В. 4. Связи с общественностью

Связи с общественностью (или паблик рилейшнз(PR)) – инструмент коммуникационной политики, использующий различные формы коммуникаций, которые направлены на выявление общих представлений или интересов, поддержание доброжелательных отношений между организацией и общественностью, достижение взаимопонимания, основанного на правде, знании и полной информированности.

Под общественностью следует понимать как широкие круги потенциальных потребителей, население того рынка, который при­влекает фирму, так и партнеров фирмы и ее собственный персонал.

Основные характеристики PR:

- некоммерческий характер передаваемой информации (формирование репутации, а не спроса);

- ориентация на долгосрочные отношения;

- открытость и достоверность;

- организация обратной связи;

- непредсказуемость последствий.

Основные методы PR:

§ публикации в прессе о деятельности фирмы, ее достижениях;

§ рассылка пресс-релизов;

§ благотворительная деятельность;

§ деятельность по охране окружающей среды;

§ спонсорство различных культурных и спортивных мероприятий;

§ юбилейные мероприятия;

§ презентации, пресс-конференции с журналистами и покупателями;

§ публичные лекции, выступления и интервью по радио и телевидению;

§ лоббистская деятельность (направлена на установление контакта с представителями всех ветвей власти с целью «проталкивания» или отмены нужных организации законов и законодательных актов)

§ учреждение стипендий и фондов, поддержка научных работ;

§ поддержка школ, детских домов, одаренных детей;

§ поддержка строительства храмов и т.д.

Преимуществом ПР является сообщение информации якобы сторонним наблюдателем, что порождает большее доверие.

Во многих компаниях созданы отделы PR, сотрудники которых ведут мониторинг общественного мнения о своей фирме, распространяют информацию, направленную на создание и поддержание положительного имиджа фирмы.

Отличия рекламы и PR

Критерий сравнения Реклама PR
Характер решаемых задач     Задачи коммуникации     Период времени решения задач Коммерческий (создание и стимулирование спроса на товары фирмы) Информировать и убеждать, создавать предпочтение к товару   Краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный Пропагандистский, создание благожелательного отношения к фирме и ее продукции Разъяснять позицию фирмы, демонстрировать общественную пользу Только долгосрочный

Оценка результатов PRдеятельности. Самым про­стым методом определения эффективности пропаганды является определение числа контактов представителей целевой аудитории с материалом, размещенным в средствах массовой информации. Большую значимость представляет оценка перемен в уровне осведомлен­ности о товаре, понимании его сущности и отношении к нему, явившихся результатом проведения пропагандистской кампании. Наиболее важной является оценка воздействия на уровень продаж и прибыли фирмы.