АДАПТИРУЕМОСТЬ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ
Характер объекта моделирования в ДИ «Игра» позволяет адаптировать ее для обучения преподавателей (разработчиков игр) ВСей системы образовательных учреждений, повышения квалификации и переподготовки кадров. При этом будет варьироваться лицп, тематическое содержание разрабатываемых проектов игр.
ДИ «АТТЕСТАЦИЯ» Автор-разработчик А.П. Хачатурян (Панфилова)
В аттестационной деловой игре «Аттестация» имитируется процесс оценки умений, качеств, результатов управленческой деятельности руководителей при проведении их аттестации.
В процессе игры ее участники закрепляют теоретические знания в области управления персоналом, приобретают практические умения и навыки формирования требований к работнику управленческого труда исходя из оценки его качеств, профессиональных умений и конкретных условий работы.
Игра знакомит с основными этапами процесса проведения аттестацииуправленческих кадров, а также с разнообразными методами оценивания аттестуемых,такими, как:
• «метод независимых характеристик»;
• сравнение с эталоном (в данном случае - с моделью руководителя); классификация по порядку (вычленение положительных и отрицательных сторон в структуре качеств личности, конкретных умений и т.п.);
• тестирование как метод самооценки личности;
• метод анализа микроситуаций (задач профессионального, управленческого, социально-психологического содержания, казусов из
практики);
• метод ситуационно-ролевой игры для выявления направленности
личности, структуры ее свойств и качеств, индивидуального стиля;
• метод экспертных оценок.
Деловая игра «Аттестация», являясь по типу игрой аттестационной, может быть использована для учебныхцелей в системе подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, для решенияпрактических задач аттестации руководителей и специалистов, а также для обучения экспертов,членов аттестационных комиссий, осуществляющих практическую работу по оценке и аттестации руководителей и специалистов.
Игра является эффективной технологией для проведения экзаменов и зачетовпрактически по любым курсам гуманитарного, юридического, экономического, предпринимательского и других учебных циклов.
Преимуществом данной игры является то, что она достаточно мобильна, легко адаптируетсяи модифицируется для разных отраслей народного хозяйства, для руководителей и специалистов любого профиля. Для этого достаточно лишь разработать соответствующую модель и ситуации в рамках конкретной профессиональной деятельности.
МОДЕЛЬ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ «АТТЕСТАЦИЯ»
Игра основана на сочетании неформального общения участников, в ходе которого используется их производственный и жизненный опыт, с моделированием и формализацией процесса оценки умений, качеств и результатов деятельности руководителей.
16—3499 ?***
Модель имитирует реальный процесс аттестации руководителей и специалистов.
Деловая игра преследует следующие учебные цели:
• обучение участников методике проведения аттестации;
• ознакомление с методами разработки профессионально-квалификационных моделей и (или) личностных спецификаций для руководителей (специалистов) и оценки их качеств, способностей, умений и результатов деятельности;
• закрепление у участников игры умений и навыков использования разнообразных методов оценивания руководителей: деловой беседы, анализа документов, балльных, коэффициентных и пр., а также применения для оценки аттестуемых игровых методов: анализа ситуаций, ситуационно-ролевых игр, игрового проектирования;
• развитие навыков составления деловых бумаг, необходимых для проведения аттестации, а именно: характеристики на аттестуемого, бланков оценивания, аттестационных листов, заключения аттестационной комиссии, памятки аттестующему и др.;
• формирование и закрепление у участников игры профессиональных навыков принятия решений по итогам аттестации;
• развитие творческого мышления, умения отказаться от стереотипов и однозначных методов оценивания руководителей и специалистов, умения эффективно взаимодействовать и сотрудничать с другими людьми.
КОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦИЯ В ДЕЛОВОЙ ИГРЕ Разный уровень информирования о модели (актуальном образе) руководителя или специалиста, проходящих аттестацию, о наиболее значимых для осуществления управленческой деятельности умениях, качествах и способностях, критериях оценки результатов деятельности, неодинаковый творческий потенциал участников игрового моделирования - факторы, порождающие конфликт мнений и конфликтную ситуацию в игре.
