Социальная работа и педагогика: пути обеспечения активного взаимодействия.
Педагогические знания имеют большое жизненное и общекультурное значение. Современному человеку необходимо владеть информацией о формах обучения и воспитания, о стилях поведения, способах и приемах эффективного взаимодействия, обусловливающих сотрудничество и взаимопонимание.
Возникнув как практика подготовки детей к взрослой жизни, ныне педагогика выступает как комплексно-интегративная область знания и деятельности, объектом которой является все общество в целом и отдельный человек на протяжении всех этапов его возрастного существования. Педагогика все больше рассматривается как средство социального проектирования и создания нового вида общества, отдельных его сфер с помощью соответствующей обучающе-воспитательной деятельности по формированию новых образов знания, мышления и чувств, форм индивидуального и общественного поведения. Иными словами, в любом своем проявлении социально-педагогическая деятельность была и остается общественно необходимым видом деятельности. Ее возникновение и развитие, как и деятельности вообще, связано с потребностями общества на каждом этапе его существования. В зависимости от уровня экономического, политического и духовного развития общества различные социальные группы могут изменять масштаб, формы и содержание педагогической деятельности, но не могут полностью отказаться от нее.
Органичной частью педагогики является социальная педагогика. Социальная педагогика – это теория и практика познания, регулирования и реализации образовательно-воспитательными средствами процесса социализации или ресоциализации человека, результатом которого являются приобретение индивидом ориентации и эталона поведения (убеждений, ценностей, соответствующих чувств и действий).
Термин «социальная педагогика» был предложен немецким педагогом А. Дистервегом в середине XIX в. как обозначение такого направления педагогики, которое изучает общественное воспитание молодежи и старших возрастных групп, процессы адаптации и перевоспитания всех возрастных групп, не вписывающихся в социальную систему или нарушающих установленные в ней нормы. Ряд основоположников социальной педагогики (Г. Ноль, Г. Боймер и др.) предметом ее исследования считали социальную помощь обездоленным детям и профилактику правонарушений несовершеннолетних.
Принципиально иначе определял предмет социальной педагогики немецкий ученый П. Наторп. Он считал, что социальная педагогика исследует проблему интеграции воспитательных сил общества с целью повышения культурного уровня народа, т. е. социальная педагогика – отрасль знания о воспитании человека на протяжении всего жизненного пути.
Существуют различные определения социальной педагогики. Вот некоторые из них: «Социальная педагогика – это научная дисциплина, раскрывающая социальную функцию общей педагогики и исследующая воспитательный процесс во всех возрастных группах» (Х.Мискес). «Смысл социальной педагогики – помощь молодежи в быстрой адаптации к социальной системе, противостоянии негативным отклонениям от норм поведения» (Е.Молленхауер). «Социальная педагогика – это наука о воспитательных влияниях социальной среды». (В.Д.Семенов).
Исходя из сказанного, можно заключить, что социальная педагогика – отрасль педагогики, исследующая социальное воспитание как социальный институт, т. е. воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей, осуществляемое как в организациях, специально для этого созданных, так и в тех, для которых воспитание не является основной функцией (предприятия, воинские части и др.)
За рубежом теоретическая разработка проблем социальной педагогики активизировалась в 50–60-е гг. ХХ в. (Германия). Однако фактически и в Европе, и в США с начала XX в. широкое распространение получила практическая деятельность, обозначавшаяся термином «социальная работа», организуемая государственными институтами и общественными организациями. Содержанием ее была помощь семье, различным группам населения, интеграция воспитательных усилий школы и других социальных институтов.
Таким образом, к началу 20-х гг. XX в. за рубежом складывается государственная система социальной работы, которая первоначально имела следующие сферы применения: семейное, детское благополучие, психиатрическая, медицинская, школьная социальная работа, а позднее добавились сферы профессиональной, промышленной, геронтологической, сельской, полицейской, судебной социальной работы. Так, социальная работа в сфере семейного благополучия предполагает консультации по брачным отношениям, подготовку родителей к воспитанию детей, помощь в решении финансовых вопросов, проблем здоровья, образования, трудоустройства. Школьная социальная работа предполагает помощь учащимся во включение в школьную жизнь, координацию усилий школы и семьи, помощь учащимся, учителям и родителям в решении проблем социальной изолированности детей, агрессивного поведения, недисцип-линированности и др.
На современном этапе социальная педагогика изучает влияние социальной реальности на цели и задачи человека на протяжении всей его жизни, педагогические последствия этого влияния для человека и общества, разрабатывает соответствующие обучающе-воспитательные системы, программы, методы и средства осуществления поставленных целей и задач с учетом потребностей индивида в социальном самоопределении, самоутверждении и самореализации.
Особое место в социальной педагогике занимают проблемы образовательно-воспитательной работы с индивидами и группами индивидов, социализация которых нарушена, и они нуждаются в педагогической помощи. Такие индивиды находятся, главным образом, на попечении учреждений системы социальной защиты. В этой связи возникает проблема, имеющая теоретическое и практическое значение: разумное взаимодействие социальной работы и социальной педагогики. Необходимо выявить общие и особенные моменты между ними, поскольку объекты работы совпадают.
Любой социальный работник (рядовой работник, руководитель, любой специалист социальной работы) должен быть подготовлен и в социально-педагогическом отношении: такого рода знания, умения и навыки являются необходимым компонентом, обеспечивающим его профессиональную состоятельность. Социальный работник должен, по крайней мере, не упускать педагогические аспекты свой деятельности, не забывать об использовании педагогических средств для решения социальных проблем. Он должен научиться давать педагогическую оценку происходящим в его области процессам и предвидеть социальные последствия педагогических технологий, иными словами, владеть основами социально-педагогической деятельности.
