Анализ ситуация методом «Инцидента»
Этот метод характеризуется следующими признаками: => наличие инцидента, то есть факта о случившемся; => дефицит информации, времени, аварийная обстановка, то есть наличие факторов, приводящих к очень большой напряженности, ситуация характеризуется неблагоприятными условиями для принятия решения;
=* разработка участниками игры вопросов для получения и систематизации полученных фактических данных; => разработка инициаторами ситуации ответов на предполагаемые вопросы, то есть всей необходимой информации по ситуации на основе ее анализа, развития и прогноза; => формулировка проблемы и принятие целесообразных и ответственных решений, как правило, окончательных, ибо ход событий редко оставляет возможность уточнить замысел, при этом возможен риск;
=? представление решений и дискуссия: рецензирование, оппонирование, публичная защита, вопросы на уточнение и на понимание, коррекция и дополнения;
=> подведение итогов и оценка решений командой, разработавшей инцидент;
=> анализ разработанной ситуации и принятых решений группой экспертов, организаторов игры.
Основной особенностью этого метода является то, что участники игры получают информацию лишь о самом инциденте, о каком-то экстраординарном случае, острой конфликтной обстановке, а вся необходимая информациядля принятия решения поступает лишь с помощью задаваемых вопросово недостающих фактах, обстоятельствах, подробностях.
Если вопросов задается мало и не по существу, то группы принимают решения в условиях дефицита информации.
Полнота информации, необходимой для принятия решения, зависит от многогранности анализа ситуации ее разработчиками.
При остром дефиците времени на обдумывание и подготовку творческих решений приходится опираться преимущественно на шаблонные приемы, поэтому они должны быть выработаны заблаговременно и в достаточном разнообразии (в ситуации обучающих игр).
Метод инцидента формирует умение оптимально разрешать конфликтные и экстренные ситуации, по типу: случилось... Он дает возможность играющим отработать несколько стандартных стратегий поведения, которые помогут им в первый самый напряженный период трудной ситуации войти в нее активно, конструктивно и поэтому с минимальным эмоциональным напряжением, и тем самым тренирует способности преодоления возрастной и личной инерционности.
Главная задача технологии - научить слушателей собирать полную информацию о случившемся; определять, вычленять и при необходимости редуцировать проблемы, заложенные в ситуацию. Анализ ситуации методом «Разыгрывания ролей»Этот метод характеризуется следующими признаками: => наличие задачи или проблемы и распределение ролей между участниками ее решения; => различие интересов участников;
=* взаимодействие участников игры в ходе разыгрывания ситуации, причем каждый действует с позиций и с учетом интересов представляемого им подразделения, должностного лица, личных позиций;
=> ввод корректирующих условий, например сообщение некоторых новых сведений, которые нужно учесть при решении конфликтной ситуации, направить обсуждение в другое русло ит.д.
=> принятие решений участниками инсценировки;
=> дискуссия участников игры, вопросы и ответы, оппонирование, защита позиций, мнений, действий;
=> подведение итогов и оценка решений командой, разработавшей инсценировку;
=> анализ разработанной ситуации и принятых решений экспертами и организатором игры.
При работе по этому методу необходимо во время анализа ситуации обращать внимание на поведение участников инсценировки, реакцию в ходе исполнения ролей, позиции различных сторон, индивидуальный стиль общения.
Этот метод наиболее эффективен при анализе взаимоотношений в системе «руководитель-подчиненный», ибо здесь оптимальное решение не может быть достигнуто формализованными методами. Решение конфликтов из серии взаимоотношений возможно на основе компромиссов между участниками, интересы которых не идентичны.
Бланк оценивания матрицы причин конфликтов
Примечание. Данный бланк заполняется для каждой оцениваемой группы отдельно. Матрица причин конфликтов соотносится с матрицей конфликтов, предлагаемой в приложении к игре.
Для групп, разрабатывающих конфликтные ситуации, можно подготовить банк информации для запроса участниками игры: сборники ситуаций, тексты ситуаций, журналы, газеты.
4-й этап. Анализ конфликтных ситуаций. Общее время -45 мин. 4.1. Группы участвуют в жеребьевке на очередность представления ситуации. На основании жеребьевки устанавливается последовательность анализа конфликтов, объявляется процедура анализа и делается инструктаж по методам анализа. Процедура:
• краткая характеристика метода — 2-3 мин.