Неопределенность информации об объекте оценивания (аттестуемых) порождает и другой фактор, характеризующий конфликтную ситуацию - многоальтернативиость решений в каждой игровой группе и в заключительной совместной дискуссии.
Многоальтернативиость решения заключается в том, что у каждой группы экспертов имеется выбор при оформлении заключения:
♦ соответствует занимаемой должности;
♦ соответствует занимаемой должности при условии улучшения работы, совершенствования умений, развития (или внесении корректив) тех или иных качеств, способностей и выполнения рекомендаций комиссии с повторной аттестацией через год;
♦ рекомендовать соответствующей инстанции рассмотреть вопрос о целесообразности дальнейшего использования аттестуемого руководителя или специалиста на занимаемой должности;
♦ рекомендовать кандидатуру аттестуемого в резерв на выдвижение;
♦ рекомендовать аттестуемому руководителю повысить квалификацию, например в области управленческой или коммуникативной подготовки;
♦ другие решения и рекомендации. ч
Многоальтернативиость решения может зависеть также от субъективных позиций и уровня компетентности каждого эксперта, от умения аттестуемых адекватно реагировать на предлагаемую ситуацию, от их активности в ходе игры и взаимодействия с игровыми партнерами.
Игровые группы принимают решения по итогам аттестации и отрабатывают рекомендации аттестуемым в условиях соревнования групп друг с другом. Их деятельность на всех этапах деловой игры -разработка моделей (актуального образа) с точки зрения их содержания и количества затраченного времени; ранжирование умений, качеств, критериев оценки результатов исходя из значимости каждого из них и логической последовательности. Постановка задач, проблем, ситуаций, ролевого общения с аттестуемыми, с другими игровыми группами оценивается в баллах, поощряется и штрафуется компетентными судьями, анализируется организаторами игры.
СТРУКТУРА ИГРОВОГО КОМПЛЕКСА
Игровой комплекс включает:
■ организаторов игры ■ «экспертов»;
и игровые группы; ■ «отдел кадров»;
■ «аттестуемых»; ■ «компетентных судей».
ОРГАНИЗАЦИЯ ИГРЫ «АТТЕСТАЦИЯ»
Организатором игры выступают преподаватель и ассистент. Они управляют общим ходом игры, распределяют роли и задания участникам, проводят инструктаж, осуществляют взаимодействие со всеми группами в соответствии с установленными правилами игры. В конце игры организаторы подводят ее итоги, всесторонне анализируют действия, ошибки, упущения и достижения участников игры -каждого в отдельности и по группам.
ИГРОВЫЕ ГРУППЫ
Группа аттестуемых - объект оценивания. Количественный состав - от 2 до 5 человек. Это могут быть руководители или специалисты одного уровня (ранга), например все руководители кон-
кретных служб в одной организации или топ-менеджеры и специалисты из разных организаций.
Более сложной для экспертов становится игра, когда аттестуемые - специалисты разного профиля, например главный конструктор, директор по торговле, маркетолог, имиджмейкер и т.п.
Примечание. Выбор объекта оценивания, то есть аттестуемых, зависит от состава обучаемых, целей и задач деловой игры.
Группа аттестуемых или каждый индивидуально пишет профессиональное,а для руководителей и аналитическое, резюме,в которые включает основные биографические и профессиональные данные, личные цели, сведения об образовании, стаже и опыте управленческой работы, способностях и умениях, личностных и деловых характеристиках, интересах и другую необходимую информацию, заполняя тесты методом самооценки.
Группа экспертов № 1 - оценивание умений аттестуемых. Количественный состав: 3-7 человек. Назначенный организатором игры или самой командой лидер координирует всю деятельность игровой группы по созданию модели умений (не менее 10), ранжированию их по значимости, выработке вопросов-ситуаций, казусов, задач, организации ролевого общения с аттестуемыми.
Лидер регулирует внутригрупповое общение, представляет информацию от своей группы, организует защиту решений в ходе коллективной дискуссии.
