Диалектика Гегеля

Некоторые говорят, Гегель был первым диалектиком. Первым был Гераклит на самом деле. Все течет, все изменяется. Гегель разрозненные диалектические идеи систематизировал. Три закона диалектики сформулировал

· Закон единства и борьбы противоположностей

· Закон перехода кол-ва в качество и обратно

· Закон отрицания отрицания.

Последний закон в форме тезис-антитезис-синтез. В учении о триаде. С позиции триады все вокруг изменения объяснял.

Какова же природа исторического процесса? Дело в том, что соц. проблематике он тоже значительное внимание уделял. Есть работы философия истории, история философии, феноменология духа, философия права и ряд других работ относятся к развитию человеческого сообщества. Гегель утверждает прогрессивное развитие общества. Важнейшим критерием соц. прогресса он считает движение общества к царству свободы. Гегель утверждает необходимость и поступательность исторического процесса. В самой логике исторических событий он также видит проявление воли и значение абсолютного духа. Вот тут тоже нужно было бы признать, что историю творят люди одержимые своими целями. Но нет. Довлеет абсолютный дух над людьми. И общество движется в направлении общей свободы.

Мы порицали его за идеи Гегеля о войне. Если Кант мечтал о всеобщем мире, то Гегель признает, что войны играют положительную роль. Война – очистительная гроза. Очищает атмосферу, окружающую среду. Вырывает с корнем гнилые деревья. Она очищает соц. общество. Довольно мизантропичная идея.

Гегель утверждал неравноценность народов и роль немцев, арийцев в целом как целеустремленных, прагматичных, настойчивых. Невысоко ценил роль славянских народов. Расистки националистический характер объяснения история.

Кое-где он противоречил собственным идеям. Высшая форма государственности – прусская феодально-сословная монархия. Простите, а как же с тезисом, что достойно гибели все то, что существует? Но объяснение находится в том, что Гегель находился на службе у прусского государства. И попробовал бы он выступать против существующего строя. Конечно он во имя соц. благополучия на горло собственной песни наступал. Как видно внутреннее она не противоречива. Диалектика – самое замечательное в его трудах. Диалектика идей определяет диалектику вещей. О диалектику как о законах познавательной деятельности человека говорит. Как они реализуются в природу ему совершенно не интересно. Кое в чем он раздражал современников. Он считал что философия – роль науки наук. Ему говорили, что философские утверждения противоречат фактам. Тем хуже для фактов – отвечал он. В Древней Греции это было обосновано. Но в 19 веке это безосновательное утверждение.