• представление ситуации (в зависимости от метода - полной, инцидента или инсценировки) - до 5 мии.;
• вопросы на уточнение и на понимание - 2-3 мин.;
• анализ конфликтной ситуации и принятие решения всеми командами- 5 мин.;
• представление решений двумя оставшимися командами;
• дискуссия по анализу и оценке решений (участвуют все три команды)- 5-7 мин.;
• подготовка коллективной оценки командам и ее представление -2 мин.
4.2. Каждая группа в порядке очередности представляет конфликтную ситуацию, определяет роль, в которой остальные участники принимают решение, формулирует задание, отвечает на уточняющие вопросы. Время: 5-7 мин.
4.3. Внутригрупповые дискуссии по поиску и принятию решений, разработке программы действий, стратегии. Время: до 5 мин.
4.4. Обе группы, принимающие участие в поиске решений в кон
фликтной ситуации, по очереди представляют свои решения (ли
дер команды или инициатор решения). По итогам решений про
водится дискуссия. Все команды оппонируют друг другу,
рецензируя решения другой команды и публично защищая свои.
Время: 5-7 мин.
4.5. Группа, разработчик ситуации, анализирует принятые решения, сопоставляет их со своим решением, оценивает их, делая качественный разбор, выявляя правильные и ошибочные, на ее взгляд, действия и подходы. Время: 2 мин.
4.6. Процедура фрагментов 4.2; 4.3; 4.4; 4.5 полностью повторяется, и затем право на представление информации получает третья группа, процедура фрагментов 4.2-4.5 повторяется вновь.
4.7. На всех фрагментах группа экспертов оценивает деятель
ность участников игры: содержание конфликтных ситуаций; соот
ветствие информации заданной технологии анализа ситуации; про
граммы действий по решению конфликтных ситуаций.
Примечание. Организатор игры должен помнить, что каждая группа работает в заданной норме, то есть на основании той технологии, которая ей предложена для подготовки ситуации и ее анализа.
По окончании четвертого этапа все группы сдают тексты ситуаций и письменные решения в группу экспертов.
5-й этап. Разработка «Памятки» руководителю по анализу конфликтов
5.1. На основе проведенной организатором игры беседы, собственного опыта обучаемых, уроков, извлеченных из игры, взаимной осведомленности каждая команда готовит «Памятку», в кото-
return false">ссылка скрытарой в сжатой, лаконичной форме предлагает, формулирует от 5 до 10 рекомендаций по профилактике, предупреждению и разрешению конфликтов. Время: 15-20 мин.
5.2. Каждая команда представляет свою «Памятку». Время: не более 5 мин. на одну команду.
5.3. Каждая команда в течение 2-3 минут готовит реплики-оцеи-ки «Памяткам» двух других команд и затем их представляет. Время на подготовку и проведение сюжета- 10 мин.
6-й этап. Заключительный. Время: от 20 до 30 мин.
6.1. Анализ работы участников игры «Конфликт» экспертами.
6.2. Подведение итогов игры ее организатором. Выявление уровня социально-психологической компетентности играющих, определение допущенных ошибок, промахов, неудач. Выявление положительного опыта, формулировка уроков, которые следует извлечь из игры.
6.3. Индивидуальное консультирование по психологическим вопросам управления. Коррекция индивидуального стиля участников игры. Аннотация литературы по конфликтологии в помощь руководителю.
ситуации |
№ п/п |
«ДЛ», соответствует требованиям |
«HET», не соответствует требованиям |
Бланк оценивания содержания конфликтной
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. |
Наличие основных параметров ситуации
Конфликтующие стороны Цели, мотивы поступков учас пиков ситуации
О- |
Причины конфликта Наличие повода, спровоцир вавшего ко нфликт
я- |
Развитие событий в ситуации Последствия конфликта Предпринятые действия, нрин тыс решения
н- |
Соответствие описания ко фликта предложенному методу анализа
Формулировка задания другим командам
Сложность разработанной ситуации
Итого:
Примечание. Эксперты делают качественный анализ разработанных участниками игры конфликтных ситуаций, показывают в какой мере им удалось справиться с заданиями, с предложенной технологией работы с материалом ситуации.
Бланк оценивания принятых решений по конфликт)'
№ п/п |
Группа «А» |
Группа «Б» |
Группа «В» |
Критерии оценки решений
Степень разрешения конфликта: -для дела
- для коллектива
-для конфликтующих сторон
2. |
Выявление причины и се устранение: -причина выявлена полностью
- причина обнаружена частично
- причина перепутана с поводом
3. |
Наличие неправомерных действий
Появление потенциальных проблем
Эффективность применяемых методов:
- педагогических
- административных
- посредничество третьих лиц -создание конфликтных комиссий
- метод «взрыва» - публичное осуждение
Разработка мероприятий по профилактике и управлению конфликтами в коллективе
Примечание. Систему оценивания отрабатывает группа экспертов на основе коллективного мнения, при этом предпочтительнее анализ качества принятых решений, намеченных стратегий.