Примечание. Внутри группы экспертов могут быть представлены разнообразные роли членов аттестационной комиссии: вышестоящий руководитель, коллега из одного подразделения, подчиненный аттестуемого, представители общественных организаций, сторонние наблюдатели и т.п. Группа экспертов №2- оценивание качеств аттестуемых. Количественный состав: 3-7 человек. Назначенный организатором (или выбранный группой) лидер координирует всю деятельность игровой группы: отработку модели деловых и личностных качеств руководителя или специалиста (не менее 10), ранжирование их по значимости, выработку вопросов-ситуаций, постановку задач, проблем для аттестуемых, организацию ролевого общения с аттестуемыми и межличностного внутри игровой группы.
Лидер представляет информацию от своей группы, организует защиту принятых группой решений в коллективной дискуссии.
Группа экспертов № 3 - оценивание результатов деятельности аттестуемых.
Количественный состав группы: 3-7 человек. Назначенный руководителем (или выбранный командой) лидер организует всю деятельность своей игровой группы: отрабатывает критерии анализа результатов деятельности каждого аттестуемого (не менее 5),
ранжирует их по значимости, продумывает ситуации - вопросы, кейсы, проблемные задачи для выявления с их помощью дополнительных данных по результатам деятельности руководителя (или специалиста) и управляемого им объекта.
Лидер регулирует и организует внутригрупповое общение, представляет информацию от своей группы, организует защиту решений во время принятия коллективного решения всеми экспертами.
Примечание. Внутри каждой группы экспертов могут быть представлены различные роли (см. примечания к группе экспертов № 1); кроме того, в случае слабой или недостаточной компетентности по проблемам аттестации, участников (в числе играющих - учащиеся, студенты или молодые специалисты, только что назначенные на должность), входящих в группы экспертов, они могут запросить вспомогательный материал (набор управленческих умений, перечень характеристик личности руководителя или специалиста, Положение или Устав организации, должностные инструкции, квалификационные требования и другие необходимые документы). Запрос дополнительной информации осуществляется в группе «отдел кадров».
Группа «отдел кадров»
Количественный состав группы - 3-6 человек. Группа составляет характеристики на аттестуемых, используя их резюме, отрабатывая материалы индивидуального тестирования, а также анализирует информацию, полученную в ходе ролевого общения экспертов и аттестуемых. На основе собранной и изученной информации группа заполняет необходимые для принятия решений бланки: аттестационный лист, характеристику на каждого аттестуемого, заключение аттестационной комиссии.
Группа располагает всеми необходимыми методическими и информационными материалами в помощь экспертам (см. примечание выше), но выдает этот материал лидерам групп экспертов только по их запросам и за соответствующее количество штрафных баллов.
Примечание. В случае если время на игру ограничено и позволяет пространственная среда, то группам экспертов можно работать одновременно с разными аттестуемыми, и тогда группа «отдел кадров» отправляет своего представителя в каждую команду для сбора необходимой информации с целью принятия решения об аттестации.
Группа «компетентные судьи»
Количественный состав 3-5 человек. Назначенный руководителем игры (или выбранный командой) лидер организует и координирует всю деятельность компетентных судей, вместе с группой выбирает технологии оценивания групп экспертов, разрабатывает систему штрафов и поощрений.
Лидер группы - главный «судья» - должен ознакомить играющих до начала ролевого общения с аттестуемыми с принятой сис-
темой оценивания, поощрения, наказания, рассказать играющим о возможном максимальном количестве баллов за исполнение всех ролей.
Лидер или представитель этой группы выступает с результатами оценивания после каждого фрагмента второго этапа деловой игры и при подведении ее общих итогов.
Примечание. В группу «компетентные судьи» желательно ввести специалистов-практиков, преподавателей или тех обучаемых, которые наиболее компетентны в вопросах требований к управленческим кадрам, функциональному содержанию их деятельности и методам оценивания.
СТРУКТУРА ДЕЛОВОЙ ИГРЫ 1-й этап- Подготовительный:
1.1. Разъяснение обучаемым целей и задач деловой игры «Аттестация», представление руководства игры, знакомство участников со структурой игрового комплекса: 10-15 мин.
