Зарождение и развитие реабилитации как системы помощи нуждающимся в странах Востока, Западной Европы и в России (от периода Древнего мира и до конца ХIХ в.).

Реабилитация как способ восстановления нарушенных функций организма известна с очень давних времен. Еще древнеегипетские врачи использовали некоторые приемы трудовой терапии для более быстрого восстановления своих пациентов. Врачи Древней Греции и Рима также использовали в лечебных комплексах физическую активацию пациентов и трудовую терапию. В этих же странах широко применяли массаж как гигиеническое и лечебное средство, а также с целью повышения работоспособности. Поскольку Рим вел постоянные войны для поддержания и укрепления своего могущества, то количество изувеченных и потерявших трудоспособность людей постоянно возрастало. Поэтому в Риме стали оказывать помощь нетрудоспособным гражданам, получившим увечье при защите отечества (в переводе с латинского инвалид означает «слабый», «немощный»). Так, в Римской империи легионерам, получившим увечье в военных походах, предоставлялись земельные наделы с рабами и единовременным материальным вознаграждением.

В странах Дальнего Востока (Древние Индия, Китай, Япония) для помощи больным, раненым, инвалидам использовали средства народной медицины. Искусство врачевания в буддийских монастырях (буддизм – одна из распространенных религий в этих странах) достигло высокого уровня. Монахи могли оказать и оказывали реальную и безвозмездную медицинскую помощь страждущим. Они сопровождали военные отряды в походах, несли санитарную службу, исповедовали раненых, умирающих и т.д. Вместе с тем, сохранялась и укреплялась вера в магические ритуалы в процессе лечения. Покровителем всех восточных целителей считалось Даосское божество Гама-сэннин. С его именем связаны идеи долголетия, бессмертия, врачевания и уничтожения недугов. В традициях Китая и Японии было заложено уважительное отношение к слепым, глухонемым и увечным людям. Им оказывали всяческую помощь и поддержку. Лишь в XVII – XVII вв. в восточных странах стали распространяться сведения из европейской научной медицины.

Отношение к больным и инвалидам в странах Ближнего и Среднего Востока в период Древнего мира и раннего Средневековья формировалось в рамках ислама. Например, в 916 г. в Багдаде было пять госпиталей, в т.ч. лечебница для душевнобольных. Через два года на средства халифа и его матери одновременно открыли еще два больших госпиталя. На их содержание были выделены ежемесячные пожертвования – 2 тыс. 600 динаров. В последующие десятилетия было построено еще несколько больниц. Больницы были не только в столице, но и в провинциальных городах, таких как Васиб, Исфаган, Шираз. Известно, что в начале Х в. визир Али ибн ал-Фурад основал в Багдаде больницу и ежемесячно выдавал на ее содержание 200 динаров из личной кассы. Он ежемесячно выплачивал около 5 тыс. пенсий от 2-х до 100 динаров каждая. Все эти факты говорят также о развитии в странах Востока частной благотворительности.

В эпоху раннего Средневековья (V – X вв.) в Европейских странах начал формироваться более высокий, чем ранее, уровень отношения к инвалидам в виде общественного и частного призрения. Ведущая роль в этом принадлежала церкви, что связано было с введением и распространением христианства.

При монастырях стали открываться приюты и богадельни, в которых призреваемые должны были отрабатывать предоставляемые им кров и пищу. Церковь строила различные богоугодные заведения. Так. Св. Василий (329–379) организовал у ворот города убежище для престарелых, госпиталь, странноприимный дом и богадельню для слабых и увечных. Финансировались они из церковных доходов и пожертвований прихожан. Госпиталь Св. Василия послужил прототипом для создания монастырских больниц в Западной Европе. Устав монастыря, при котором находился госпиталь, предусматривал порядок призрения и лечения больных, обучения медицинскому делу и пр. Впоследствии больницы при монастырях появляются в Италии (Монте-Кассино, в 529), во Франции (Париже, в 651), в Англии (Лондоне, в 794). Вместе с тем, медицинская подготовка монахов была недостаточной. Лечение же «постом и молитвой» далеко не всегда достигало своей цели. В период эпидемий больницы при скученности больных превращались в рассадник заразных болезней. Особый подход – практика изоляции – применялась в отношении больных проказой и умалишенных, которых помещали в специальные учреждения, отдаленные от людских поселений.

