Ожидаемое количество капитальных ремонтов на планируемый период

Кол. а/м n Ведущая функция и число замен по кварталам Число замен за год
1-й квартал 2-й квартал 3-й квартал 4-й квартал
0,00 0,0 0,00 0,0 0,00 0,0 0,01 1,0 1,0
0.01 0,05 0,15 0,28
Итого      

 

Проведенный расчет показывает, что из группы новых автомобилей можно ожидать только один капитальный ремонт двигателя в конце года, всего следует планировать 99 капитальных ремонтов.


3.4.4. Формирование оптимального склада запчастей с минимальной стоимостью и максимальной безотказностью.

Одним из условий эффективного функционирования ремонтных служб АТП или СТОА является наличие требуемых для ремонта автомобиля запасных частей, которые наиболее быстро могут быть получены со склада предприятия. Очевидно, безотказность склада будет тем выше, чем больше запасных частей в нем хранится. Однако чрезмерное увеличение числа запасных частей приводит к возрастанию экономических издержек, связанных с их приобретением и хранением.

Количество запасных частей, потребность в которых возникает наиболее часто, должно быть больше количества редко запрашиваемых деталей. В то же время, целесообразно учитывать стоимость хранимых деталей, так как излишние запасы дорогих частей менее выгодны, чем запасы дешевых деталей, при одинаковой безотказности склада.

Количество забираемых со склада запасных частей за определенный промежуток времени является случайной величиной с распределением вероятностей по закону Пуассона

где k – случайное число забираемых со склада запасных частей;

a – средний расход запасных частей за планируемый период (имеется ввиду деталь

определенного наименования).

При наличии на складе запасных частей определенного го наименования, потребность в этой детали будет удовлетворена при выполнении . Вероятность , что склад будет безотказным по ой части, можно найти как сумму вероятностей:

При хранении на складе n видов (наименований) запасных частей, безотказность склада равна произведению безотказностей по каждому виду детали:

Увеличение нормы хранимых на складе деталей приводит к увеличению безотказности склада и стоимости хранения частей (стоимости склада). Эффективность увеличения до при стоимости рассматриваемой детали Ci можно оценить по отношению где - прирост безотказности склада при увеличении нормы запаса на одну деталь.

Для удобства расчета введем величину , так как безотказность склада меняется в диапазоне от 0 до 1, то меняется в более широком диапазоне от -до 0. Прирост безотказности заменим величиной так как , то

Преобразовав сумму путем вынесения за скобку общих множителей, расчет можно вести по циклической программе на РС.

Определив значения сумм, находим относительную величину по всей номенклатуре хранимых на складе частей; сравнивая получаемые значения, выбираем наибольшее, фиксируя номер (наименование) соответствующей детали. Увеличение нормы хранения выбранной части дает наибольший прирост безотказности склада на рубль затрат на приобретение деталей. Увеличиваем эту норму на одну деталь и определяем общую стоимость склада

Если стоимость склада меньше заданной по условиям расчета общей стоимости, то расчет повторяется, т.е. опять отыскивается номер той детали, которая дает наибольший прирост безотказности склада на рубль затрат. Если стоимость склада сравнивается с заданной общей стоимостью, то расчет прекращается. После этого дается распечатка норм хранения всей номенклатуры запчастей.

Вторым вариантом расчета может быть определение норм хранения запчастей исходя из заданной общей безотказности склада при наименьшей его общей стоимости. На рис. 3.6 приведены результаты расчета для 4-х запчастей,

 

 

Рис. 3.6. К определению безотказности склада по 4-м запчастям

 

средний расход которых, и стоимость отличаются на порядок в соответствии с таблицей 3.4.

 

Таблица 3.4.

№ запчасти Средний расход запчастей ai Стоимость запчастей , руб

Если склад будет сформирован по среднему числу расходуемых запчастей, то его стоимость составит: 100рублей. Оптимальный по безотказности склад должен иметь при той же общей стоимости другое соотношение количества запасных частей: дешевых деталей с большим расходом – больше средней нормы, а дорогих – меньше средней нормы. При уменьшении общей стоимости склада разница в численности дешевых и дорогих частей становится еще больше. Для рассматриваемого примера безотказность склада приближается к единице только при стоимости склада в два раза превышающей стоимость .

 

3.4.5. Методика формирования запасов запчастей на СТОА.

В рыночных условиях СТОА легковых автомобилей испытывают жесткую конкуренцию, что вынуждает их принимать меры к более полному удовлетворению потребностей клиента, в первую очередь – это сокращение времени ремонта при высоком качестве работ. Значительное число операций по устранению отказов автомобилей сопряжено с заменой деталей. Наличие этих деталей на складе СТОА сокращает время выполнения ремонтов, что уменьшает число переходов клиентов к конкурентам.

При отсутствии запасной части клиент с некоторой вероятностью может покинуть СТОА, что приведет к утере ее дохода, или согласится воспользоваться услугами этой СТОА при условии, что будет произведена экстренная доставка необходимой запчасти. Исходя из этих соображений, могут быть определены экономические потери от отсутствия запасной части.

где - интенсивность потока требований на конкретный вид запасной части;

- вероятность наличия запасной части на складе СТОА;

- вероятность ухода клиента;

- утерянный доход от заявки (ухода клиента);

- затраты на экстренную доставку запасной части.

Хранение запасных частей на СТОА также требует определенных денежных затрат , обусловленных омертвлением капитала (стоимость запчастей) и затратами на содержание склада (в расчете на конкретную запчасть). Если хранится запасных частей, то затраты на хранение запчастей данного наименования можно выразить

Вероятность наличия запасной части на складе зависит от нормы запаса Н и среднего расхода запасной части , и может быть выражена из формулы распределения Пуассона

С учетом того, что , можно записать общие затраты СТОА от отсутствия и хранения запасных частей

Оптимальную норму хранения запасных частей можно найти численным решением из условия → min в соответствии с рис. 3.7.

Рис. 3.7. Определение оптимальной нормы хранения запасных частей

 

Очевидно, что увеличение средних расходов запасных частей и затрат, связанных с экстренной доставкой запчасти, приводит к необходимости увеличивать запасы деталей, особенно, если они дешевые. При наличии сильной конкуренции со стороны других СТОА и больших доходов, получаемых от ремонтных работ, количество хранимых запчастей также следует увеличивать.

Расчеты по выведенной зависимости позволяют найти конкретное значение нормы хранения запасных частей.