1.2. Составление играющих групп. Распределение ролей. Самооценка компетентности экспертов, выявление коэффициента аргументации экспертов. Распределение экспертов по группам. Назначение (или выбор) в каждой группе лидеров. Распределение бланков и необходимых для игры материалов: 10-15 мин.
1.3. Инструктаж всех играющих групп, осуществляемый руководителем игры и ассистентом: 10 мин.
1.4. Отработка банка данных, необходимых для ролевого общения: 20-30 мин.
ПРОЦЕДУРЫ ЗАНЯТОСТИ УЧАСТНИКОВ ИГРЫ
НА ПЕРВОМ ЭТАПЕ
В группе аттестуемых — написание резюме, представление их в «отдел кадров»; заполнение тестов методом самооценки (тесты см. в приложении к игре).
В группе экспертов № 1 - разработка актуального образа или модели умений (не менее 10) руководителя (или специалиста), ранжирование их по значимости, выработка вопросов-ситуаций, проблемных задач, кейсов для аттестуемых.
В группе экспертов №2- разработка модели качеств (не менее 10), ранжирование их по значимости, выработка вопросов-ситуаций, проблемных задач для всех аттестуемых.
В группе экспертов № 3 — отработка критериев оценки результатов деятельности руководителя или специалиста (не менее 5), ранжирование их по значимости; выработка вопросов-ситуаций, проблемных задач для всех аттестуемых.
В группе «отдел кадров» - составление характеристик на аттестуемых с учетом их резюме; подготовка необходимых для аттестации бланков: аттестационных листов, состава аттестационных комиссий, заключений аттестационной комиссии по каждому аттестуемому (сколько аттестуемых - столько бланков).
В группе «компетентных судей» - отработка механизма и технологии оценивания экспертов в каждом из фрагментов игры, отработка системы штрафов и поощрений.
Время на подготовительный этап: 1-1,5 часа.
2-й этап- Ролевое общение участников ДИ «Аттестация»:
2.1. Самопрезентация аттестуемых (со стороны их самих) и представление аттестуемых «отделом кадров»: не более 3-5 мин. на каждого.
2.2. Вопросы-кейсы или микротесты, задаваемые лидерами каждой группы экспертов всем аттестуемым одновременно или по очереди. Ответы аттестуемых.
2.3. Разыгрывание ситуаций, предлагаемых экспертами, в ролях. Задание для каждого испытуемого, где он действует или принимает решение от имени руководителя или специалиста.
2.4. Вопросы-ситуации, задаваемые лидерами каждой из групп экспертов каждому аттестуемому. Ответы аттестуемых.
2.5. Деловая беседа: группа экспертов № 1 с аттестуемыми (10 мин.).
2.6. Задачи-проблемы, задаваемые лидерами каждой из групп экспертов каждому аттестуемому. Ответы аттестуемых.
2.7. Разыгрывание ситуаций в ролях. Задание для каждого аттестуемого.
2.8. Группы экспертов проводят интервьюирование с каждым аттестуемым и оценивают их.
2.9. Заполнение аттестационных листков на аттестуемых во всех экспертных группах.
2.10. Оценивание ролевого общения группой компетентных судей.
Время на второй этап: 1—2 часа.
Примечание. Набор и количество заданий могут варьироваться в зависимости от целей игры и времени ее проведения.
3-й этап- Коллективная дискуссия. Подведение итогов
3.1.Коллективная дискуссия, в которой участвуют все группы экспертов и «отдел кадров».
3.2. Лидер от группы «компетентные судьи» анализирует деятельность всех групп экспертов. Подводи! итоги в баллах по штрафам и поощрениям участников игровых команд.
3.3. В группе «отдел кадров» оформляется заключение аттестационных комиссий по всем аттестуемым на основании решений, принятых вместе с экспертами.
3.4. Зачитываются решения по итогам аттестации.
3.5. Осуществляется разбор деловой игры «Аттестация». С анализом и оценкой работы всех играющих групп выступают организаторы игры.