В это время понятие «инвалид» применялось только к бывшим военнослужащим, которые из-за увечья или болезни не могли содержать себя и в силу этого направлялись в приют. Это было широко распространено во многих странах Европы. Однако далеко не все нуждающиеся имели возможность проживания в приютах, несмотря на то, что условия пребывания в них были крайне скромными, питание очень бедным, а медицинская помощь практически отсутствовала. Безусловно, в те времена ни в одной из стран не ставился вопрос о восстановлении призреваемых лиц до уровня полноценных членов общества, хотя следует отметить, что уже в период классического Средневековья (XI– XV вв.) наметились определенные сдвиги в области восстановительного лечения и материальной компенсации.

Только в период Просвещения (XVIII вв.) в Европе начинают происходить определенные изменения в социальной системе. Одной из важнейших проблем стало переосмысление роли медицины в профилактике эпидемий и больниц как изоляторов различных категорий нуждающихся. Были распределены функции профилактики между медиками и полицией. Полиция должна была наблюдать за размещением свалок и кладбищ, контролировать торговлю продуктами, выявлять опасные для здоровья местности и т.д. Так был создан корпус санитарных инспекторов.

В целом период Просвещения в Европе имеет достаточно яркие факты в отношении реабилитации особых категорий нуждающихся в помощи. Например, стало активно развиваться призрение слепых детей.

В 1784 г. в Париже Валентин Гаюи на свои средства и в своем доме открыл первую в Европе школу для слепых детей. Он сам разработал рельефно-линейный шрифт, с помощью которого обучали слепых и издавали для них книги. Он же разработал приборы и матрицы для наглядных пособий, глобусов и географических карт для слепых. В его школе также уделяли внимание игре на музыкальных инструментах и хоровому пению. В 1806 г. И.А. Цейне при участии В. Гаюи открывает Прусский институт для слепых детей. В 1807 г. с помощью благотворителей В. Гаюи основывает институт для взрослых слепых в Санкт-Петербурге. В первой половине ХIХ в. новая методика обучения слепых была разработана Л. Брайлем. Шрифт Брайля (выпуклый шрифт) был введен в широкий обиход в 1852 г. Книги для слепых стали печататься этим шрифтом.

В Англии первый институт для слепых детей был осно­ван в 1791 г., в Швейцарии – в 1809 г., в Дании в – 1811 г., в Швеции – в 1817 г. К середине 80-х гг. XIX в. в Западной Европе насчитывалось более 120 заведений для слепых и слабовидящих детей (в Германии – 35, в Англии – 27, во Франции – 16, в Бельгии и Австро-Венгрии – по 8, в Швеции, Норвегии и Испании – по 2). Ши­рокую известность в Европе приобрел Дрезденский ин­ститут слепых, который обеспечивал каждого своего вы­пускника необходимыми инструментами, одеждой, обу­вью, бельем и осуществлял патронаж над слепыми после выхода из учебного заведения. Расходы покрывались из спе­циального благотворительного фонда, сбережений слепых, накопленных за время обучения, единовременными посо­биями общин по месту жительства.

Стало также уделяться внимание глухонемым детям. Первые заведения для глухонемых детей были созданы в начале 60-х гг. XVIII в. в Париже и Лейпциге. В Англии первый институт-училище для глухонемых был создан в Эдинбурге в 1810 г. Томсоном Брайвудом, в США – в 1817 г. в Храфурте. Учащихся в них было мало, около 20 человек. Это объяснялось возможностями сурдопедагогики и источниками социальной помощи глухонемым в тот период. К тому времени в Европе институты для глухих представляли собой тип народной школы с удлиненным сроком обучения – до 8-9 лет (в Санкт-Петербурге – до 10 лет).

Ряд европейских стран в этот период приняли законы об обязательном обучении глухонемых. Такие законы были приняты в Англии (1893), Дании (1817), Швеции и Норвегии (1881), в большинстве других стран – в первые десятилетия ХХ в. Что касается Греции, Ирландии, Португалии, Испании, то там до настоящего времени не требуется обязательного посещения таких школ.

До настоящего времени является проблемой подготовка глухих к трудовой деятельности. В первой четверти ХIХ в. в Европе получила распространение идея создания особых колоний для глухонемых и слабослышащих. К середине 80-х гг. ХIХ в. в западной Европе имелось около 200 заведений для глухонемых (в Гер­мании – 75, во Франции – 53, в Англии – 30, в Австро-Венгрии – 16, в Швейцарии – 13). Недос­татки в деле социальной помощи глухонемым вызывали обоснованное беспокойство деятелей благотворения, что отражалось на страницах периодической и специальной печати, на различных совещаниях и съездах, международ­ных форумах.

