X. Нормальный подход: хосписное движение.

Причина появления хосписного движения в целом известна: умирание — это особое время человеческой жизни и медицина должна помочь человеку по-человечески умереть. Эта задача решается в хосписе не только за счет дополнительного внимания и качественного ухода, но и благодаря личностному отношению к каждому пациенту. Поэтому, в частности, в хосписах не ограничивают применение анестезии сугубо медицинскими задачами купировать боль. Задача не в том, чтобы боль стала переносимой. Задача в том, чтобы пациент не ощущал дискомфорта. Поэтому здесь допустимо применение большего количества обезболивающих средств, чем в обычных больницах. Хотя последнее может косвенно привести к ускорению смерти пациента, однако это не является нарушением врачебной этики, поскольку служит тому, чтобы сохранить человеческое достоинство больных и возможность личностного общения.

При хосписах всегда действуют часовни или храмы, однако никого не принуждают к вере. Общение с Богом — личное дело каждого. Насилие здесь недопустимо.

От пациента не скрывают правду о диагнозе, если только он сам не просит об этом. Но сообщают ему об этом не в лоб, не причиняя психологической травмы, но обращаясь за помощью к опытным психотерапевтам и специально подготовленным врачам.

Таким образом, умирание становится для человека временем осмысленной жизни, возможностью принять смерть так, как ее принимает лирический герой стихотворения Бориса Пастернака “В больнице”:

“О Господи, как совершенны

Дела Твои, — думал больной, —

Постели, и люди, и стены,

Ночь смерти и город ночной.

Кончаясь в больничной постели,

Я чувствую рук Твоих жар.

Ты держишь меня, как изделье,

И прячешь, как перстень, в футляр”.

1956.


[1]Сальников В.П. Кузнецов Э.В. Старовойтова О.Э. Правовая танатология. СПб., 2002. С. 136–144.

[2]Стеценко С.Г. Медицинское право. Учебник. СПб., 2004. С. 361.

[3]Платон. Федон, 64 a. Собр. Соч. в 4 тт., Т. 2. М., 1993. С. 14

[4]См. Франк С.Л. Смысл жизни / Духовные основы общества. М., 1992. С. 182.

[5]Кондратьев В.Ф. Православно-этические аспекты эвтаназии / Сборник церковно-общественного совета по биомедицинской этике.

[6]Силуянова И.В. Биоэтика в России: ценности и законы. М., 1997. С. 166.

[7]Достоевский Ф.М. Бесы / Полн. собр. соч. в 30 тт. Л., 1974. Т. 10. С. 472.

[8]Там же. С. 469.

[9]Силуянова И.В. Там же. С. 167.

[10]Сгречча Э. Тамбоне В. Биоэтика. М., 2002. С. 347.

[11]Там же. С. 348.

[12]Апулей. Золотой осел. Лениздат, 1992. С. 164.

[13]Силуянова И.В. Там же. С. 169.

[14]Ницше Ф. Генеалогия морали / Соч. в 2 т. М., 1990. Т. 2, с. 524.

[15]Савва (Молчанов), иеромонах. Проблема в армии / Победа, победившая мир №3/19. М., 2004.

[16]Кондратьев В.Ф. Православно-этические аспекты эвтаназии / Сборник церковно-общественного совета по биомедицинской этике.

[17]Цит. по Лукреций. О природе вещей в 2 тт. М., 1947. С. 593.

[18] Блок А.А. Избранное. М., 1995. С. 484.