Время проведения третьего этапа: 1—2 часа.
Общее количество времени на всю игру: 2,5-4 часа.
Примечание. Регламент игры устанавливается ее организатором в зависимости от количества аттестуемых и временных условий, в которых игра осуществляется. При минимальном времени можно некоторые фрагменты подготовить к игре заранее, как домашние заготовки, например весь первый этап. Кроме того, подведение итогов можно перенести на следующее занятие, однако эффективность результатов игры при этом снижается.
ПРАВИЛА ИГРЫ
• По условиям игры эксперты имеют стаж совместной работы с аттестуемыми не менее одного года.
• Вопросы аттестуемым задаются только в жанре ситуаций, проблем, казусов, которые готовятся на первом этапе.
• Группы экспертов отрабатывают модели умений, качеств, критерии оценки деятельности исходя из уровня компетенции.
• Запрос дополнительной информации в «отделе кадров» для разработки моделей возможен только за штрафные баллы.
• Аттестуемые имеют право отказаться отвечать на вопросы экспертов, если они сформулированы неконкретно, не в заданном жанре, поставлены некорректно.
•Эксперты имеют право остановить аттестуемого во время ответов, если в этом есть необходимость.
• Во время представления публичной информации прекращаются все разговоры в командах.
• Все участники делового взаимодействия демонстрируют высокую культуру общения и взаимоуважение. Демонстрация норм деловой этики поощряется баллами.
• Участники деловой игры «Аттестация» соблюдают объявленный регламент. Нарушение регламента штрафуется.
Примечание. Любое нарушение правил отдельными участниками или играющими группами штрафуется по предусмотренной в игре системе штрафов и поощрений, о чем группа «компетентных судей» должна заранее предупредить играющих.
ИНСТРУКЦИИ УЧАСТНИКАМ ИГРЫ
Инструкция преподавателю-организатору игрового занятия: I. Дайте вводную информацию по теме: «Оценка и аттестация руководителей и специалистов».
2. Ознакомьте обучаемых (или персонал организации, участву
ющий в игре) с принципами, правилами, целями и регламентом
проведения ДИ. Разъясните обучаемым структуру, этапы игры.
Поставьте и проанализируйте вместе со всеми участниками игры
проблемную ситуацию в организации, вызвавшую необходимость
проведения аттестации.
3. Сформируйте играющие группы, распределите роли, назначьте лидеров, определите уровень компетентности потенциальных экспертов. Выдайте пакет заданий и бланков всем играющим командам, дайте разъяснения и ответьте на возникшие вопросы, проведите инструктаж и (или) консультирование.
4. Оказывайте методическую помощь группам экспертов при разработке умений, качеств и критериев оценки результатов деятельности руководителей и специалистов, но не работайте вместо них. Постоянно инспектируйте работу всех игровых команд на адекватность их деятельности заданным целям и ожидаемым результатам. Помогайте лидерам провести ситуационно-ролевое диагностирование, деловые беседы, интервьюирование аттестуемых. Управляйте коллективной дискуссией.
5. Оказывайте необходимую помощь играющим в выработке окончательных вариантов принимаемых решений и при заполнении документов по итогам аттестации. Организуйте и проведите анализ деловой игры «Аттестация».
Инструкция экспертам:
1. Вам необходимо оценить свою компетентность как эксперта, которому предлагают участвовать в оценке умений, качеств, результатов деятельности руководителя или специалиста.
Перед вами находится бланк № 1, заполняя который, вы ставите оценку себе по десятибалльной шкале. Если проблема (например, практических умений руководителя) входит в сферу ваших знаний и интересов, вы ставите крестик на уровне этого вопроса в 10-м столбце, в остальных случаях в зависимости от степени своей осведомленности в данном вопросе ставите крестик во 2-8-м столбцах. В предпоследнем столбце записывайте поставленные оценки в баллах.
Внизу находите сумму баллов и определяете общий коэффициент компетентности по формуле:
К.К. = Х/Х макс, где X - сумма баллов, X макс. = 30
Бланк Ms 1 |
Ф-И.О. эксперта