Социальная работа и педагогика: пути обеспечения активного взаимодействия.

Педагогические знания имеют большое жизненное и общекультурное значение. Современному человеку необходимо владеть информацией о формах обучения и воспитания, о стилях поведения, способах и приемах эффективного взаимодействия, обусловливающих сотрудничество и взаимопонимание.

Возникнув как практика подготовки детей к взрослой жизни, ныне педагогика выступает как комплексно-интегративная область знания и деятельности, объектом кото­рой является все общество в целом и отдельный человек на протяжении всех этапов его возрастного существова­ния. Педагогика все больше рассматривается как средство социального проектирования и создания нового вида об­щества, отдельных его сфер с помощью соответствующей обучающе-воспитательной деятельности по формированию новых образов знания, мышления и чувств, форм инди­видуального и общественного поведения. Иными словами, в любом своем проявлении социально-педагогическая деятельность была и остается общественно необходимым видом деятельности. Ее возникновение и развитие, как и деятельности вообще, связано с потребностями общества на каждом этапе его существования. В зависимости от уровня экономического, политического и духовного развития общества различные социальные группы могут изменять масштаб, формы и содержание педагогической деятельности, но не могут полностью отказаться от нее.

Органичной частью педагогики является социальная пе­дагогика. Социальная педагогика – это теория и практика познания, регулирования и реализации образовательно-воспитательными средствами процесса социализации или ресоциализации человека, результатом которого являют­ся приобретение индивидом ориентации и эталона пове­дения (убеждений, ценностей, соответствующих чувств и действий).

Термин «социальная педагогика» был предложен немец­ким педагогом А. Дистервегом в середине XIX в. как обо­значение такого направления педагогики, которое изучает общественное воспитание молодежи и старших возрастных групп, процессы адаптации и перевоспитания всех возраст­ных групп, не вписывающихся в социальную систему или нарушающих установленные в ней нормы. Ряд основопо­ложников социальной педагогики (Г. Ноль, Г. Боймер и др.) предметом ее исследования считали социальную по­мощь обездоленным детям и профилактику правонаруше­ний несовершеннолетних.

Принципиально иначе определял предмет социальной педагогики немецкий ученый П. Наторп. Он считал, что социальная педагогика исследует проблему интеграции воспитательных сил общества с целью повышения куль­турного уровня народа, т. е. социальная педагогика – отрасль знания о воспитании человека на протяжении всего жизненного пути.

Существуют различные определения социальной педа­гогики. Вот некоторые из них: «Социальная педагогика – это научная дисциплина, раскрывающая социальную функцию общей педагогики и исследующая воспитатель­ный процесс во всех возрастных группах» (Х.Мискес). «Смысл социальной педагогики – помощь молодежи в быстрой адаптации к социальной системе, противостоянии негативным отклонениям от норм поведения» (Е.Молленхауер). «Социальная педагогика – это наука о воспи­тательных влияниях социальной среды». (В.Д.Семенов).

Исходя из сказанного, можно заключить, что социальная педагогика – отрасль педагогики, иссле­дующая социальное воспитание как социальный институт, т. е. воспитание всех возрастных групп и социальных ка­тегорий людей, осуществляемое как в организациях, спе­циально для этого созданных, так и в тех, для которых воспитание не является основной функцией (предприятия, воинские части и др.)

За рубежом теоретическая разработка проблем социаль­ной педагогики активизировалась в 50–60-е гг. ХХ в. (Германия). Однако фактически и в Европе, и в США с начала XX в. ши­рокое распространение получила практическая деятельность, обозначавшаяся термином «социальная работа», органи­зуемая государственными институтами и общественными организациями. Содержанием ее была помощь семье, раз­личным группам населения, интеграция воспитательных уси­лий школы и других социальных институтов.

Таким образом, к началу 20-х гг. XX в. за рубежом складывается государственная система социальной рабо­ты, которая первоначально имела следующие сферы при­менения: семейное, детское благополучие, психиатричес­кая, медицинская, школьная социальная работа, а позднее добавились сферы профессиональной, промышленной, геронтологической, сельской, полицейской, судебной соци­альной работы. Так, социальная работа в сфере семейного благополучия предполагает консультации по брачным от­ношениям, подготовку родителей к воспитанию детей, по­мощь в решении финансовых вопросов, проблем здоровья, образования, трудоустройства. Школьная социальная ра­бота предполагает помощь учащимся во включение в школь­ную жизнь, координацию усилий школы и семьи, помощь учащимся, учителям и родителям в решении проблем социальной изолированности детей, агрессивного поведения, недисцип-линированности и др.

На современном этапе социальная педагогика изучает влияние социаль­ной реальности на цели и задачи человека на протяжении всей его жизни, педагогические последствия этого влия­ния для человека и общества, разрабатывает соответст­вующие обучающе-воспитательные системы, программы, методы и средства осуществления поставленных целей и задач с учетом потребностей индивида в социальном са­моопределении, самоутверждении и самореализации.

Особое место в социальной педагогике занимают проблемы образовательно-вос­питательной работы с индивидами и группами индиви­дов, социализация которых нарушена, и они нуждаются в педагогической помощи. Такие индивиды находятся, глав­ным образом, на попечении учреждений системы социаль­ной защиты. В этой связи возникает проблема, имеющая теоретическое и практическое значение: разумное взаи­модействие социальной работы и социальной педагогики. Необходимо выявить общие и особенные моменты между ними, поскольку объекты работы совпадают.

Любой социальный работник (рядовой работник, ру­ководитель, любой специалист социальной работы) дол­жен быть подготовлен и в социально-педагогическом от­ношении: такого рода знания, умения и навыки являются необходимым компонентом, обеспечивающим его профессиональную состоятельность. Социальный работник дол­жен, по крайней мере, не упускать педагогические аспек­ты свой деятельности, не забывать об использовании пе­дагогических средств для решения социальных проблем. Он должен научиться давать педагогическую оценку происхо­дящим в его области процессам и предвидеть социальные последствия педагогических технологий, иными словами, владеть основами социально-педагогической деятельности.

Важно иметь в виду, что социально-педагогическая дея­тельность реализует социальное проектирование и конст­руирование. Необходимым условием осуществления этой функции является наличие положительного идеала как цели деятельности, а также умение на основе анализа реально­го бытия человека или группы людей создать положитель­ный «проект», сценарий будущего. Результатом социаль­но-педагогической деятельности является формирование определенного уровня социальных качеств, самосознания, самоопределения и самоутверждения, то есть личностно­го бытия, в соответствии с возможностями человека и окружающей среды. С увеличением числа личностей ново­го социального уровня создаются условия для развития и самого общества.

В целом социально-педагогическая деятельность носит гуманистический характер, поскольку ее цель – противо­стоять отчуждению, подавлению и угнетению человека, содействовать индивидуализации, развитию человеческо­го «Я» в единстве с ценностями свободы, справедливости и равенства, демократии и гуманизма. Несомненно, что выбор социально-пе­дагогических методов и средств должен обеспечивать поло­жительные результаты. С этой точки зрения могут быть использованы гуманистические технологии, основанные на психологических знаниях и умениях, ключевыми звеньями которых выступают следующие составляющие:

1. Учет актуальных потребностей клиента. Потребности не разделяются на хорошие и плохие, т.к. они обеспечивают выживание личности и ее адаптацию. Но существуют со­циально приемлемые и социально неприемлемые спосо­бы удовлетворения потребностей.

Непосредственным «трансформатором» структуры по­требностей являются положительные эмоции, сопровож­дающие успешное удовлетворение этих потребностей. Спо­собами реализации потребностей и формирования социаль­но приемлемого поведения являются воздействие на эмо­ционально-познавательную (усвоение правовых знаний, формирование нравственных убеждений, изменение сис­темы ценностей и отношений к действительности) и деятельностную сферы (использование социально организо­ванных форм деятельности, способствующих формирова­нию социально-позитивных потребностей).

2. Позитивное восприятие клиента социальным работником. Смысл позитивного восприятия индивида заключается в том, чтобы понять и воспринять его внутренний мир, ве­рить в его силы и возможности. При этом следует относиться к недостаткам человека как к его достоинствам, которым еще не найдено применение. В этой связи используются:

1.Психолого-терапевтическое и социально-педагогиче­ское воздействие с преобладанием нравственных средств, укрепляющих психофизическое здоровье.

2.Создание во взаимодействии с клиентом ситуации «проживания», что предполагает использование знаний жизненного опыта клиента.

3.Взаимодействие без принуждения и психического на­силия. Ненасилие во взаимодействии с клиентом проявляет­ся в ненасилии над мышлением, в признании его прав как полноценного человека, в предоставлении ему иметь право на собственное мнение. Реализация идеи ненасилия включает следующие этические приемы общения: не пре­тендовать на абсолютную истину; быть готовым к уступ­кам и милосердию, подвергать критике свое поведение для того, чтобы выяснить, почему собственные поступки вы­зывают отрицательную реакцию у окружающих; учиться анализировать ситуацию с позиции оппонента; никогда не отождествлять проблему и личность; не требовать от других полного совершенства и не считать себя таковым.

3. Психолого-педагогическая поддержка клиента предпола­гает педагогическую и психологическую помощь в инди­видуальном развитии и саморазвитии личности. При этом система поддержки и помощи является основой реализа­ции гуманистических ценностей, основополагающими из которых выступают следующие:

ü Принимать клиента таким, каков он есть, и отно­ситься к нему как к высшей ценности. Это означает, что во взаимодействии с ним следует учитывать его интересы, потребности, мотивы, возможности.

ü Доверять клиенту, создавать в общении с ним атмо­сферу доверия.

ü Признавать клиента соучастником социально-педаго­гического процесса, при этом строго соблюдая его социаль­ные и моральные права.

ü Поддерживать клиента в сложных жизненных ситуа­циях. Основой поддержки является подлинно духовный контакт специалиста и клиента.

Социально-педагогическая деятельность является процес­сом, и потому ее результаты складываются не в одно мгно­вение, а требуют времени для осуществления поставленных целей и задач. Эта деятельность предполагает организацию воспитательно-образовательной ситуации, которой должны предшествовать соответствующая познавательно-диагности­ческая, а также проектно-конструирующая работа специа­листа. Весь процесс представляет совокупность всех опера­циональных действий, которые совершают его участники.

Основными средствами социально-педагогической дея­тельности при использовании гуманистических техноло­гий являются: деятельность, общение, отношение.

Деятельность — это системообразующий элемент. Гума­нистическая система складывается как система в деятель­ности, через которую она оказывает влияние на личность. Более того, деятельность является условием общения и отношений, включает взаимоотношения человека со сре­дой, должна быть педагогически правильно организована.

Общение — является первостепенным атрибутом любо­го вида деятельности, средством материализации отноше­ний между специалистом и клиентом. В силу того, что об­щение в гуманистических технологиях занимает значимое место, к нему в повседневной деятельности следует при­менять педагогические требования:

а) открытость и доступность специалиста к ведению диалога с клиентом на любую тему; сохранение конфиденциальности;

б) выслушать клиента до конца, не перебивая, а уточняя, внимательно вслушиваться в каждое сказанное слово (первично не убеждение, а понимание);

в) не принимать за клиента решений; не навязывать, а только лишь высказывать свое суждение, советовать; вести клиента к самоанализу, рефлексии;

г) в процессе общения с клиентом выражать эмпатию, поскольку сопереживание, соучастие, содействие — важнейшие условия индивидуального подхода к человеку;

д) общение должно быть ненасильственным, что требует открытой методики, в основе которой лежат обоснование и объяснение клиенту своих действий.

В процессе деятельности и общения связующим звеном между ними выступают отношения. Главная их функция — это перенос центра ориентации с предметной среды на личность субъекта. Именно отношения очеловечивают дея­тельность, придают ей преобразующий характер и одухо­творяют общение, предусматривают сотрудничество.

Деятельность, общение и отношения как средства со­циально-педагогической деятельности реализуются не от­дельно, а последовательно и комплексно.