Изменение отношения к лицам с осо­бенностями психофизического развития (в частности, с недостаточностью интеллекта) можно проследить на примере Швеции, где на способности таких людей адаптироваться к социальной жизни стали смотреть более оптимистично. Многие начали ве­рить, что для людей с психофизическими особенностями развития есть возможность вести самостоятельную жизнь в обществе. Таких людей начинают рассматривать как от­дельную группу. В конце XIX в. были основаны «воспита­тельные дома для обучаемых детей с недостатками умствен­ного развития». Здесь их стремились обучать и воспитывать для того, чтобы они, став взрослыми, могли самостоя­тельно жить в обществе. Подобные учреждения обычно основывали частные лица или благотворительные органи­зации. Воспитание детей-инвалидов рассматривалось как богоугодное деяние. Новым в таком подходе было то, что эти люди верили: благодаря заботливому воспитанию (которое бывало весьма строгим) и особому обучению детей с недостатками умственного развития можно «вылечить».

В первой половине XIX в. возникают благотворитель­ные заведения для умалишенных и умственно отсталых детей в Абендберге (Швейцария, 1841), где была создана первая школа для слабоумных, в 1842 г. открыто особое от­деление при Берлинском институте глухонемых.

Однако, со второй половины XIX в. в период интенсивного раз­вития капитализма и обострения причин, порождающих социальные аномалии, государство и общество изменило свое отношение к проблемам людей с аномалиями в психическом развитии. Так, например, в США и Анг­лии такие люди рассматривались как зловещая сила, угрожающая ос­новам нации. С конца XIX в. во всех европейских странах стали открываться приюты, убежища, колонии, классы, школы и другие типы учреждений для дефективных детей. Они содержались на средства благотворительных ор­ганизаций, муниципалитетов, родителей слабоумных и час­тично на государственные средства. В каждом государстве складывались свои традиционные формы помощи лицам с психическими аномалиями. Во Франции и Германии, например, даже в первой четверти XX в. практиковали по­мещение умственно отсталых детей (дебилов) после 16 лет в психиатрические лечебницы при отсутствии у них поме­шательства (практика изоляции). В них дебилы находились на содержании госу­дарства. В Европе XIX в. дети с нарушением пси­хики, «слабоумные, кретины и идиоты» обычно призре­вались наряду с другими категориями душевнобольных стационарно и амбулаторно в заведениях больничного типа на государственные и муниципальные средства, общест­венные и частные пожертвования. Однако это были весьма незначительные средства, которых хватало лишь как-то поддержать жизнь призреваемых.

Методы лечения и условия содержания больных были самыми примитивными. Они мало чем отличались от суще­ствовавших в XVIII в. Не смотря на то, что карцеры, цепи, кандалы, свя­зывание сыромятными ремнями и «капельная машина» для «буйных» постепенно отошли на второй план, в то же время кнут, как одно из необходимых средств «лечения» и «приведения в сознание» больного, по-прежнему был в ходу. Помимо этого в медицине при лечении умственно отсталых господствовала так называемая гидротерапия (использование холодной воды).

Однако идеи изоляции и сегрегации инвалидов (сегрегация – поли­тика принудительного отделения какой-либо группы на­селения, в основном по расовому признаку, одна из форм дискриминации), к началу XX в. постепенно стали ниве­лироваться. В ряде стран был сделан важный вывод о том, что инвалиды не должны быть изолированы от общества, а напротив, должны жить рядом с другими людьми в тех же условиях, что и другие. Было решено, что инвалиды должны получать помощь от тех же органов, что и осталь­ные граждане. Основными целями социальной работы с детьми-инвалидами (в т. ч. и с нарушением психофи­зического развития) в ряде стран мира стали их норма­лизация и интеграция.

На Руси, после введения христианства, отношение общества к лицам с ограниченными возможностями сводилось к кормлению нищих, в годы правления князя Святого Владимира на Руси появились первые больницы, в которых оказывалась медицинская помощь. При многих монастырях устраивались особые помещения для нищих и убогих в соответствии с Церковным уставом 996 г., в котором в обязанности духовенства вменялись надзор и попечение нуждающихся.