Важно иметь в виду, что социально-педагогическая деятельность реализует социальное проектирование и конструирование. Необходимым условием осуществления этой функции является наличие положительного идеала как цели деятельности, а также умение на основе анализа реального бытия человека или группы людей создать положительный «проект», сценарий будущего. Результатом социально-педагогической деятельности является формирование определенного уровня социальных качеств, самосознания, самоопределения и самоутверждения, то есть личностного бытия, в соответствии с возможностями человека и окружающей среды. С увеличением числа личностей нового социального уровня создаются условия для развития и самого общества.
В целом социально-педагогическая деятельность носит гуманистический характер, поскольку ее цель – противостоять отчуждению, подавлению и угнетению человека, содействовать индивидуализации, развитию человеческого «Я» в единстве с ценностями свободы, справедливости и равенства, демократии и гуманизма. Несомненно, что выбор социально-педагогических методов и средств должен обеспечивать положительные результаты. С этой точки зрения могут быть использованы гуманистические технологии, основанные на психологических знаниях и умениях, ключевыми звеньями которых выступают следующие составляющие:
1. Учет актуальных потребностей клиента. Потребности не разделяются на хорошие и плохие, т.к. они обеспечивают выживание личности и ее адаптацию. Но существуют социально приемлемые и социально неприемлемые способы удовлетворения потребностей.
Непосредственным «трансформатором» структуры потребностей являются положительные эмоции, сопровождающие успешное удовлетворение этих потребностей. Способами реализации потребностей и формирования социально приемлемого поведения являются воздействие на эмоционально-познавательную (усвоение правовых знаний, формирование нравственных убеждений, изменение системы ценностей и отношений к действительности) и деятельностную сферы (использование социально организованных форм деятельности, способствующих формированию социально-позитивных потребностей).
2. Позитивное восприятие клиента социальным работником. Смысл позитивного восприятия индивида заключается в том, чтобы понять и воспринять его внутренний мир, верить в его силы и возможности. При этом следует относиться к недостаткам человека как к его достоинствам, которым еще не найдено применение. В этой связи используются:
1.Психолого-терапевтическое и социально-педагогическое воздействие с преобладанием нравственных средств, укрепляющих психофизическое здоровье.
2.Создание во взаимодействии с клиентом ситуации «проживания», что предполагает использование знаний жизненного опыта клиента.
3.Взаимодействие без принуждения и психического насилия. Ненасилие во взаимодействии с клиентом проявляется в ненасилии над мышлением, в признании его прав как полноценного человека, в предоставлении ему иметь право на собственное мнение. Реализация идеи ненасилия включает следующие этические приемы общения: не претендовать на абсолютную истину; быть готовым к уступкам и милосердию, подвергать критике свое поведение для того, чтобы выяснить, почему собственные поступки вызывают отрицательную реакцию у окружающих; учиться анализировать ситуацию с позиции оппонента; никогда не отождествлять проблему и личность; не требовать от других полного совершенства и не считать себя таковым.
3. Психолого-педагогическая поддержка клиента предполагает педагогическую и психологическую помощь в индивидуальном развитии и саморазвитии личности. При этом система поддержки и помощи является основой реализации гуманистических ценностей, основополагающими из которых выступают следующие:
ü Принимать клиента таким, каков он есть, и относиться к нему как к высшей ценности. Это означает, что во взаимодействии с ним следует учитывать его интересы, потребности, мотивы, возможности.
ü Доверять клиенту, создавать в общении с ним атмосферу доверия.
ü Признавать клиента соучастником социально-педагогического процесса, при этом строго соблюдая его социальные и моральные права.
ü Поддерживать клиента в сложных жизненных ситуациях. Основой поддержки является подлинно духовный контакт специалиста и клиента.
Социально-педагогическая деятельность является процессом, и потому ее результаты складываются не в одно мгновение, а требуют времени для осуществления поставленных целей и задач. Эта деятельность предполагает организацию воспитательно-образовательной ситуации, которой должны предшествовать соответствующая познавательно-диагностическая, а также проектно-конструирующая работа специалиста. Весь процесс представляет совокупность всех операциональных действий, которые совершают его участники.
Основными средствами социально-педагогической деятельности при использовании гуманистических технологий являются: деятельность, общение, отношение.
Деятельность — это системообразующий элемент. Гуманистическая система складывается как система в деятельности, через которую она оказывает влияние на личность. Более того, деятельность является условием общения и отношений, включает взаимоотношения человека со средой, должна быть педагогически правильно организована.
Общение — является первостепенным атрибутом любого вида деятельности, средством материализации отношений между специалистом и клиентом. В силу того, что общение в гуманистических технологиях занимает значимое место, к нему в повседневной деятельности следует применять педагогические требования:
а) открытость и доступность специалиста к ведению диалога с клиентом на любую тему; сохранение конфиденциальности;
б) выслушать клиента до конца, не перебивая, а уточняя, внимательно вслушиваться в каждое сказанное слово (первично не убеждение, а понимание);
в) не принимать за клиента решений; не навязывать, а только лишь высказывать свое суждение, советовать; вести клиента к самоанализу, рефлексии;
г) в процессе общения с клиентом выражать эмпатию, поскольку сопереживание, соучастие, содействие — важнейшие условия индивидуального подхода к человеку;
д) общение должно быть ненасильственным, что требует открытой методики, в основе которой лежат обоснование и объяснение клиенту своих действий.
В процессе деятельности и общения связующим звеном между ними выступают отношения. Главная их функция — это перенос центра ориентации с предметной среды на личность субъекта. Именно отношения очеловечивают деятельность, придают ей преобразующий характер и одухотворяют общение, предусматривают сотрудничество.
Деятельность, общение и отношения как средства социально-педагогической деятельности реализуются не отдельно, а последовательно и комплексно.