Из книги «Практикум по конфликтологии»

Цель: развитие у слушателей навыков оценки глубины конфликт­ной ситуации с использованием специальных методик и формиро­вание у них умений и навыков принимать адекватные решения по поводу поведения субъектов конфликта в конфликтном взаимодей­ствии.

Порядок проведения игры

Подготовительный этап

Слушателям выдаются задание и установки на подготовку к игре. Суть задания состоит в следующем.

1. Слушатели получают тест «Оценка глубины конфликта» для изучения его содержания.

2. Для апробации теста обучаемые, разбившись на группы, дол­жны проанализировать конфликтные ситуации, которые происхо­дили с их участием или которые они наблюдали, на предмет оцен­ки выраженности каждого из 8 факторов, представленных в тесте. По этому вопросу готовится доклад от каждой команды.

ТЕСТ «ОЦЕНКА ГЛУБИНЫ КОНФЛИКТА»

Данный тест предлагается в целях оценки конфликтной ситуа­ции и характера поведения субъекта, улаживающего конфликт.

В тесте представлены 8 основных позиций, имеющих непосред­ственное отношение к конфликтной ситуации. Ваша задача состо­ит в том, чтобы оценить выраженность каждого фактора по пяти­балльной шкале.

Сильная выраженность факторов в левой стороне теста оцени­вается 1 баллом, в правой - 5 баллами. После оценки каждой пози­ции в тесте следует подсчитать общую сумму баллов, которая бу­дет свидетельствовать о глубине конфликта.

 

 

 

1. Стороны осознают при­чину конфликта Стороны не осознают при­чину конфликта
2. Причина конфликта име­ет эмоциональный характер Причина конфликта имеет материальный характер
3. Цель конфликтующих -устремленность к социальной справедливости 12 3 4 5 Цель конфликтующих - по­лучение привилегий
 
4. Есть общая цель, к кото­рой стремятся все Общей цели нет
5. Сферы сближения выра­жены Сферы сближения не выра­жены

Окончание

 

 

6. Сферы сближения каса­ются эмоциональных про- 12 3 4 5 Сферы сближения касаются материальных (служебных) проблем
блем  
7. Лидеры мнений не выде­ляются Замечено влияние лидеров мнений
8, В процессе общения оп­поненты придерживаются об­щепринятых норм поведения В процессе общения оппо­ненты не придерживаются об­щепринятых норм поведения

Оценка, результатов

Сумма баллов, равная 35-40, свидетельствует о том, что конф­ликтующие стороны заняли по отношению друг к другу жесткую позицию.

Сумма баллов, равная 25-34, указывает на колебания в отноше­ниях конфликтующих сторон.

Рекомендации субъектам, улаживающим конфликт

А. Если вы руководитель, то:

- при сумме баллов 35-40 вы должны выступить в роли обвини­теля и для разрешения конфликтной ситуации в основном следует прибегать к административным мерам;

- при сумме баллов 25-34 вы должны выступить в роли консуль­танта и для разрешения конфликтной ситуации в основном следу­ет прибегать к психологическим мерам;

- при сумме баллов менее 24 вы должны выступать в роли вос­питателя и в этом случае для разрешения конфликтной ситуации целесообразно использовать педагогические меры.

Б. Если вы являетесь медиатором, то:

- при сумме баллов 35-40 следует предпринять меры по разъе­динению конфликтующих сторон и приступить к переговорам с ними дизъюнктивным (разъединительным) способом до снижения накала борьбы между ними;

- при сумме баллов 25-34 можно попытаться на очередной встре­че в переговорном процессе перевести конфликт в конструктивную фазу;

- при сумме баллов менее 24 можно активизировать усилия по подготовке конструктивного решения.

В ходе занятия:

1. Проводится игровая разминка.В течение 10-15 минут заслу­шиваются и анализируются задания, сделанные группами на под­готовительном этапе.