плановый выпуск/фактический выпуск за определённый период).

При сопоставлении переменных затрат, определённых по 2-ум методам, могут получиться 3 варианта:

1. Если в отчетном периоде соблюдались нормы расхода на единицу продукции, то плановые размеры переменных затрат рассчитаны по 1-му методу будет равен величине этих же затрат, полученных по 2-му методу.

2. Если существует разница между величиной переменных затрат, полученных 2-мя способами, то положительная величина образует в том случае, если переменные затраты, рассчитанные по 2-му методу больше, чем размер переменных затрат, рассчитанных по 1-му методу, то это показывает перерасход ресурсов в отчётном периоде.

3. Если переменные затраты, определённые на 2-му методу, меньше чем переменные затраты, определённые по 1-мц методу, это говорит об экономии, следовательно, это является сигналом для пересмотра норм расходов.

Таким образом, при планировании переменных затрат предприятие должно иметь представление о плановом (будущем) выпуске продукции. Фактические переменные затраты и их корректировка в соответствии с производственной программой не повлияет про прочих равных условиях на рост или снижение этих затрат, т.к. не затрагиваются установленные нормы расхода.

2) При нестабильном развитии экономики планирование переменных затрат является трудной задачей и здесь на первый план выступает текущая оценка переменных затрат и корректировка цены продажи с учётом инфляции. При этом необходимо учитывать и другие ценообразующие факторы, которые могут привести к снижению конкурентоспособности продукции: платежеспособный спрос, конъюнктура рынка и др.

При планировании постоянных затрат, они существенно не меняются при изменении объёма выпуска продукции, однако их относительная величина меняется существенно на единицу произведённой продукции. Если абстрагироваться от постоянных затрат, то рост переменных затрат при неизменных нормах не приводит к уменьшению прибыли. Прибыль будет возрастать пропорционально росту объёма производства.

 
План. выпуск, шт.
Цена единицы продукции, руб.
Выручка, руб.
Переменные затраты ед. продукции 0,6 0,6 0,6
Переменные затраты всего выпуска
Издержки всего планового выпуска
Издержки ед. продукции 0,6 0,4 0,3
Маржинальная прибыль
Валовая прибыль -20 -

Следовательно, при планировании постоянных затрат должны быть решены 2 задачи:

1) Определение необходимого объёма выпуска продукции, при которых достигается самоокупаемость всех затрат .

2) Определение необходимого объёма постоянных затрат и сравнение его с реальными производственными возможностями, причём при планировании постоянных затрат решающее значение имеет их взаимосвязь с объёмом выпуска продукции. Значительное изменение в объёме выпуска могут существенно повлиять на изменение себестоимости, т.е. при неизменности постоянных затрат предприятие может получить разный финансовый результат в зависимости от объёма выпуска.

При определении минимального объёма выпуска, ниже которого производство становится невыгодным (нерентабельным), является точка безубыточности (точка перегиба, порог рентабельности и т.п.). Она определяется по формуле: ПОСТОЯННЫЕ ЗАТРАТЫ/(ВЫРУЧКА ОТ РЕАЛИЗАЦИИ – ПЕРЕМЕННЫЕ ЗАТРАТЫ В ОТНОСИТЕЛЬНОМ ВЫРАЖЕНИИ). Можно другим способом определить точку безубыточности:

1) Маржинальная прибыль (постоянные расходы + валовая прибыль)/выручка

2) Постоянные затраты/1-ое действие

Для планирования постоянных затрат необходим детальный анализ ожидаемой структуры и максимальная информация о предстоящем выпуске с учётом производственных заказов и производственных возможностей.

Следует отметить, что постоянные затраты могут изменяться под влиянием ряда факторов, не связанных с объёмом производства, т.е. под воздействием внешней среды, а именно: изменение цен и тарифов на сырьё, материалы, переоценки основных фондов, изменение норм амортизационных отчислений и д.р. Воздействие внешней среды очень сложно планировать, практически невозможно. Поэтому при изменении этих факторов финансовая служба предприятия ставит вопрос перед руководством об изменении отпускных цен. Если рассматривать в совокупности соотношение постоянных и переменных затрат в пределах возможностей предприятия можно решать вопрос об оптимизации финансовых результатов (прибыли). Такая зависимость является эффектом производственного рычага. При этом этот эффект проявляется в силе его воздействия и определяется по формуле: (ВЫРУЧКА ОТ РЕАЛИЗАЦИИ – ПЕРЕМЕННЫЕ ЗАТРАТЫ) / ПРИБЫЛЬ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ.