Из книги «Практикум по конфликтологии»
Цель: развитие у слушателей навыков оценки глубины конфликтной ситуации с использованием специальных методик и формирование у них умений и навыков принимать адекватные решения по поводу поведения субъектов конфликта в конфликтном взаимодействии.
Порядок проведения игры
Подготовительный этап
Слушателям выдаются задание и установки на подготовку к игре. Суть задания состоит в следующем.
1. Слушатели получают тест «Оценка глубины конфликта» для изучения его содержания.
2. Для апробации теста обучаемые, разбившись на группы, должны проанализировать конфликтные ситуации, которые происходили с их участием или которые они наблюдали, на предмет оценки выраженности каждого из 8 факторов, представленных в тесте. По этому вопросу готовится доклад от каждой команды.
ТЕСТ «ОЦЕНКА ГЛУБИНЫ КОНФЛИКТА»
Данный тест предлагается в целях оценки конфликтной ситуации и характера поведения субъекта, улаживающего конфликт.
В тесте представлены 8 основных позиций, имеющих непосредственное отношение к конфликтной ситуации. Ваша задача состоит в том, чтобы оценить выраженность каждого фактора по пятибалльной шкале.
Сильная выраженность факторов в левой стороне теста оценивается 1 баллом, в правой - 5 баллами. После оценки каждой позиции в тесте следует подсчитать общую сумму баллов, которая будет свидетельствовать о глубине конфликта.
1. Стороны осознают причину конфликта | Стороны не осознают причину конфликта | |
2. Причина конфликта имеет эмоциональный характер | Причина конфликта имеет материальный характер | |
3. Цель конфликтующих -устремленность к социальной справедливости | 12 3 4 5 | Цель конфликтующих - получение привилегий |
4. Есть общая цель, к которой стремятся все | Общей цели нет | |
5. Сферы сближения выражены | Сферы сближения не выражены |
Окончание
6. Сферы сближения касаются эмоциональных про- | 12 3 4 5 | Сферы сближения касаются материальных (служебных) проблем |
блем | ||
7. Лидеры мнений не выделяются | Замечено влияние лидеров мнений | |
8, В процессе общения оппоненты придерживаются общепринятых норм поведения | В процессе общения оппоненты не придерживаются общепринятых норм поведения |
Оценка, результатов
Сумма баллов, равная 35-40, свидетельствует о том, что конфликтующие стороны заняли по отношению друг к другу жесткую позицию.
Сумма баллов, равная 25-34, указывает на колебания в отношениях конфликтующих сторон.
Рекомендации субъектам, улаживающим конфликт
А. Если вы руководитель, то:
- при сумме баллов 35-40 вы должны выступить в роли обвинителя и для разрешения конфликтной ситуации в основном следует прибегать к административным мерам;
- при сумме баллов 25-34 вы должны выступить в роли консультанта и для разрешения конфликтной ситуации в основном следует прибегать к психологическим мерам;
- при сумме баллов менее 24 вы должны выступать в роли воспитателя и в этом случае для разрешения конфликтной ситуации целесообразно использовать педагогические меры.
Б. Если вы являетесь медиатором, то:
- при сумме баллов 35-40 следует предпринять меры по разъединению конфликтующих сторон и приступить к переговорам с ними дизъюнктивным (разъединительным) способом до снижения накала борьбы между ними;
- при сумме баллов 25-34 можно попытаться на очередной встрече в переговорном процессе перевести конфликт в конструктивную фазу;
- при сумме баллов менее 24 можно активизировать усилия по подготовке конструктивного решения.
В ходе занятия:
1. Проводится игровая разминка.В течение 10-15 минут заслушиваются и анализируются задания, сделанные группами на подготовительном этапе.