Приложение 1. Алгоритм анализа конфликтов
1. Определение участников конфликта: кто с кем вступил в конфронтацию и кто начал, кто втянут в конфликтные отношения.
2. Определение степени реальности возникшего конфликта, противоречия.
3. Уяснение причины конфликта, то есть какие интересы людей и каким образом затронуты в конфликте, отличие конфликта от повода; анализ предшествующих взаимоотношений участников конфликта.
4. Анализ предмета конфликта, то есть преследует ли он цели какого-то практического действия или имеет характер выяснения взаимоотношений людей, перевод деловых разногласий в сферу личных отношений и наоборот.
5. Вычленение активной и пассивной сторон в конфликтной ситуации.
6. Выяснение цели, намерений инициатора коифликта.
7. Определение стадии развития конфликта (противоречие, ожидание, фрустрация, противоборство).
8. Диагностика степени разрушительности конфликта (для людей, для дела, для организации).
9. Незамедлительное овладение ситуацией пока она не осложнилась.
10. Поиск вариантов решения и прогнозирование потенциаль
ных проблем.
11. Совместное с конфликтующими сторонами определение при
емлемых вариантов подходов и выбор наиболее целесообразного
из них для разрешения конфликта, в котором бы объединились
представления этих сторон о преследуемых ими целях и средствах
достижения.
12. Разработка программы профилактики конфликтных ситуаций и обучения персонала сотрудничеству.
Приложение 2. Матрица причин конфликтовПричины конфликтов по вине руководителей:
• нарушение трудового законодательства;
• несовершенство способов начисления заработной платы;
• нарушение порядка распределения премий, несовершенная си
стема стимулирования, неразвитая система мотивации;
• игнорирование проблем карьеры работников;
• неумение расставить людей в соответствии с их квалификацией и
интересами;
• нарушение производственной субординации (соподчииенности),
установленной штатным расписанием;
• размытые личные цели и ценности руководителя;
• высокая потребность во власти;
• нарушение межличностных отношений, грубое принуждение, ре
зонерство;
• неодинаковое личное отношение руководителя к подчиненным («любимчики» и «пасынки»);
• поощрение подхалимажа и угодничества, конформизма;
• низкий уровень управленческой, профессиональной и социально-психологической компетентности руководителя;
• неразвитость партисипативного стиля управления;
• неадекватность стиля руководства уровню зрелости коллектива;
• игнорирование социальных проблем коллектива;
• нарушение норм служебного этикета;
• эмоциональная неустойчивость руководителя;
• недоиспользование хозяйственных прав руководителем;
• недостаточность благожелательного внимания со стороны руководителя к достижениям и успехам подчиненных;
• отсутствие в организации корпоративных ценностей, миссии и культуры;
• неадекватный имидж руководителя и др. Причины конфликтов по вине подчиненных:
• отсутствие сознательной дисциплины и ответственности;
• эгоистические устремления отдельных личностей, завышенная самооценка;
• личная неорганизованность работников;
• нечестное отношение к труду;
• косность и инертность в стиле работы коллектива;
• антипатии, неприязнь друг к другу;
• чувство обиды и зависти одних работников к другим;
• низкий уровень профессиональной и коммуникативной культу
ры;
• незнание должностных обязанностей или умышленное их игно
рирование;
• негативные и акцентуированные черты характера;
• чувство неопределенности, неуверенности, демотивация;
• социально-психологическая несовместимость и низкий уровень
эмоциональной культуры;
• конфликтогенность отдельных работников;
• неадекватный имидж работников современным требованиям;
• противоречия новаторских и консервативных устремлений работ
ников;
• низкий уровень приверженности организации и др.
Объективные, в том числе организационные причины конфликтов:
• чрезмерная загруженность работой и необходимость выполнения
множества обязанностей;
• размытость стратегических целей организации из-за нестабильности в стране;
• неблагоприятные социальные условия труда и быта, низкая заработная плата работников;
• неразвитая материально-техническая база организации;
• низкий уровень организации труда, места и времени персонала;
• отсутствие рынка труда по многим видам деятельности;
• устарелость организационных структур, штатных расписаний;
• экономическая и политическая нестабильность и экстремальные ситуации в масштабах страны и пр.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ РОЛЕВАЯ ИГРА
«ОЦЕНКА ГЛУБИНЫ КОНФЛИКТА»