В последующие столетия на Руси грандиозными масштабами развивается нищенство, издается Указ о регистрации всех «прокаженных и престаревшихся» и о введении дифференцированного подхода к нуждающимся. При этом рекомендуется либо призрение в богадельнях, либо «питание по дворам», либо привлечение к работам на добровольной основе или в принудительном порядке. В это же время начинают формироваться ростки медико-социальной экспертизы, в результате чего в 1663 г. был издан Указ о назначении инвалидам-раненым и пришедшим из плена денежного и кормового довольствия. Инвалиды по этому указу делились на две категории – тяжело- и легкораненые, а с 1678 г. инвалиды подразделялись уже на три разряда: тяжело-, средне- и легкораненых.

Систематизация мероприятий в сфере общественного призрения происходит при императоре Петре I – появляется дифференциация нуждающихся по их потенциалу (трудоспособные, профессиональные нищие, временно нетрудоспособные и т.д.). В 1700 г. император пишет о создании во всех губерниях богаделен для старых и увечных, а также госпиталей для незаконнорожденных («зазорных») детей и сиротских домов.

В 1775 г. Екатерина II повелевает создать в 40 губерниях целую сеть специальных учреждений, именуемых «Приказами общественного призрения», которым вменялось попечение народных школ, сиротских домов, госпиталей и больниц, домов для умалишенных и др.

В период начала ХIХ в., который отмечен кровопролитными вой­нами, в Российской империи возрастает вмешательство государства в решение проблем инвалидизма. Увечным воинам оказывалась по­мощь чаще материальная либо индивидуально-медицин­ская, для дворян выделялся свой лекарь. В то же вре­мя помощь различным категориям нуждающихся оказы­вали и различные религиозные конфессии в «кляштарах» и монастырях, которые стремились сотрудничать в этом деле с государственными органами общественного при­зрения. После окончания войны 1812 г. был учрежден Алексеевский комитет (1814) по попечению о раненых генералах, офицерах и их семействах. Им предоставлялись выгодные должности (полицмейстеров, городничих, смотрителей бо­гоугодных заведений, исправников, комиссаров при по­граничных карантинах и т. п.) без лишения пенсии. Инва­лидам из числа штаб- и обер-офицеров аптеки обязаны были отпускать лекарства бесплатно. С 1827 г. некоторые категории инвалидов стали получать государственные пен­сии, назначаемые на основе Общего Устава о пенсиях «нижним чинам». Инвалидам 2-го класса – 5 руб. в месяц, вдовам и сиротам военнослужащих, имевших право на пен­сии, – 3 руб. в месяц.

Спектр проблем инвалидизма был весьма широк и мно­гообразен. В XVIII в., с которого начинается отсчет мер государственного призрения «слабоумных и идиотов», ко­гда в соответствии с Указом об учреждении Приказов об­щественного призрения (1775) в Российской империи появляются первые дома для душевнобольных, такие спецзаведения открываются и на территории Беларуси (в Виль­но – в конце XVIII в., в Могилеве – в 1810 г.). В 1852 г начали свою работу дома умалишенных в Витебске, Грод­но и Минске. Число призреваемых в этих заведениях на тер­ритории Беларуси превышало 1,5 тыс. человек.

В Российской империи первая школа для глухонемых появилась в 1806 г. в Павловске. Государственных учебно-воспитательных заведений для глухонемых и слепых на территории Беларуси (в отличии от Москвы и Петербурга) не было. Их создание стало делом частной инициативы. Только в 1823 г. с помощью руководства Виленского университета появляется первая в белорусских губерниях специальная школа для глухонемых детей. Она работала в течение 20 лет.

В сельской местности медицинская помощь осуществлялась через аптеки попечительств, из которых лекарства для бедных выдавались бесплатно или по низкой цене. Иногда оплачивалась помощь врача или больным выдавались денежные пособия. С введением в Российской империи земств, попечительства стали активно поддерживать земских врачей, но и сами организовывали «медицинскую помощь населению в таких медвежьих углах, где от сотворения мира не была нога не только врача, но и захудалого ротного фельдшера».

В целом, XIX в. характеризуется бурным развитием обществен­ного движения, созданием значительного количества на­циональных и международных благотворительных организа­ций, которые начинают играть ведущую роль в го­сударственно-общественной системе социальной помощи различным категориям нуждающихся, в частности, в создании лечебных организаций, которые могли бы ока­зывать медицинскую и иную помощь пострадавшим от во­енных действий и стихийных бедствий. Самой значитель­ной из таких организаций стал Красный Крест. В его основании стоял швейцарский общественный деятель А.Ж. Дюнан (1828–1910). По его инициативе в 1863 г. в Женеве была образована «Международная организация помощи раненым», переименованная в 1876 г. в «Международный комитет Красного Креста» на основе решений Женевской Конвенции «О защите жертв войны (1864).